Основы социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:01, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – выявить проблемы становления социального государства в России.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
раскрыть понятие, сущность, функции социального государства;
рассмотреть формирование в России социального государства.

Содержание

1.Введение
2. Становление социального государства в России.
3. Тест и ответы к тесту.
4.Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 37.30 Кб (Скачать файл)

В социальной сфере российского  социального государства наряду с включением достижений мирового опыта  в максимально возможной и  целесообразной степени должны быть восстановлены реально обеспечивавшиеся в советское время социальные гарантии граждан.

К числу необходимых характеристик  социальной сферы российского социального  государства следует отнести  восстановление социальных гарантий на получение качественного бесплатного  для граждан медицинского обслуживания по основным видам медицинской помощи и бесплатного образования всех его уровней. Образование в пределах государственных образовательных  стандартов, в том числе первое высшее, а также послевузовское должно быть бесплатным.

Исключительно важной заботой  социального государства именно в России является весь комплекс демографических  проблем. Нарастающая угроза вымирания  коренного населения страны за счет сокращения продолжительности жизни  и сокращения рождаемости ставит вопросы воспроизводства, миграции населения и защиты от внешней  демографической экспансии в  число наиболее приоритетных.

Для воплощения принципа социальности в деятельность российского государства  серьезные коррективы должны быть внесены  и в его политическую сферу. Прежде всего необходима конституционная реформа, направленная на действительное утверждение равноправия ветвей власти за счет значительного повышения статуса и роли власти законодательной. Именно представительные органы власти по определению отражают весь спектр интересов различных слоев общества и позволяют осуществлять их гармонизацию. Наряду с этим необходимо продолжать совершенствование избирательного законодательства в целях обеспечения свободного волеизъявления граждан и избрания в органы власти представителей народа, а не олигархических и криминальных кругов.

В рамках конституционной  реформы принцип социального  государства должен быть распространен  и на вопросы, касающиеся формы государственного устройства, характера отношений  между органами власти различных  уровней, а также системы межнациональных  отношений и статуса отдельных  наций. В настоящее время, вопреки  формально провозглашенному принципу равенства субъектов федерации (ст.5, ч.4 Конституции РФ), фактически эта  норма не соблюдается. Продолжается заключение договоров федеративного  центра с отдельными из них. При этом объем полномочий, передаваемых национальным республикам, значительно превосходит объем полномочий, предоставляемых, например, областям. В результате республики и проживающее в них население получают экономические и социальные преимущества. В национальных республиках практикуется предоставление различных преимуществ так называемым “титульным нациям”, составляющим в большинстве республик меньшинство населения, что фактически ведет к дискриминации граждан других национальностей. Все эти явления противоречат принципам социального государства, которые должны в равной степени распространяться на всю территорию страны и на всех ее граждан, независимо от их национальности.

В российском социальном государстве  существенное значение и свои специфические  черты будет иметь и духовная сфера. Во главу угла забот государства  и общества должно быть поставлено формирование всесторонне и гармонично развитой личности каждого человека. Глубокие народные традиции гуманизма и нравственности, высочайшие достижения отечественной культуры делают эту цель вполне достижимой. Для этого должен быть открыт доступ гражданам и прежде всего молодежи к подлинным образцам мировой и отечественной культуры, искусства и литературы, прекращена фактически насильственная вестернизация духовной жизни.

Конечно, Российскую Федерацию  сегодня вряд ли можно в полной мере отнести к социальным государствам. Однако тенденция к этому прослеживается хотя бы в попытках конституционного закрепления многих из перечисленных  признаков государства данного  типа. Поэтому представляется правомерным  назвать Россию страной, находящейся  на переходной стадии к социальному  государству.

Россия нуждается в  разработке функций социального  государства и создании блока  социальных программ, способных удовлетворить  потребность населения в справедливости и обеспечить возможность зарабатывать по труду. Существующие политические разногласия, неконсолидированность демократии подчеркивают необходимость солидарности, а не взаимной ответственности, с одной стороны, человека, которому негде заработать на профессиональной основе, а с другой - государства.

Можно назвать некоторые  проблемы создания социального государства  в России:

Россия еще не обрела опоры  в праве, в правах человека и социальное государство в России не может  опереться на фундамент правового  государства: создание социального  государства у нас не является новым этапом развития правового  государства (как это имело место  на Западе);

в России не создан "средний  слой" собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной  партийно-государственной собственности;

отсутствует мощный экономический  потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы  и автономии собственников;

не ликвидированы монополии  в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи "профессиональных" идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой - политики и экономики ("политика - дело грязное");

существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях  реформирования общества;

в обществе отсутствуют четко  обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;

в процессе освобождения российского  общества от тотального вмешательства  государства по инерции снижена  социальная роль государственности, то есть российское государство впало  в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.

И тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности - единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.

 

 

Заключение

 

Социальное государство  – это более высокая ступень  государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества. На сегодняшний  день Скандинавские страны более  чем другие воплощают на практике модель государства, о котором и  шла речь.

Социальное государство  возникает на основе целенаправленной политики властей той или иной страны. Предпосылкой социального государства можно считать становление постиндустриального общества посткапиталистического типа в единстве таких его подсистем, как социальная рыночная экономика, гражданское общество, правовой демократический режим и др. Данными предпосылками создаются условия для снятия отчуждения личности от власти и «обуздания» политических институтов гражданским обществом на основе развития договорного характера государства и его превращения в социально ответственный институт власти. Такое государство начинает осуществлять активную и адресную социальную политику в интересах всех категорий граждан на основе открытости и демократизма власти, социальной справедливости и гражданского мира, социального партнерства, согласия и солидаризма.

Современное социальное государство - это институт, направленный на организацию  нормальной жизни и развития всего  общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как  внутри государства, так и за его  пределами. Необходимо отметить, что  государство не утрачивает полностью  своих карательно-репрессивных функций, но применяет их лишь в крайнем случае, в отношении узкого круга лиц, нарушающих права и свободы граждан, а также против государств-агрессоров и деспотических режимов, нарушающих права и свободы собственных народов.

Современная стратегия модернизации России направлена на формирование информационно-технологического способа производства с социально  ориентированной экономикой, современного гражданского общества, многочисленного  среднего класса, демократической политической системы и правового государства. Знакомство с реальными процессами общественных преобразований в стране позволило обосновать тезис о  тенденции движения к российской модели смешанного полиформического общества. Особенностью данного процесса является наличие унаследованной от советского социализма высокоразвитой индустриальной системы с элементами постиндустриализма для становления такого общества в экономике России и социальной сфере, а также опыт и традиции прежней социальной политики.

России предстоит пройти нелегкий путь превращения концептуальной модели, основанной на нормативах, в  практическую модель социального государства. Для этого необходимо широко использовать опыт стран, добившихся значительных результатов  на пути строительства правового  демократического социального государства, основанного на социально-ориентированном  рыночном хозяйстве.

Едва ли правильно назвать  нынешнюю Россию социальным государством – она пока еще только намерена стать таковой. Правильнее было бы назвать  Россию страной, ставшей на путь строительства  социального государства.

Путь этот можно спрогнозировать  по трем этапам. Учитывая специфику  России, осуществляющей переход от социалистического через ранний капиталистический к социальному государству, первый этап – начальный – ориентировочно может проходить пять лет. На этом этапе должна быть создана научная концепция социального государства и с ее учетом обновления или вновь создана правовая основа на всех уровнях власти, управления, местного самоуправления системы социального партнерства и гражданского общества. За этот период должны быть подготовлены структуры и механизмы, выработаны основные направления социальной и экономической политики для функционирования социального

государства с социальным рыночным хозяйством.

Второй этап – переходный – может занимать до десяти лет. На этом этапе должны быть апробированы законы, подзаконные акты, эффективность  работы органов власти, местного самоуправления, социального партнерства, после  чего соответствующие коррективы вносятся во всю законодательную базу, в  структуры органов руководства  и в государственные образовательные  стандарты.

Третий этап включает период стабильного функционирования развития социального государства – после 10-15 лет становления социального  государства.

Выработка и реализация именно российской модели социального государства  являются оптимальным вариантом  общественного развития нашей страны в современных условиях. Сегодня  осуществляется формирование такой  модели объединенными усилиями специалистов самых разных общественных наук, в  т.ч. и юридических, представителей политических партий, профсоюзных и других общественных организаций, всех ветвей государственной власти.

Зарождение и становление  российской модели социального государства  находится в глубокой связи с  содержанием реформ и всем ходом  современной модернизации страны.

 

 

Список используемой литературы

 

    1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 в ред. поправок от 30.12.2008 № 6, 7-ФКЗ.
    2. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг» от 11.03.2008 г. № 18-ФЗ.
    3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – М.: Норма, 2007. – 784 с.
    4. Бочаров М.П. От социальных ценностей к социальному государству. – М.: Луч, 1997. – 212 с.
    5. Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Основы социального государства: учебник. – М.: Социальные отношения, 2004. – 416 с.
    6. Калашников С.В. Становление социального государства в России. – М.: Экономика, 2003. – 159 с.
    7. Карпов А.В. Конституционное (государственное) право России: учеб. пособие. – М.: Дашков и К, 2008. – 180 с.
    8. Кашанина Т.В., Кашанина А.В. Основы российского права: учебник. – М.: НОРМА, 2003. – 784 с.
    9. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 608 с.
    10. Конституционное право России: учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 504 с.
    11. Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И.Кукушкин. – М.: НОРМА, 2008. – 544 с.
    12. Корнеева Н.В. Конституционное право России: учеб. пособие. – СПБ.: ПИТЕР, 2009. – 176 с.
    13. Милецкий В.П. Социальное государство. Эволюция. Теория и практика (политико-социологический анализ). - Санкт-Петербург, 1998.
    14. Фролов С.С. Социология: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 344 с.
    15. Храмцов А.Ф. Социальное государство: Россия и европейский опыт. – М.: ИСП РАН, 2005. - 128 с.
    16. Нечаев Д.Н., Половнева Л.С. К поиску оптимальной модели социального государства в условиях современной России // Среднерусский вестник общественных наук. 2007. № 3(4).
    17. Роик В.Д. Социальное государство: от декларации к реальному построению // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2009. № 1.
    18. Сошникова Т.А. Проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве // Трудовое право. 2008. № 12.
    19. Баталов Э.Я. Доживет ли Россия до социального государства. // Российская Федерация. - М., 1997, №8.
    20. Федотова В.Г. Социальное государство и рынок. // Свободная мысль – ХХ1. 2002, №7.

Информация о работе Основы социального государства