Основные этапы становления экономической социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 22:15, реферат

Краткое описание

Цель работы заключается в анализе особенностей становления и развития экономической социологии.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить классический этап становления экономической социологии.
Рассмотреть основные социологические концепции западных экономических школ в 50, 70 и 90-е годы ХХ.
Определить основные этапы развития советской экономической социологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат эконом-ская соц..docx

— 41.76 Кб (Скачать файл)

Второй этап (60—80-е годы) характеризуется быстрым развертыванием исследований на «стыке» экономики и социологии. На данном этапе получили развитие следующие основные направления социологического знания: социология труда как специальная социологическая теория (Н. В. Андреенкова, Ю. В. Арутюнян, Н. И. Дряхлов, А. И. Кравченко, Ю. Л. Неймер, В. Г. Подмарков, Ж. Т. Тощенко, 3. И. Файнбург); проблемы социального развития рабочего класса и технической интеллигенции (Л. А. Гордон, В. П. Рожин, О. И. Шкаратан); методологические и прикладные вопросы комплексного социально-экономического планирования (Г. П. Давидюк, о В. Я. Ельмеев, Н. И. Лапин, П. П. Лузан); социальная организации быта и свободного времени                      (В. И. Болгов, Л. А. Гордон, Э. В. Клопов, В. Д. Патрушев, В. М. Рутгайзер); общеметодологические проблемы социологического знания (Е. М. Барбосов, З.Т. Голенкова, А. Г. Здравомыслов, Г. В. Осипов, М. Н. Руткевич,                  Ф. Р. Филиппов, В. А. Ядов). Это позволяет говорить о формировании научного направления социологии экономической жизни.

Третий этап (с середины 80-х годов по настоящее время) — период оформления экономической социологии как науки о механизмах связи между экономикой и обществом (Т. И. Заславская, Н. М. Римашевская,                      Р. В. Рывкина, Л. Я. Косалс), а также науки об определенных формах экономического поведения человека в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг                              (В.И. Верховин, В.В. Радаев). Становлению этой науки способствовали  изменение политической атмосферы в стране, усвоение достижений социологической мысли других стран, социология экономической науки, теория организаций и управления и другие.

 Важная черта этого этапа  – институционализация экономической  социологии.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Излагая историю зарубежной и отечественной  социологии экономической жизни, я  стремилась донести  достижения мировой  социальной мысли, показать логику ее развития, раскрыть классический этап становления экономической социологии как этап ее теоретической подготовки, формирования исходной методологии – принципов анализа реальных процессов под углом зрения взаимосвязи экономики и общества, разработки категорий, необходимых для описания и объяснения этих взаимосвязей.

Сравнительный анализ взглядов и роли К.Маркса, М.Вебера и Т.Веблена в формировании классического этапа экономической социологии показывает, что экономическая теория К.Маркса включает в себя социальные революции  порождающие их силы; культурологическая  М.Вебера нацелена на выявление культурного генезиса «духа капитализма»; концепция Т.Веблена очерчивает эволюционное развитие в процессе селекции социальных  институтов, регулирующих экономическую сферу деятельности. Дополняя друг друга, эти теории создают мощный теоретический фундамент становления экономической социологии.

История западной экономической мысли  рассматривается как история  постепенного расширения социального  фона экономических процессов, что диктовалось необходимостью социального объяснения сферы мотивации экономического поведения, соотношения в нем свободы и регламентированности; роли различных ограничителей свободного предпринимательства; роли социальных институтов в экономической жизни и др. 

Сегодня экономическая социология в ее западном варианте – это не столько целостная  мононаука, сколько довольно широкое научное движение, направленное на изучение «стыковых» экономико-социальных проблем, наиболее актуальных для развитых капиталистических стран.

В нашем случае дело обстояло наоборот: главным стимулом к развитию экономико-социологических  исследований в СССР выступала социальная практика совсем множеством ее нерешенных проблем. Ни социальная экономическая наука, «освобожденная» от интересов и поведения людей, ни социология, занятая преимущественно изучением социокультурных явлений, не могли убедительного показать, что происходит с экономикой и обществом в целом. В этих условиях становление экономической социологии началось с конкретных исследований социальных проблем экономики. Советская экономическая социология отличается от западной сильнейшей ориентацией на познание реальных закономерностей социальной практики (прежде всего, конечно, российской). В этом состоят ее сила и слабость. Сила связана с актуальностью исследуемых вопросов и органической включенностью в жизнь общества, а слабость - в известной ограниченности, связанной с «пропитанностью» проблемами России.

На сегодняшний день ситуация в  странах бывшего Союза во многом обусловлена причинами неэкономического характера. Влияние таких факторов, как историческое своеобразие, этнопсихология, определенные религиозные установки  и прочие подобного рода причины, оказывающие значительное воздействие  на формирование определенной экономической  инфраструктуры, остается вне поля зрения экономической науки.

Таким образом, социологический подход позволяет рассматривать явления  экономики с помощью большего числа переменных, что дает возможность  увидеть новые грани проблемы, которые при чисто экономическом  рассмотрении оказываются вне поля исследования. Как пишет американский социолог Н. Дж. Смелсер, «социолог экономической жизни занимается изучением того, какими способами эти символы (т.е. конкретные элементы культуры, мировоззрения и др.) облегчают либо затрудняют различные виды экономической деятельности и какими способами экономическое поведение ведет к изменению культурных символов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

  1. Бухарин Н.И. Проблемы теории и практики социализма. – М., 1989.
  2. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания / Вебер М. Избранные произведения. М., 1991, с. 345-415.
  3. Веблен Т. Теория праздного класса. – М., 1984.
  4. Верховин В. И. Экономическая социология. М.: 1998.
  5. Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В.Радаев. – М., 2004.
  6. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.13.
  7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики. В 2.т., Т.1. – М., 1983.
  8. Смелсер Н. Социология экономической жизни //Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М., 1972. с. 188-202.
  9. Соколова Г.Н. Экономическая социология. – Минск, 1998.
  10. Социология и современная Россия / Под ред. А.Б. Гофмана. – М.: ГУ ВШЭ, 2003.

 


Информация о работе Основные этапы становления экономической социологии