Особенности кризиса поздней взрослости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 21:37, контрольная работа

Краткое описание

Этот период называют периодом геронтогенеза, или периодом старения, который начинается после 60 лет Люди, достигшие данного возраста, подразделяются на три подгруппы: люди пожилого возраста, старческого возраста и долгожители. Геронтология – область знаний о старении человека.

Содержание

Особенности кризиса поздней взрослости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Психологическая помощь клиентам, совершившим суицидальные попытки или выказывавшим суицидальные намерения . . . . . . . .
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 38.00 Кб (Скачать файл)

Другое бытующее шаблонное мнение заключается в том, что «самоубийство невозможно предотвратить, и если человек решил покончить с собой, то его ничто и никто не остановит». В кризисной ситуации человек более всего нуждается в душевной теплоте, сочувствии, понимании и поддержке. Поэтому и «потребность в самоубийстве» может быть лишь временной.

Также одно из самых распространенных заблуждений заключается в следующем: «Люди, которые говорят о самоубийстве, никогда не совершат его». Тем не менее большинство самоубийц в той или иной форме стремились привлечь к себе внимание окружающих. Кто-то начинает увлекаться литературой по вопросам жизни и смерти, кто-то постоянно говорит на эту тему, а многие высказывают свои мысли в подчеркнуто легкой и шутливой форме. Это тем более верно потому, что решение о самоубийстве редко бывает спонтанным. Суицидальный кризис может длиться несколько недель и даже месяцев.

Распространено также мнение, что суицидальное поведение может передаваться по наследству, однако фактов, доказывающих это, обнаружить не удалось. Тем не менее если в семье или среди близких знакомых были случаи самоубийств или попыток, то вероятность повторения подобных действий более высока. Замечена и интересная особенность суицидальной активности — эпидемический характер се распространения. Это дало повод для такой распространенной точки зрения, как стремление не акцентировать внимание на суицидальных высказываниях, намерениях и действиях. Такая позиция приводит к тому, что проблемы человека могут не замечаться или им придается маловажное значение. Соответственно, достигается обратный эффект. Безусловно, акцентировать внимание на самоубийстве не стоит. В этот момент валено сосредоточиться на разрешении кризисной ситуации.

В работе с лицами, совершившими попытки самоубийства, важно помнить о том, что суицидальная активность является последним способом привлечь к себе внимание, крайним средством выражения чувств отчаяния и беспомощности. То есть можно смело говорить об амбивалентности (двойственности) кризисной ситуации:

с одной стороны, чувство тоски, безысходности, горечи, отчаяния и беспомощности привели человека к мысли о тщетности земного существования и желанию умереть, а с другой стороны, стремясь привлечь к себе внимание, он утверждается в желании жить.

Первым шагом в работе по предотвращению суицида становится установление личного контакта. В случае планирующегося самоубийства такой контакт найти сложно: часто человек не настроен на контакт с кем бы то ни было, обдумывая предстоящие действия. Если же попытка уже произошла,

то человек может испытывать чувство глубокой благодарности за искреннее внимание. И в том и в другом случае важно дать ему возможность отреагировать накопившиеся негативные эмоции. А также успокоить его, дать возможность выговориться, сочувствуя и сопереживая ему. Зачастую клиент находится в состоянии психалгии (невыносимой душевной боли), и сознание его в этот момент сужено, поэтому сам по себе разговор с другим человеком может снизить уровень тревоги, сумятицы и хаоса у клиента. В этой ситуации главное — это умение слушать. В случае же истинного суицида клиент не очень охотно идет на разговор, избегая обсуждения тех вопросов, решения по которым он уже принял.

Следующим шагом является определение основной проблемы, которая и лежит в основе суицидальной активности. Выделение основной причины или причин такого решения есть попытка понять душевное состояние человека. Как правило, в состоянии решимости человек не дифференцирует главную и второстепенные проблемы, для него они все сплетены в один клубок. Фактически человек рассматривает все, происходящее вокруг него, как лишнее подтверждение вывода о том, что «жить больше не стоит». Все многообразие мира для него свелось к какой-то преграде, преодолеть которую ему кажется невозможным. При этом ни в коем случае нельзя говорить что-либо похожее на «да махни ты на все это рукой». Важно, наоборот, разложить вместе с клиентом основную проблему на составляющие, с тем чтобы впоследствии он сам признал «решаемость» каждой в отдельности.

В ходе первого и второго этапов беседы важно определить и степень риска совершения суицида, т. е. оценить суицидальный потенциал. Сюда входят социально-возрастные и половые особенности клиента. Например, поданным социологических исследований проблем суицида в России, мужчины чаще совершают истинные суициды, а женщины чаще прибегают к демонстративно-шантажным суицидальным действиям и высказываниям. Степень риска совершения завершенного суицида повышается с возрастом клиента. Важно получить информацию и об актуальном стрессе, задав вопрос: «Почему вы решили обратиться именно сейчас?» Ответ на этот вопрос может прояснить «пусковой механизм», приведший к возникновению намерений расстаться с жизнью. Кризис может быть вызван потерей любимого человека, работы, статуса, болезнью, инвалидностью, несчастным случаем и т. д. Важно оценить интенсивность кризиса с точки зрения клиента, а не терапевта. Но самым важным показателем риска совершения самоубийства является сформированость и детальная проработанность плана суицидальных действий. Если клиент выбрал способ, место и средство ухода из жизни, это говорит о том, что последний шаг крайне близок.

Следующий этап — это поиск ресурсов для преодоления критической ситуации. Ресурсы, которые имеются в распоряжении клиента, могут быть решающими. Ими являются семья, карьера, близкие люди, воплощение мечты, друзья и т. д. Непосредственная апелляция к этим ресурсам, скорее всего, не принесет ощутимых результатов, а вот попытка представить и проговорить чувства окружающих значимых людей в случае совершения самоубийства может принести ощутимый эффект.

Важно говорить свободно, чтобы клиент не чувствовал себя в качестве допрашиваемого. Это должна быть некая «игра по слуху». Необходимо верить, что все сказанное клиентом — абсолютная правда и он действительно может покончить с собой. Каких-либо стандартных формул для разговора с таким клиентом нет, но не надо бояться задавать ему вопросы, связанные с суицидальными мыслями и поступками.

На следующем этапе важно совместно сформулировать «план действия по преодолению кризисной ситуации». Необходимо знать, что в этой ситуации ведущая роль должна принадлежать клиенту. Можно предложить несколько вариантов поведения, которые могут привести к выходу из тупика, но главное в этой ситуации — не навязывать клиенту решения и серьезно относиться ко всем его возражениям. Итогом этого этапа должен стать конструктивный план разрешения кризисной ситуации.

Завершающий этап — это вселение уверенности в том, что клиент обязательно справится со своими проблемами. Ни в коем случае нельзя сразу же переходить к каким-то конкретным действиям. Инициатива первого шага должна принадлежать именно клиенту. Задача консультанта — подчеркнуть успех этого шага. После беседы необходимо тщательно осмыслить ее результат. При этом для определения суицидального риска выявляются и сопоставляются как про-, так и антисуицидальные факторы: устойчивое позитивное отношение к жизни и негативное — к смерти, широта диапазона известных и субъективно приемлемых путей разрешения сложившейся ситуации и т. д.

Р. Кочюнас приводит следующие правила консультирования лиц, намеревающихся совершить самоубийство.

1. Встречаться  с ними как можно чаще.

2. Акцентировать  внимание на позитивных аспектах  жизни.

3. Не  стоит, столкнувшись с этой проблемой, паниковать н пытаться скрыть это чувство, рассказывая клиенту о недопустимости самоубийства с точки зрения морально-этических норм.

4. Необходимо  вовлекать в процесс консультирования  значимых для клиента людей.

5. Предоставить  клиенту возможность в любой  момент связываться с консультантом.

6. Информировать  близких для клиента людей  и обсудить вопрос о госпитализации с ним и с его близкими, если она необходима.

7. Контролировать  возможные манипуляции собой  со стороны клиента.

8. Помнить, что наибольшую ответственность  за свои поступки несет сам  клиент.

9. Консультант  обязан подробно, в письменной  форме, фиксировать свои действия.

Тем не менее может случиться и так, что удержать человека от последнего шага не удалось. В этой ситуации не стоит возлагать на себя ответственность за неудачу. Человек, твердо решивший умереть, рано или поздно, по-видимому, доведет свое дело до конца. Важно, чтобы психолог-консультант сделал все, что было в его силах.

Чтобы избежать мучительных переживаний, связанных с самоубийством пациента, можно воспользоваться советами, которые дает В. Меннингер:

1. В  области мировоззрения:

· консультант не может нести ответственность за то, что происходит с клиентом вне стен его кабинета;

· самоубийство иногда происходит вопреки заботливому отношению;

·  нельзя предотвратить самоубийство, если клиент уже принял решение.

2. Тактический  подход:

· необходима готовность к неудаче;

· обязательно консультироваться с коллегами;

· обсудить с коллегами самоубийство клиента как способ разрешения трудной ситуации.

3. Реакция  на самоубийство клиента:

· самоубийство всем причиняет боль, и это необходимо помнить;

· как консультант вы приобрели очень ценный профессиональный опыт, который поможет вам в дальнейшем развитии;

· не удивляйтесь вашему подавленному настроению, чувствам вины и злобы

· на самого себя и на клиента, который «не захотел вас послушаться».

4. Преодоление  последствий самоубийства клиента:

· скорбь — это естественная реакция на самоубийство человека, и вы от нее не застрахованы;

· говорите и переживайте, но без излишнего самообвинения;

· позвольте себе выговориться с коллегами, друзьями, в семье;

· помните годовщину горестного происшествия, чтобы не оказаться застигнутым врасплох неожиданными воспоминаниями об этой ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Солодилова О.П. Возрастная психология. М., 2004.

2. Психология социальной работы / Под ред. М.А. Гулиной. – М.: Питер, 2002.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2005.

4. Возрастная психология. Конспект лекций. Хилько М.Е., Ткачева М.С.- М.: 2010. - 194 с. // Источник: http://www.alleng.ru/d/psy/psy167.htm

 


Информация о работе Особенности кризиса поздней взрослости