Основные этапы и тенденции развития социологической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 22:19, лекция

Краткое описание

Конт Огюст (1798–1857) – французский философ и социолог, один из основоположников позитивизма и социологии. Конт полагал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми обществами. Такой подход он назвал сначала социальной физикой, а затем социологией (т.е. наукой об обществе). Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и эксперимент. По Конту, такой подход; часто называемый позитивизмом, обеспечит практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка.

Содержание

1. Классический период институционализации социологической науки (О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер)
2. Современные социологические теории
3. Развитие социологической мысли в Украине

Вложенные файлы: 1 файл

default.docx

— 28.35 Кб (Скачать файл)

Лекция 2. Основные этапы и тенденции  развития социологической мысли

  1. Классический период институционализации социологической науки  (О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер)
  2. Современные социологические теории
  3. Развитие социологической мысли в Украине

ПОЗИТИВИЗМ. О.КОНТА

Конт Огюст (1798–1857) – французский  философ и социолог, один из основоположников позитивизма и социологии. Конт полагал, что с помощью науки можно  познать скрытые законы, управляющие  всеми обществами. Такой подход он назвал сначала социальной физикой, а затем социологией (т.е. наукой об обществе). Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и эксперимент. По Конту, такой подход; часто называемый позитивизмом, обеспечит  практическую основу для нового, более  устойчивого общественного порядка.

Позитивизм – это философское  течение, возникшее в 30-х годах  ХIХ в. почти одновременно в Англии, Франции и Герма­нии. Основной тезис позитивизма состоял в том, что все подлинное положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения и что философия как самостоятельная наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование. Задача философии должна ограничиваться объединением главных результатов положительных наук.

Чтобы подчеркнуть значение науки  для человечества, Конт попытался  рассмотреть движение истории. Она имеет три стадии развития, которые есть по сути три эпохи разных «состояний» человеческого духа. Первая – «теологическая» (фиктивная) с господствующим религиозным миросозерцанием. Вторая – «метафизическая», люди больше обращались к философии. Третья – «позитивная», научная, люди, разочаровавшись в философии, обращаются к науке. Те же самые три стадии развития имеют место в истории каждого индивидуального сознания.

Согласно учению о трех стадиях  Конт полагал, что после образования  первоначального элемента общества – семьи – общественное развитие осуществляется по схеме: образование  феодальных монархий (теологическая  стадия), подъем средних классов  и власть права (метафизическая стадия), власть философов-позитивистов (позитивная стадия). Каждой из трех стадий политической организации общества соответствует, в свою очередь, своя эпоха гражданской  истории – военно-завоевательная, оборонительная и научно-промышленная. На последней стадии возникает «позитивное  общество», где действуют «любовь  как принцип, порядок как основание  и прогресс как цель».

В этическом же отношении позитивизм провозглашает, что человек, как  индивид, или человечество должны быть единственной целью нравственного  поступка уже потому, что по ту сторону  общего понятия человечества ничего не может быть познано. В этом смысле Конт даже набросал план новой религии, в которой «верховною сущностью» является человечество.

ОРГАНИЧЕСКАЯ  ТЕОРИЯ И ЭВОЛЮЦИОНИЗМ Г.СПЕНСЕРА

Спенсер Герберт (1820–1903) – английский философ и  социолог-позитивист, основоположник органической школы в социологии. На Спенсера оказала глубокое влияние теория эволюции Ч. Дарвина. Он полагал, что ее можно применить ко всем аспектам развития Вселенной, включая историю человеческого общества. Спенсер сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части общества (образование, государство и т.д.) – с частями организма (сердцем, нервной системой и др.), каждая из которых влияет на функционирование целого.

 

Сформулируем  в обобщенном виде основные сходства и различия между биологическим  и социальным организмами так, как  их видел Спенсер. Говоря о сходствах, назовем главные среди них:

1) общество, как и биологический  организм, на протяжении большей  части своего существования растет, увеличивается в объеме;

2) по мере роста общества в  объеме усложняется его структура,  как и структура организма  в процессе биологической эволюции;

3) как в биологическом, так  и в социальном организме дифференциация  структуры его элементов сопровождается  аналогичной дифференциацией их  функций. 

Что касается различий между биологическим и социальным организмами, то основные из них проявляются в следующем:

1) в биологическом организме  элементы живут ради целого, в  обществе же - наоборот;

2) способность чувствовать и  мыслить сосредоточена лишь в  определенных частях живого организма,  тогда как в обществе сознание "разлито" по всему "агрегату".

Отождествление общества с биологическим  организмом привело Спенсера к тому, что он весьма своеобразно характеризовал функции элементов, составляющих структуру  социальной системы. Так, земледелие и  промышленность, по его мнению, выполняют  функцию питания, институт торговли функцию кровообращения, армия - это  своеобразный кожный покров, транспорт - сосудистая система и т.д. При  этом в обществе, как и в живом  организме, существует разделение труда.

Эволюционизм  Г.Спенера состоит в том, что общество, как и живой организм, стремится к росту, усложняется, внутренне дифференцируется, переживает различные фазы и по мере своего развития увеличивает взаимозависимость входящих в него составных частей, жизнь которых длится меньше, чем жизнь интегрального целого.

ТЕОРИЯ  ФОРМАЦИЙ К.МАРКСА

К.Маркс (1818 -1883) — немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике — теорию прибавочной стоимости, в политике — теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название «марксизм».

Общественно-экономическая  формация — это исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и являющийся ступенью прогрессивного развития человечества от первобытнообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации. При этом одна формация сменяется другой в результате социальной революции. Капиталистическое общество. согласно марксизму, — последняя из формации, основанных на антагонизме классов. Ею завершается предыстория человечества и начинается подлинная история — коммунизм. Каждая общественно-экономическая формация имеет свой базис и надстройку.

Базис - это присущая обществу совокупность производственных отношений, необходимо складывающихся в соответствии с определенным уровнем развития производительных сил.

Надстройка - это взаимосвязанная система общественных явлений, порожденных экономическим базисом и активно влияющих на него. В надстройку входит: общественные отношения и совокупность учреждений, и организаций - политических (государство и партии), правовых (суд), религиозные (церковь), и так далее.

   Базис и надстройка явления  взаимозависимые, невозможные одно  без другого. Базис новой формации  зарождается в недрах старой  и с падением последней утверждается  как господствующий.

Марксизм  различает пять общественно-экономических формаций.

1.Первобытнообщинный строй — первичная (или архаическая) общественная формация, структура которой характеризуется взаимодействием общинных и родственных форм общности людей.

Началом первобытнообщинного строя считают фазу первобытного стада, а завершающим этапом — общество общинной государственности, где уже наметилась классовая дифференциация.

Основой производственных отношений  здесь служила общая собственность  на средства производства (орудия производства, земля, а также жилище, хозяйственный  инвентарь), в пределах которой существовала и личная собственность на оружие, предметы домашнего обихода, одежду и т. п.

2.Рабовладельческий строй — первое классовое антагонистическое общество, возникшее на развалинах первобытнообщинного строя. Основой господствующих производственных отношений рабовладельческого общества является частная собственность рабовладельца на средства производства и рабов.

При рабовладельческом строе главной  производительной силой общества являются рабы, а господствующим классом - класс  рабовладельцев (землевладельцы, торговцы, ростовщики и т.д.). Кроме этих двух основных классов рабов и рабовладельцев — в рабовладельческом обществе имеются промежуточные слои свободного населения: мелкие собственники, живущие  своим трудом (ремесленники и крестьяне), а также люмпен-пролетариат, образовавшийся из разорившихся ремесленников и  крестьян.

С возникновением рабовладельческого общества возникает и развивается  государство.

3.Феодализм -  характеризуется тем, что главное средство производства — земля — находится в монопольной собственности господствующего класса феодалов, а хозяйство ведется силами мелких производителей — крестьян.

 Политическое устройство феодального  общества на разных этапах  его развития различно: от мельчайшей  государственной раздробленности  до весьма централизованных абсолютистских  монархий. Поздний период феодализма (нисходящая стадия его развития  как системы) характеризуется,  согласно марксизму, зарождением  в его недрах мануфактурного  производства — зачатка капитсписти-ческих отношений и времени назревания и свершения буржуазных революций.

4.Капитализм — это частная собственность на средства производства и эксплуатация наемного труда. Главное противоречие капитализма — между общественным характером труда и частнокапиталистической формой присвоения находит выражение, согласно марксизму, в антагонизме между основными классами капиталистического общества —пролетариатом и буржуазией. Кульминационной точкой классовой борьбы пролетариата является социалистическая революция.

5.Социализм и коммунизм - представляют собой две фены коммунистической формации: социализм ее первая, или низшая, фаза: коммунизм — высшая фаза. Уже при социализме отсутствуют частная собственность на средства производства и эксплуатация наемного труда. В этом отношении между социализмом и коммунизмом различия нет.

При социализме общественная собственность на средства производства существует в двух формах: государственной и колхозно-кооперативной;

При коммунизме же должна быть единая всенародная собственность.

При социализме, согласно марксизму, сохраняются, а при коммунизме исчезают различия между рабочим классом, колхозным крестьянством и интеллигенцией, а также между умственным и  физическим трудом, городом и деревней. На определенной ступени развития коммунизма, согласно марксистскому учению, полностью  отомрут политические и правовые учреждения, идеология, государство  в целом; коммунизм явится высшей формой организации общества, которая  будет функционировать на основе высокоразвитых производительных сиз, науки, техники, культуры и общественного самоуправления.

Слабым местом классической теории формаций, с точки зрения современных  исследователей, является однолинейная конструкция: все формации выстраиваются  в единый ряд, все народы "обязаны" проходить весь путь от одной формации к другой. В действительности, считают  современные приверженцы этой теории, эволюция была многолинейной, многовариантной.

   СОЦИОЛОГИЗМ Э.ДЮРКГЕЙМА

 Эмиль  Дюркгейм (1858—1917) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.

Теоретико-методологической базой, на которой Дюркгейм строил систему  своих социологических взглядов, стал так называемый "социологизм", который провозглашает в качестве своей парадигмы необходимость и требование признавать в качестве особой реальности (наряду с реальностью природной среды и реальностью внутреннего психического мира человека) человеческое общество. Строго говоря, социологизм не претендует на какое-то совершенно особое толкование и объяснение социальной жизни в качестве отдельной общесоциологической теории. Суть этой философско-социологической концепции состоит, скорее, в утверждении определенной исходной позиции: признание первостепенного и исключительного значения социальной реальности в бытии человека, а также использования социологических методов для объяснения этого бытия.

Поскольку общество признается не просто специфической, но и доминирующей, высшей реальностью, постольку социологический  способ объяснения всего, что происходит в окружающем мире ("социологизация") провозглашается как единственно верный. Он должен либо исключать другие способы, либо включать их в себя в качестве частного случая. Онтологический (сущностный) аспект социологизма состоит в утверждении прежде всего автономии социальной реальности по отношению к другим видам реальности - физической, биологической, психологической. Эта реальность включена в универсальный мировой порядок. Она основательна, устойчива и подчиняется действию определенных законов. Таким образом, утверждается тот предмет, который отличает социологию от всех других наук, также имеющих свои предметы. Однако для вычленения социологической науки требуется еще, чтобы предмет ее был доступен наблюдению и поддавался объяснению - подобно тому, как наблюдаемы и объясняемы факты, с которыми имеют дело другие научные дисциплины.

 Отсюда и возникает "теория социального факта". Содержание социальной реальности, считает Дюркгейм, составляют социальные факты, которые не следует сводить ни к экономическим, ни к психологическим, ни к правовым и т.п. фактам действительности. Эти социальные факты обладают следующими самостоятельными характеристиками.

Информация о работе Основные этапы и тенденции развития социологической мысли