Основы социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:01, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – выявить проблемы становления социального государства в России.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
раскрыть понятие, сущность, функции социального государства;
рассмотреть формирование в России социального государства.

Содержание

1.Введение
2. Становление социального государства в России.
3. Тест и ответы к тесту.
4.Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 37.30 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию Новосибирский государственный  университет экономики и управления – «НИНХ»

 

 

 

Номер группы: МКП31

Наименование направления  и профиля: Торговое дело 3,5 года

Студент: Кибальникова Алина Тимофеевна

Номер зачетной книжки (студенческого билета): 131308

Учебная дисциплина: Основы социального государства

Кафедра: Истории и политологии

Номер варианта контрольной  работы: Вариант№3

Дата регистрации институтом: «_____» _______________ 20__ г.

Дата регистрации кафедрой: «_____» __________________ 20__ г.

Проверил: ________________________________________________

(фамилия, имя, отчество  преподавателя)

 

 

 

 

 

2013

Содержание

1.Введение

2. Становление социального государства в России.

3. Тест и ответы к тесту.

4.Список использованной  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изменение политической и  социально-экономической ситуации в России, осуществлявшееся в течение  многих лет, в которой при сохранении пережитков советской социальной политики все же социальная составляющая формировалась  по остаточному принципу, привело  к тому, что в развитии самых  разнообразных общественных сфер остро  проявляются кризисные моменты. В этих условиях нет более актуальной задачи, стоящей перед Россией, чем определение верной траектории социального и общественного развития, способной ликвидировать кризисные явления.

Для решения вышеуказанной  задачи ключевое место могла бы занять концепция «социального государства», опробованная и практикуемая с явным  успехом в странах Западной Европы. Социальное государство в современной  России находится на всех уровнях  на раннем этапе формирования: концептуальном, нормативном, практическом.

Актуальность исследований социального государства определяют не только вытекающие из них важные политические последствия, но и их значение для теории и практики. Разработка российской модели социального государства, конкретной государственной социальной политики, механизмов защиты и социальной поддержки – все это должно обеспечиваться объективными научными знаниями.

Разработка широкого круга  проблем, связанных с исследованием  теории и практики социального государства, выявление и показ особенностей и проблем его формирования в  современной России приобретают  несомненную научную актуальность.

В широком понимании социальная политика рассматривается как совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых  государственными и негосударственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых  условиях жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального  климата.

Суть социальной политики государства, поставившего перед собой  задачу превратиться в социальное государство, состоит в обеспечении условий  для повышения благосостояния, уровня жизни населения, создании социальных предпосылок в формировании экономических  стимулов развития производства. В  социальном государстве задача реализации сильной, эффективной социальной политики выдвигается на первый план.

Цель работы – выявить  проблемы становления социального  государства в России.

Данная цель реализуется  в работе на основе решения следующих  задач:

  • раскрыть понятие, сущность, функции социального государства;
  • рассмотреть формирование в России социального государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Становление социального государства в России

Социальное государство  является очередной ступенью эволюционного  развития государственности. Объективные  причины его возникновения связаны  с изменением роли человека на производстве, когда ведущее отношение "государство - личность" пришло на смену отношению "государство - общество". Повышение  роли человеческого фактора в  результате научно-технического прогресса  привело к необходимости более  широкого учета потребностей людей, признанию их социальных прав и принятию государством на себя ряда социальных функций.

Анализ представлений  о социальном государстве позволяет  нам представить следующую периодизацию его развития:

    • первый этап (с 70-х годов ХIХ в. до 30-х годов ХХ в.) - социалистический;
    • второй этап (с 30-х годов ХХ в. до конца 40-х годов) - правового социального государства;
    • третий этап (с конца 40-х годов по 60-е годы ХХ в.) - государство социальных услуг;
    • четвертый этап (с конца 50-х годов до середины 80-х) - государство всеобщего благоденствия;
    • пятый этап (с начала 80-х годов по середину 90-х) - деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия;
    • шестой этап (с середины 90-х годов ХХ в. по настоящее время) - либеральное социальное государство.

Исторически первый тип социального  государства был связан с появлением у государства функций социального  обеспечения, социальной защиты, государственного здравоохранения и образования  на основе распространенности данных функций на всех, их правовой основы, наличия социального бюджета  и специализированных социальных структур. Этот тип соотносится с первым ("социалистическим") и вторым ("правовым") этапами развития социального государства и может быть обозначен как первичное социальное государство. Это первая форма социального государства, в котором наличие правовых основ, социального бюджета и специализированных социальных структур порождает специфические функции, не свойственные иным государствам. Необходимо подчеркнуть, что не отдельно взятое свойство и вытекающие из него функции определяют водораздел между социальным и не являющимся социальным государствами, а совокупность первичных признаков социального государства. Нужно отметить, что в современном мире многие страны можно отнести к первичным социальным государствам. Это только подтверждает тезис о том, что социальное государство является продуктом эволюционного развития общества.

Условно данный тип социального  государства в соответствии с  определенным этапом можно обозначить как государство социальных услуг.

Принятие государством на себя ответственности за уровень  благосостояния всех граждан, стремление достичь равенства в высоком  уровне жизни обусловливают появление  у государства таких функций, как государственное регулирование  и необходимое пополнение из бюджета  страховых фондов, оказание социальной помощи при страховых случаях, защита от не страховых рисков, тотальное  перераспределение доходов, стимулирование социальной ориентации экономики. Данный тип государства по праву можно назвать государством всеобщего благоденствия.

Последний этап развития социального  государства обозначен как этап либерального социального государства, и переход к этому этапу  был обусловлен неэффективностью механизмов социального страхования и как  следствие разрушением принципа солидарности, техническим прогрессом и противоречиями между рыночным и государственным регулированием экономики. В этих условиях многие государства  отказались от тотального перераспределения  доходов через систему обязательного  страхования, переориентировали социальную политику на удовлетворение потребностей конкретных сегментов гражданского общества. Главной особенностью данного этапа является появление у социального государства функции проведения социальной политики, направленной на снятие антагонизма между социальными целями государства и требованием рынка, компенсацию асимметрии совокупности прав и обязанностей, достижение высоких экономических показателей за счет социальных факторов и достижение за счет эффективной экономики высокого уровня защиты от социальных рисков.

Тип социального государства, формирующегося на данном уровне, содержит все указанные выше константные  признаки такого государства и может  быть обозначен как собственно социальное государство. Только в таком государстве  совпадают социальные цели и механизмы  их достижения, получают развитие основные принципы социального государства, реализуются его основные функции, снимаются вынужденные противоречия, существующие в прежних, переходных видах.

Таким образом, говоря о социальном государстве, как родовом понятии, имеются в виду различные типы социального государства, представляющие фазы его развития:

- первичное социальное  государство;

- государство социальных  услуг;

- государство социального  благоденствия;

- социальное государство.

Россия (Советский Союз), являясь одной из ведущих стран  мира, прошла тот же объективно предопределенный путь цивилизационного развития, что  и другие страны, и результатом  накопленного опыта стали осознание  ценности человека для социального  государства и неприятие идей социального дарвинизма середины XIX в.

Раскрытие специфики и  механизмов "российской модели социального  государства" требует оценки механизмов реализации социальных функций государством в Советском Союзе, обобщения  исторического социального опыта  предыдущего столетия и учета  менталитета нашего общества в сопоставлении  с международным опытом. Вопрос о  природе и сущности социального  государства в России не академический, а политический, ответ на который  непосредственно определяет жизнь  всего народа.

Относительная закрытость, уникальность исторического пути и  принципиальная ограниченность внешнего воздействия на социальную политику Советского Союза наряду с огромным эмпирическим материалом о жизни  в Советском Союзе позволяют  рассматривать Советский Союз как  крупномасштабный полевой эксперимент, направленный на изучение природы и  становления социального государства.

Несмотря на общность цивилизационного пути с другими странами Россия имеет  свой исторический опыт становления  социальной деятельности, свою политическую историю и путь экономического развития, который определяет особенности  современной социальной политики.

При подготовке российской Конституции 1993 года перед ее разработчиками стояла сложная проблема определения  общественного строя новой России. Конституция провозгласила страну демократическим федеративным правовым государством с республиканской  формой правления. В ст.7 Конституции  РФ говорится, что “Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека”. Тем самым была заложена конституционная основа для  прогрессивного развития государства  в соответствии с передовой мировой  практикой. Естественно, что ее реализация требует времени и больших  усилий.

Формирование социального  государства в России находится  на самом раннем этапе на всех уровнях: концептуальном, нормативном, практическом. Научная разработка его проблем  фактически только начинается. Законодательная  база - узка и явно несовершенна. В п.2 ст.7 Конституции Российской Федерации перечислены лишь некоторые из основных направлений деятельности государства в социальной сфере: охрана труда и здоровья людей; установление минимального размера оплаты труда; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Более конкретно эти и другие обязанности государства и формы их исполнения раскрыты в статьях 37-43 Главы 2 “Права и свободы человека и гражданина”. В то же время в Конституции не нашли отражения многие существенно важные положения, без которых принцип социального государства может остаться лишь декларацией.

В последние годы Государственной  Думой Российской Федерации проделана  определенная работа по созданию законодательной  составляющей государственной системы  социальной защиты населения.

Используя опыт создания и  функционирования социального государства  в развитых странах Запада, опираясь на многовековой опыт государственного строительства России, учитывая исторические традиции и менталитет русского и  других коренных народов России, а  также геополитическое положение  и природно-климатические условия  нашей страны, принцип социального  государства в его российской модели должен рассматриваться как  методологический, как главный и  определяющий принцип строения и  всей системы деятельности государства.

Экономический фундамент  российского социального государства  должна составлять высоко развитая, социально  ориентированная смешанная экономика, обеспечивающая как удовлетворение материальных и духовных потребностей населения, так и сохранение среды  обитания и гармонию природы и общества. При таком подходе неизбежно встает вопрос о значительном, закрепленном в Конституции повышении роли и ответственности государства в экономической сфере. Государство обязано и за счет собственных ресурсов, и путем создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоемких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленности и агропромышленного производства, фактическую замену крайне запущенной технически и морально устаревшей коммунальной, строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры.

Информация о работе Основы социального государства