Основы социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 13:44, контрольная работа

Краткое описание

Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономического образования. Вряд ли сегодня кто – либо попытается доказывать, что со¬временное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государ¬ства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регу¬лировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем.

Содержание

Введение
1. Роль социальной политики в развитии экономики и укреплении социального государства
2. Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики
3. Финансовое регулирование
4. Перераспределение доходов социальным государством
5. Практическая реализация региональной экономической и социальной политики
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

основы социального государства.docx

— 43.38 Кб (Скачать файл)
  1. Налоги – обязательные государственные сборы. Именно справедливость и рациональность налогообложения придают экономике цивилизационный характер. Маневрируя ставками налога и налоговыми льготами, государство может существенно регулировать предпринимательскую деятельность.
  2. Инвестиции. Государственные инвестиции и заказы создают гарантированный рынок, обеспечивая стабильную реализацию продукции фирмам, получающим госзаказы, и их партнёрам. Цель государственной инвестиционной политики – структурная перестройка экономики и регулирование темпов экономического роста.
  3. Дотации – денежные суммы, выделяемые из госбюджета для  преодоления отраслевых кризисов. За счёт дотации государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные товары.
  4. Учётная ставка – разница между номиналом ценных бумаг и размером их досрочной оплаты. Назначая её, Центральный банк регулирует активность коммерческих банков, а тем самым и предпринимательскую активность.
  5. Регулирование цен. Государство вправе установить предельные цены на продукцию предприятий-монополистов, а также на базовые для данной страны производственные ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

4 Перераспределение доходов социальным  государством

Основным направлением реформирования системы бюджетного финансирования социальной сферы является повышение эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов за счет оптимизации затрат и сбалансированности размещения и перераспределения государственных бюджетных средств.

Наиболее существенные из них:

  • обеспечение равенства возможностей формирования расходной части бюджетов на финансирование социальной сферы во всех субъектах Федерации независимо от экономического потенциала региона;
  • установление принципов единообразия, открытости (прозрачности);
  • права прямого участия регионов в подготовке нормативных документов, затрагивающих интересы субъектов Федерации.

Ближайшие задачи социальной политики в регионах также не могут быть решены без последовательного осуществления комплекса мер по контролю над расходованием средств целевого финансирования социально-культурной сферы. Для этого необходимо:

  • определить порядок контроля органами представительной и исполнительной власти за использованием средств федерального бюджета. Одной из действенных мер могла бы стать обязательная публикация подробных планов и отчетов о расходовании федеральными и региональными ведомствами средств на социальные нужды регионов;
  • закрепить приоритеты и структуру распределения средств, предусмотренных на социально-культурную сферу, законодательно закрепить федеральные программы развития социально-культурной сферы регионов;
  • усилить контроль над целевым использованием социальных трансфертов. Одним из путей реализации этого требования может стать переход к казначейской системе исполнения текущих расходов в социально-культурной сфере регионов;
  • ввести дополнительные нормы, обеспечивающие "прозрачность" финансово-хозяйственной деятельности социально-культурных организаций, финансируемых из бюджета. Для этого необходимо ввести в "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья", в Закон "Об образовании", в "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" соответствующие нормы.

Сегодня государство не в состоянии обеспечить конституционные социальные гарантии. Не сохранены сложившиеся формы и методы финансирования социальной сферы. Законодательно взятые обязательства государства не подкрепляются реальным объемом финансирования.

Государство может выполнять  свои обязательства по развитию социальной сферы, если имеет достаточный экономический потенциал. "Степень "социальности" государства прямо пропорциональна его экономической мощи или, наоборот, немощи. Главная функция экономики — создавать блага, необходимые для жизнедеятельности людей, т. е. благо есть то, что удовлетворяет потребности человека, отвечает его желаниям.

Большинство вопросов финансирования отраслей социальной сферы и программ реализации различных направлений социальной политики сегодня решаются на уровне органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Особенности регионального социального развития требуют формирования адекватной системы мер государственного регулирования в вопросах финансирования образования, здравоохранения и культуры, жилищно-коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения для каждого типа регионов.

В системе этих показателей одним из основных являются доходы населения. Возможности обеспечения достойной материальной и духовной жизни индивидуума (организация отдыха, получения образования, удовлетворение других социальных потребностей), обусловливающие определенный уровень жизни населения, во многом зависят от доходов населения.

На структуру доходов  существенно влияют:

  • рост доходов, полученных от собственности и предпринимательской деятельности (включая деятельность на финансовом рынке);
  • деиндустриализация занятости и соответственное увеличение доли занятых в непроизводственной сфере;
  • дифференциация производственной структуры по уровню зарплаты и по уровню среднедушевых доходов в территориальном разрезе.

При расчете показателей уровня жизни используется прогнозный баланс денежных доходов и расходов населения, с помощью которого определяется общий объем и структура денежных доходов, исчисляются реальные и номинальные доходы и покупательная способность населения, показатели распределения населения по уровню доходов, а также доля населения, живущего за чертой бедности.

Воспроизводство населения, поддержание минимального уровня занятости и функционирования рынка труда.

Принятие управленческих решений в области занятости  населения имеет важное значение в государственном регулировании рыночной экономикой. Государство призвано регулировать как воспроизводство населения, так и процесс формирования рабочей силы, рабочих мест, трудовых ресурсов.

Необходимость регулирования демографических процессов обусловлена тем, что изменение численности половозрастного состава населения, его профессионального и образовательного уровня, развитие семьи регулируют рынок труда, объем и структуру потребительского спроса. Изучение возрастной структуры населения позволяет успешнее решать кадровые проблемы в таких отраслях социальной инфраструктуры, как здравоохранение, образование, культура, жилищно-коммунальное хозяйство.

Демографическая политика как  особый аспект социальной политики государства  в современной ситуации должна строиться  с учетом резкого ухудшения показателей  рождаемости, абсолютного воспроизводства  населения, сохранения высокого уровня смертности, сокращения численности  населения, хаотической миграции. Демографический  фактор воздействует практически на все сферы жизнедеятельности  человека, прежде всего на структуру  трудовых ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Практическая реализация региональной экономической и социальной политики


Выработка эффективного механизма  и технологий взаимодействия центра и регионов требует реализации:

  • принципа принятия решений наиболее компетентной инстанцией (принцип субсидиарности);
  • принципа фискальной эквивалентности (принцип увязки). В соответствии с принципом субсидиарности считается целесообразным для государства передавать полномочия по принятию решений на максимально низкий уровень власти. Это обосновывается тем, что решения, принимаемые на более низких уровнях, лучше и полнее учитывают специфику интересов граждан, проживающих на данной территории. Это позволяет полнее учитывать местные особенности в управленческих решениях (к примеру, при формировании муниципальной и региональной программ приватизации, поддержке предпринимательства, осуществлении земельной реформы, распределении ресурсов и т. д.).

Принцип увязки (иначе —  принцип фискальной эквивалентности) тесно связан с принципом субсидиарности, предполагает тесную увязку налоговых поступлений (общественных ресурсов) с интересами и тех, кто платит налоги, и тех, кто использует эти ресурсы, и тех, кто принимает соответствующие решения. Такая увязка может быть осуществлена более эффективно на региональном и муниципальном уровнях, т. е. принцип увязки, как и принцип субсидиарности, предполагает максимально децентрализованную процедуру формирования целевых установок и их согласования, увязку с соответствующим уровнем местных полномочий, касающихся налогов и сборов.

Для проведения сбалансированности этих принципов в большинстве  случаев вполне достаточно, чтобы  центр ограничивался выработкой и проведением в жизнь правил, определяющих порядок налаживания и функционирования соответствующих целевых связей. Центр должен прямо вмешиваться лишь тогда, когда внешний эффект от действий государственных органов настолько велик, что затрагивает практически всех жителей территорий и регионов одинакового статуса, т. е. когда речь можно вести действительно об общем благе (например, гарантия открытости рынков).

Централизация государственных  полномочий управления целесообразна  и тогда, когда их реализация на федеральном  уровне достигается меньшей ценой, когда возникает "эффект масштаба", т. е. некоторые функции вследствие их частой повторяемости на высоком  уровне лучше удается выполнять.

Анализ работ различных  экономистов позволяет сделать  предположение о наличии строгой  иерархической связи между централизованными  и нецентрализованными функциями. Например, только перед центром может  стоять задача гарантировать демократические  свободы, создавать открытые рынки  — внутренний (имея в виду и организацию, и поддержание его существования), внешней (например, зоны свободной торговли, обеспечение конкурентоспособности  среды). Таким образом, центр обеспечивает функционирование Федерации в целом. Отдельные субъекты (области, республики, края, города федерального значения) эти  задачи решали бы хуже, поскольку для  установления и соблюдения правил игры нужна высокая степень независимости.

Эти задачи дополняются и  необходимостью защиты от внешней угрозы (включая и экономическую), что тоже должно делаться центром. Представительство интересов государства в мировом сообществе также может осуществляться исключительно центром.

В России реформы по формированию рыночного механизма протекает  чрезвычайно сложно. Поэтому на переходном этапе особо усложняются задачи рыночного регулирования. В определенной степени этот недостаток может и должен быть восполнен государственным регулированием рыночной экономики, которое в той или иной мере осуществляется во всех странах, где функционирует рынок.

Часть функций управления экономикой могут реализовываться  только на уровне политики государства. Обобщим их:

  • Правовое обеспечение экономической деятельности.
  • Организация денежного обращения.
  • Производство общественных товаров и услуг:
    1. продукция оборонного значения, дороги, коммуникации и другие инфраструктуры государственного значения;
    1. поддержка государством науки, образования, культуры, физической культуры, здравоохранения, обеспечение социальной защиты населения.
  • Минимизация издержек эксплуатации экономической системы.
  • Минимизация негативных проявлений внешних эффектов (например, загрязнения окружающей среды).
  • Перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его стабильности, устойчивости).
  • Поддержка минимального уровня занятости.
  • Реализация национальных интересов в мировой экономике, обеспечение международной конкурентоспособности отечественной экономики.
  • Проведение региональной экономической и социальной политики, отвечающей интересам страны в целом и населения ее территорий.

При реализации этих функций  федеральный Центр должен взаимодействовать  с региональными органами власти, а последние — с муниципальными. Кроме того, на региональном и муниципальном уровнях возникают собственные проблемы экономического развития, которые могут и должны решаться только на соответствующих уровней.

 

Заключение

В данной работе были раскрыты все поставленные цели и  задачи.

Проблема преобразования отношений и структуры собственности  является одной из наиболее актуальных задач в ходе рыночных реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой. Поскольку собственность  является основной любой системы  хозяйства, необходимо учитывать, с  одной стороны, системный характер преобразований отношений собственности  при переходе от одной системы  хозяйства к другой и, с другой стороны, системный характер в рамках переходной экономики реформ в целом. Именно в этом и состоит принципиальное отличие процесса трансформации  отношений собственности в рамках переходной экономики от мероприятий  в области приватизации, которые  осуществляются в странах с рыночной экономикой. 

Закономерности  развития и трансформации отношений  собственности, которые, пронизывая все  общественные отношения, по сути, являются закономерностями развития и трансформации  всего социума, относятся к наиболее значимым социально-экономическим  закономерностям. 

Информация о работе Основы социального государства