Основы социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 19:35, контрольная работа

Краткое описание

Социальное государство – характеристика (принцип), относящийся к конституционно-правовому статусу государства; предполагает конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Данная характеристика означает, что государство служит обществу и стремиться исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном законе ФРГ 1949г. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Содержание

Введение 3
1. Становление социального государства 4
2. Признаки социального государства 13
3. Функции социального государства 14
4. Проблемы создания социального государства в России 15
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

основы социального государства.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

10. Закрепление формулы  «социальное государство» в конституции  страны.

3. Функции социального государства

 

 Говоря о функциях  социального государства, следует  иметь в виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи все  традиционные функции, обусловленные  его природой государства как  такового;

б) на содержание всех функций  социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);

в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические  направления деятельности социального  государства — специфические  функции. К последним, в частности, относятся:

1. поддержка социально  незащищенных категорий населения; 

2. охрана труда и здоровья людей;

3. поддержка семьи,  материнства, отцовства и детства; 

4. сглаживание социального  неравенства путем перераспределения  доходов между различными социальными  слоями через налогообложение,  государственный бюджет, специальные  социальные программы;

5. поощрение благотворительной  деятельности (в частности, путем  предоставления налоговых льгот  предпринимательским структурам, осуществляющим  благотворительную деятельность);

6. финансирование и  поддержка фундаментальных научных  исследований и культурных программ;

7. борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости  населения, выплата пособий по  безработице; 

8. поиск баланса между  свободной рыночной экономикой  и мерой воздействия государства  на ее развитие с целью обеспечения  достойной жизни всех граждан;

9. участие в реализации  межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

10. забота о сохранении  мира в обществе.

Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип  социальности государства: «1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». [3]

Однако пока Россию можно  назвать лишь страной, находящейся  на переходной стадии к социальному  государству, а приведенное выше положение Конституции — расценивать  как программную установку.

4. Проблемы создания социального государства в России

 

 Можно назвать некоторые  проблемы создания социального  государства в России:

1. Россия еще не  обрела опоры в праве, в правах  человека и социальное государство  в России не может опереться  на фундамент правового государства:  создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

2. в России не создан  «средний слой» собственников:  подавляющему большинству населения  страны ничего не досталось  от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;

3. отсутствует мощный  экономический потенциал, позволяющий  осуществлять меры по перераспределению  доходов, не ущемляя существенно  свободы и автономии собственников;

4. не ликвидированы  монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

5. отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

6. снижен уровень нравственности  в обществе, практически потеряны  привычные духовные ориентиры  справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой — политики и экономики («политика — дело грязное»);

7. существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;

8. в обществе отсутствуют  четко обозначенные реальные  цели, научно выверенные модели  жизнеустройства; 

9. в процессе освобождения  российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.

И тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности — единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия. [7, с.42]

Заключение

 

Основополагающими признаками социального государства можно  признать такие, как: во-первых, социальная защищенность личности, ее прав и свобод; во-вторых, социальная направленность политики государства; в-третьих, само государство должно быть стабильным, относительно социально однородным, экономически, политически и духовно развитым. Идея социального государства заключается в создании условий для развития гражданского общества, во всемерном проведении в жизнь базовых принципов социальной концепции, а именно приоритета прав человека и его основных свобод и взаимоответственность человека и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Основные проблемы социального развития России - 78/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2009. -№ 15 (235). С.В. Калашников, директор Департамента социального развития и охраны окружающей среды Правительства Российской Федерации, доктор экономических наук.
  2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2012 г.
  3. Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 25.11.2011).
  4. Авсеенко В. И. Конституционное право России: Учебник для вузов (под ред. А. С. Прудникова, В. И. Прудникова). Юнити – дана, 2009. – 368 с.
  5. Федеральный закон от 15.12.2012 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
  6. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. М., 2008. – 465 с.
  7. Право социального обеспечения: Учебное пособие / под редакцией К. Н. Гусова. М., 2009. – 347 с.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основы социального государства