Основы социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 13:44, контрольная работа

Краткое описание

Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономического образования. Вряд ли сегодня кто – либо попытается доказывать, что со¬временное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государ¬ства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регу¬лировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем.

Содержание

Введение
1. Роль социальной политики в развитии экономики и укреплении социального государства
2. Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики
3. Финансовое регулирование
4. Перераспределение доходов социальным государством
5. Практическая реализация региональной экономической и социальной политики
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

основы социального государства.docx

— 43.38 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

3

  1. Роль социальной политики в развитии экономики и укреплении социального государства

5

  1. Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики

8

  1. Финансовое регулирование

10

  1. Перераспределение доходов социальным государством

12

  1. Практическая реализация региональной экономической и социальной политики

16

Заключение

19

Список используемой литературы

20


 

 

Введение

Изучение экономической  роли государства – неотъемлемая часть экономического образования. Вряд ли сегодня кто – либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем.

Отечественная экономическая  наука переживает сегодня новый  этап. От почти полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х гг., в конце 90-х гг. она опять была вынуждена обратиться к теме государственного регулирования экономики. Стали появляться новые

исследования, которые носят  уже более взвешенный характер. Они  достаточно критически, но в то же время и более реалистично оценивают роль государства в условиях советской системы, учитывая как негативные, так и позитивные  её стороны, пытаются определить какую роль государство должно играть в условиях переходной экономики, а также найти те общие тенденции, которые будут характерны для развития государства в ХХI в.

Целью данной контрольной работы является проанализировать роли государства в рыночной экономике.

Задачи данной контрольной  работы является выяснение причин, целей и границ вмешательства государства в рыночную экономику.

В России происходит формирование рыночной экономики. В результате экономических реформ сложилась крайне нерациональная, деформированная в основах хозяйственная система, имеющая мало общего с нормальной рыночной экономикой.

Экономические функции государства во все большей мере будут сосредотачиваться на усилении роли рынка, на смягчении его «провалов», на более полной реализации неуклонно возрастающей взаимосвязи экономических и социальных отношений.

Сегодня справедливо подчеркивается необходимость совершенствования  системы государственного регулирования рыночной экономики. Ныне действующая система сложилась в чрезвычайных обстоятельствах ломки отживших экономических и социальных отношений. Она оказалась неэффективной. Государство должно гарантировать надежное соблюдение законов, дать гарантии своей стабильности и предсказуемости, сделать практику принятия решений прозрачной. В свою очередь, бизнес должен гарантировать прозрачность для власти финансовых потоков, дать социальные гарантии работникам. Только это сможет существенно улучшить положение в рыночной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Роль социальной  политики в развитии экономики  и укреплении социального государства

Изначальной интегральной функцией социального государства являются разработка и осуществление программ удовлетворения социальных и духовных потребностей населения. Реализация социальной политики осуществляется через воздействие  на социальные подсистемы общества, с  одной стороны, и придание социальной направленности экономике, с другой. Социальная направленность экономики  обусловлена:

во-первых, социальной ориентацией  экономики в виде возможностей повышения  жизненного уровня как результата экономического роста (для этого необходимо создать  адекватный социально-экономической  среде и соответствующий целям  социального государства экономический механизм хозяйственной деятельности);

во-вторых, воспроизводством экономической структурой определенной социальной структуры и общественных отношений (социальная ориентация экономики  означает в этом случае удовлетворение потребительских нужд страны, ее регионов, а также социальных потребностей различных социальных групп и отдельных граждан);

в-третьих, включением в работу социальных механизмов экономического роста и стимулов повышения трудовой (предпринимательской) активности населения, что требует выработки основных принципов включения социальных факторов в экономические реформы.

Социальная политика в социальном государстве становится ориентиром и стимулом социального рыночного хозяйства, поскольку успешно осуществляемая экономическая политика — главное условие для осуществления социальной политики; наоборот — успешно реализуемая научно обоснованная социальная политика включает действенные социальные механизмы в реализацию экономической политики. Развитая система образования, науки, здравоохранения, культуры и в целом социальной сферы является абсолютной необходимостью для экономического прогресса, так как это не затратные, а инвестиционно-воспроизводящие отрасли. Успешно может развиваться только социально ориентированная, регулируемая государством рыночная экономика, базирующаяся изначально на идее удовлетворения потребностей населения, а не на наращивании показателей производства как таковых. Работа рыночного механизма, рост эффективности производства способствует обеспечению занятости, повышению жизненного уровня занятости населения. Социальная ориентация экономики должна выражаться не только в подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения, но и в необходимом социально приемлемом перераспределении доходов в пользу менее обеспеченных работников, аккумуляции средств для оказания помощи слабообеспеченным и наиболее нуждающимся людям и предоставлении определенных социальных гарантий всему населению. Если первая задача как бы решается автоматически, то "социальная справедливость, социальная защита обеспечиваются посредством государственного вмешательства в экономику (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т. п.). То есть государство своей волей (насильно), а не сама рыночная экономика, добровольно поворачивает ее к интересам народа и придает ей статус социальной рыночной экономики. В этих условиях государство жертвует экономической эффективностью ради социальной защиты населения... Таким образом, одним из важнейших критериев социальной рыночной экономики (при прочих равных условиях) является приоритет социальной защиты, социальной справедливости над экономической эффективностью, который отдается ради социального спокойствия в обществе и обеспечивается в процесс государственного регулирования экономики".

Профессор А.Н. Аверин видит "взаимосвязь социально рыночной экономики и социального государства в том, что социальное государство должно создавать необходимые условия для обеспечения высокой эффективности развития социальной рыночной экономики. В свою очередь, социальная рыночная экономика может способствовать выполнению социальным государством своих социальных функций. Их выполнение предполагает, что социальное государство занимается перераспределением финансовых средств, получаемых в социальной рыночной экономике". В странах с социальным рыночным хозяйством задача государства состоит в обеспечении баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Социальное государство активно ориентирует рыночную экономику на достижение социальных целей общества и государства.

Фундаментальной основой  оптимизации процесса реализации социальных программ является поддержание баланса  между потребностями социальной сферы в ресурсах и наличием экономических  возможностей, сведением к минимуму естественных противоречий между социальной справедливостью и экономическим  прагматизмом. Однако "ситуация институционального кризиса государственной власти сохраняется и связана с необходимостью реализации государственной политики как по ограничению монополизации экономической и политической власти (поскольку в противном случае происходит ликвидация конкурентных основ рыночной экономики и демократии), так и по недопущению перехода к патерналистской социальной политике — эти две стратегии определяют социальное, политическое и идеологическое размежевание в обществе".

 

 

 

 

 

2 Формы  и методы государственного регулирования  рыночной экономики

Имеются прямые и косвенные  методы регулирования, подразделяемые на административные и экономические.

К прямым методам регулирования относятся:

  1. принятие законодательных актов;
  2. регулирование государственной собственности;
  3. управление предприятиями государственной формы собственности;
  4. регулирование государственного заказа;
  5. инвестиционное регулирование;
  6. выдача кредитов и субсидий;
  7. проведение лицензирования и квотирования;
  8. проведение мероприятий по охране окружающей среды.

Косвенные методы государственного регулирования экономики и есть собственно экономические методы. С  одной стороны, это система, включающая в себя экономическое регулирование  посредством государственного бюджета, налоговой системы, тарифно-ценового регулирования, амортизационной политики, регулирование ставки процента и  нормы банковского резерва. С  другой стороны, это опосредованные непрямые (косвенные) формы и методы государственного регулирования экономикой. Среди них: как прогнозирование, так и планирование, проведение денежной политики и регулирование денежных масс, антиинфляционная и денежная политика. В качестве отдельных блоков косвенного регулирования можно также выделить социальную составляющую экономической политики (собственно социальная политика, социальные программы, обеспечение занятости, социальная защита населения, стимулирование труда, регулирование сферы образования, здравоохранения, культуры), политику регулирования доходов (контроль за динамикой цен, заработной платы; налоги, трансферты), внешнеэкономическую политику (валютная политика, таможенное регулирование, налоги, лицензии, квоты, привлечение иностранного капитала, создание совместных предприятий).

Современное понимание государственного регулирования экономики выражается и в том, что на первый план наряду с прямыми административными  выходят на первый план действия социально  ориентированного государства, направленные на улучшение качественных показателей  экономического развития: повышение  уровня и качества жизни народа, всестороннее развитие работников, контроль за качеством и безопасностью  потребительских товаров, защита прав потребителей, охрана окружающей среды, экология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Финансовое регулирование

Рыночная экономика невозможна без денежного опосредования движения товарных ценностей. Организатором же денежного обращения может выступать только государство. Уже одна эта функция даёт государству роль «регулятора» рыночной экономики. Действительно, размеры наличной и депозитной – чековой (безналичной) денежной эмиссии и степень её обеспеченности реальными активами оказывают непосредственное воздействие на динамику рыночных процессов (определяя величину платёжеспособного спроса, масштаб цен предложения, скорость оборота денежной единицы и её валютный курс).

Однако понятие «финансы»  имеет и более узкий смысл, означая совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства (государственный бюджет), образование и использование которой есть главный инструмент финансового регулирования государством рыночной экономики.

Хотя размеры государственных  доходов постоянно растут, величина государственных расходов растёт ещё быстрее. Эта диспропорция объясняется направлениями государственного бюджета в современном обществе:

  • субсидии, дотации и кредиты частному бизнесу, что позволяет направлять предпринимательскую активность в социально значимые сферы рыночной экономики, оказывать поддержку предприятиям, попадающим в критическую ситуацию;
  • финансирование сфер образования, здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения;
  • государственное потребление (государственные закупки товаров и
  • услуг), стимулирующее прирост дополнительного спроса.

Понятно, что размеры затрат по каждому из названных направлений  способны оказать ощутимое влияние на деятельность рыночных субъектов в соответствующих сферах экономики.

В настоящее время государство  обладает широким «набором» эффективных финансовых регуляторов:

Информация о работе Основы социального государства