Основные этапы и тенденции развития социологической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 22:19, лекция

Краткое описание

Конт Огюст (1798–1857) – французский философ и социолог, один из основоположников позитивизма и социологии. Конт полагал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми обществами. Такой подход он назвал сначала социальной физикой, а затем социологией (т.е. наукой об обществе). Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и эксперимент. По Конту, такой подход; часто называемый позитивизмом, обеспечит практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка.

Содержание

1. Классический период институционализации социологической науки (О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер)
2. Современные социологические теории
3. Развитие социологической мысли в Украине

Вложенные файлы: 1 файл

default.docx

— 28.35 Кб (Скачать файл)

(1) Объективное,  т.е. независимое ни от одного  отдельно взятого индивида, существование. Для того чтобы понять сущность социальных фактов, их нужно наблюдать извне, открывать заново, как мы открываем факты физической реальности. Поэтому, утверждает Дюркгейм, " .социальные факты следует рассматривать как вещи. Вещи - это все, что нам дано, что представляется или, скорее, навязывается наблюдению".

 (2) Способность оказывать давление на любого отдельно взятого индивида (принудительная сила), а значит, детерминировать его действия. Регуляция поведения индивида в обществе определяется отнюдь не индивидуальными причинами и побудительными мотивами, а совокупностью социальных фактов, действующих в том обществе, в котором он живет, и подталкивающих его на совершение именно таких, а не иных поступков.

Морфологические социальные факты - это явления, совокупность которых образует материальные условия  жизни людей, однако при этом они  носят не природный характер, а, скорее, порождены деятельностью самого общества. К морфологическим , образующим своеобразный "материальный субстрат" общества, можно отнести, например, плотность населения.

Что же касается духовных социальных фактов, то они имеют внешнюю по отношению к каждому отдельному члену общества природу, независимы от него и обладают принудительной силой. К ним следует отнести "коллективные представления", совокупность которых образует коллективное или общее представление.

ПОНИМАЮЩАЯ  СОЦИОЛОГИЯ М.ВЕБЕРА

М.Вебер (1884 — 1920) - немецкий социолог, историк, экономист; создатель «понимающей социологии» и теории социальных действий. Одной из основных его работ считается «Протестантская этика и дух капитализма», в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений

Узловой категорией понимающей социологии является понимание, представляет интерес  его веберовская трактовка. В ней выделяется непосредственное понимание и объясняющее понимание.

 Непосредственное понимание означает рациональное непосредственное понимание мыслей и предполагаемого смысла действия. Мы непосредственно понимаем действие дровосека, рубящего лес, Или охотника, прицеливающегося, чтобы выстрелить в зверя.

Объясняющее понимание означает выявление мотивационного смысла действий. Мы понимаем действия того, кто рубит дрова или прицеливается перед выстрелом, не только непосредственно, но и мотивацией, объясняя, для чего человек делает это, а не то, делает так, а не иначе и т.д.

Трактуемое  таким образом понимание, считает  Вебер, означает интерпретирующее постижение:

 а) реальных фактов (отдельные исторические явления, которые исследованы исторически);

 б) предполагаемых фактов ( массовые явления, которые исследованы социологически);

в) смысла или смысловой связи  какого-либо часто повторяющегося явления .

Специфическим объектом понимающей социологии Вебер провозглашает не внутреннее состояние или внешнее отношение человека как таковое, взятое само по себе, а его действие.

Действие - это всегда понятное (либо понимаемое) отношение к тем или иным объектам, отношение, которое характеризуется  тем, что оно предполагает наличие  определенного субъективного смысла.

В основе теории социального действия лежит учение о 4 типах поведения человека. Различают:

  1. Целерациональное поведение – свободный и осознанный выбор цели.
  2. Ценностно-рациональное поведение – сознательная ориентация или вера в нравственные или религиозные идеалы.
  3. Традиционное поведение – притупленная реакция на привычные раздражения, протекает по однажды принятой схеме.
  4. Аффективное (реактивное) поведение – кратковременное бессознательное действие, сильный душевный порыв, последствие неожиданной ситуации

Информация о работе Основные этапы и тенденции развития социологической мысли