Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:07, контрольная работа
В жизни встречается много вопросов, ответить на которые можно только при помощи научного исследования, в частности социологического. Социологические исследования дополняют и конкретизируют статистическую информацию конкретными данными об интересах и запросах, мнениях и настроениях людей, об их идеалах, жизненных планах, о степени удовлетворенности организацией труда, досуга и быта, состоянием материально — психологического климата.
1.Цель и общественная значимость прикладной социологии.
2.Основные виды социологического исследования : понятие , структура , виды , функции.
3.Составьте таблицу основных этапов проведения социологического исследования и раскройте содержание каждого.
Тема: «Основы прикладной социологии»
1.Цель и общественная
значимость прикладной
2.Основные виды
3.Составьте таблицу основных этапов проведения социологического исследования и раскройте содержание каждого.
Основные этапы |
Содержание |
1.Цель и общественная значимость прикладной социологии.
В жизни встречается много вопросов, ответить на которые можно только при помощи научного исследования, в частности социологического. Социологические исследования дополняют и конкретизируют статистическую информацию конкретными данными об интересах и запросах, мнениях и настроениях людей, об их идеалах, жизненных планах, о степени удовлетворенности организацией труда, досуга и быта, состоянием материально — психологического климата.
Социологическое исследование требует тщательной подготовки, чтобы обеспечить высокий научный уровень анализа.
Подготовка социологического исследования — процесс насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Надо обеспечить надежную теоретическую основу исследования , продумать его общую логику, разработать инструментарии для сбора информации, сформировать исследовательскую группу.
Цель любого социологического исследования- анализ таких проблем, которые имеют ключевое значение для жизни общества. Одна из главных причин обращения к социологическим исследованиям — потребность в обширной, содержательной и актуальной информации, отражающей наиболее важные стороны жизнедеятельности и взаимодействия индивидов, групп, коллективов, социальных слоев общества, которые чаще всего скрыты . Любое взаимодействие, скрытое от «внешнего глаза», может при определенных условиях выплеснуться, перечеркивая все расчеты практиков социального управления.
Проведение социологического исследования — не самоцель. Как бы ни была значима его роль и широки возможности , оно выступает в качестве лишь одного из средств получения социальной информации.
Социологическое исследование, по мнению большинства специалистов- социологов,- это система логически последовательных методологических, методических и организационных — технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. Первенство в любом социологическом исследовании отдается методологии.
Методология социологического исследования — это особая область социологического познания, имеющая своим содержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, систему норм и регулятивов проведения социологических исследований.
Более простое определение понятия «методология» - это способ получения нового знания. Главная задача методолога — показать , как конструируются понятия и какова их взаимосвязь с изучаемыми социальными процессами, человеческим взаимодействием. Создавая исследовательские программы, социолог — методолог должен знать, что следует отбирать, наблюдать, как анализировать собранный эмпирический материал, преобразовывать его в соответствии с теоретическими положениями. Делается это для того, чтобы повысить уровень надежности получаемых эмпирических данных, , следить за тем как они вписываются в теорию, если же реальная действительность противоречит теоретическим построениям, то и скорректировать теорию.
Теория и методология тесно взаимодействуют. Вот главные их признаки: теория дает объяснение тому или иному явлению или процессу, указывая на то, что надо исследовать, какую конкретную проблемную ситуацию предстоит изучить, а методология показывает как надо исследовать, то есть дает объяснение ситуации и способы ее изучения.
Методика — это совокупность технических приемов, обусловленных данным методом, включающих частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Эффективность методики тем выше, чем полнее каждый ее компонент ориентирован на конечный результат, чем оптимальней в ней используются элементы контроля и проверки.
Методика социологического исследования — это результат перевода общих методологических и теоретических положений исследования на инструментальный и организационный уровни применительно к уникальным особенностям проблемной ситуации и исследовательских задач, специфике изучаемых объекта и предмета, к конкретным возможностям исследовательского коллектива.
Методика социологического исследования реализуется в виде совокупности нормативных предписаний и конкретных инструментальных процедур и операций, необходимых для решения исследовательских задач, а так же критериев оценки качества получаемой эмпирической информации. Каждая социологическая методика представляет собой совокупность оригинальных методических решений, которые являются результатом теоретических и эмпирических обоснований их адекватности для конкретных исследовательских задач, конкретных объекта и предмета исследования.
Методика социологического исследования включает:
2.Основные
характеристики социального
Конкретные социологические исследования — это изучение общественных отношений в различных сферах социальной деятельности(экономики, политики, духовной жизни, быта и т. д.), тенденций и закономерностей их развития и функционирования путем сочетания теоретических и эмпирических методов исследования . Конкретные социологические исследования рассматривают какой либо общественный процесс или явление с точки зрения обусловленности их структуры и динамики, особенностями экономической, социально-политической и духовной жизни общества, в том числе закономерностями, устанавливаемыми другими социальными исследованиями, причем экономические закономерности выступают как определяющие в этих процессах.
Теоретическая база конкретного социологического исследования — общая социологическая теория — исторический материализм и разрабатываемые на его основе частные социологические теории, которые выполняют функцию научной методологии этих исследований и позволяют найти объективный подход к анализу фактов социальной действительности. Конкретное социологическое исследование — важный инструмент анализа социальных тенденций, соединения теории и практики социалистического строительства. Они служат средством фактического (эмпирического) обоснования научных теоретических выводов о закономерностях общественного развития и благодаря этому являются необходимым звеном в принятии решений, связанных с регулированием социальных процессов и управлением ими в обществе.
В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.
Социологическое исследование включает четыре сменяющих друг друга этапа:
Несмотря на то, что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем , не существует.
Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленном в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования : разведывательное, описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование решает ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе возникает , когда проблема или мало или вообще не изучена. Он успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном исследовании, а так же для выявления трудностей, которые могут возникнуть в дальнейшем.
Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных данных. В этом смысле можно говорить о такой его разновидности , как экспресс-опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент.
С помощью оперативных опросов определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам, а так же степень эффективности только что проведенных мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результатов различных общественно-политических кампаний.
Обычно в
разведывательном исследовании используется
какой либо один из наиболее доступных
методов сбора первичной
Описательное исследование — более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.
Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.
Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различный стаж работы, уровень образования, семейное положение и т. д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.
Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Сочетание различных методов повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а следовательно, позволяет дать более обоснованные выводы и рекомендации.
Аналитическое социологическое исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса , но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно-следственных связей — главное назначение такого исследования. Если в описательном исследовании устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления, то в аналитическом выясняется, носит ли эта связь причинный характер и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление. В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление. Обычно их классифицируют как основные и неосновные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируемые и т. д.
Аналитическое
исследование невозможно без детально
разработанной программы и
Разновидностью аналитического исследования можно считать эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации , путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.
Подготовка и проведение любого эксперимента- дело трудоемкое и требующее специальных знаний и методических навыков. Особенно это важно тогда, когда речь идет о внедрении новых форм организации и стимулирования труда, об изменениях общественной и повседневной жизни людей, глубоко затрагивающих личные, коллективные и общественные интересы. В данном случае эксперимент не просто желателен , а необходим. Он позволяет избежать случайностей и непредвиденных последствий, увереннее, с научной обоснованностью внедрять в практику новые формы и методы управления.