Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 12:46, курсовая работа
Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.
Введение……………………………………………….…………………………..3
1. 1 Понятие досуга, свободного времени и рекреации………………………...4
1.2 Функции и принципы досуга молодёжи………………………………….....6
1.3 Значение отдыха в жизни человека………………..………………………...8
2.1 Особенности проведения досуга молодёжью. Досуговые предпочтения различных типов молодых людей.……………………………….………………9
2.2 Досуг с помощью компьютера……………………………………………...11
2.3 Досуг в музыкальном сопровождении…………………………………......13
Заключение…………………………………………………………………….....15
Список использованной литературы…………………
Таким образом, расширение свободы, порождаемое одними направлениями досуга, оборачивается снижением творческих возможностей на примере других его направлений. Говоря о компьютерных играх, следует учитывать, что мышление человека действует в этом случае в узком диапазоне программных параметров и заданий. При этом нередко утрачивается широта мышления, тормозится развитие индивидуальных творческих качеств человека.Результаты взаимодействия молодежи с техникой во многом зависят от того, с какими установками человек садится перед дисплеем. Молодые люди, которые не ставят перед собой серьезных целей вне компьютера, провода перед дисплеем, в основном за игрой, все свободное время, быстрее погружаются в ситуацию ухода от действительности. У них в наибольшей степени вырабатывается мозаичность восприятия, формируются трудности с концентрацией внимания, невозможность сосредоточиться и т.п.
2.3 Досуг в музыкальном
сопровождении
Наиболее массовыми и
эффективными по охвату числа потребителей
и приспособленности к
Выделим наиболее популярные музыкальные предпочтения молодёжи.
Рок-музыка. За этим направлением на рубеже столетий продолжает сохраняться некоторый ореол музыки андерграунда, который она имела в период своего зарождения (1960-е годы).
Рэп родился в негритянских кварталах американских городов, затем вышел на эстрадные подмостки. Подлинный рэп - это всегда рассказ о том, как тяжела жизнь на улицах американских мегаполисов, как черным парням приходится бороться за свое выживание, о ежедневных молодежных «разборках».
Музыка в стиле «металл»
предназначена для молодых
Панк-рок - музыка, выражающая внутреннее состояние подростков и молодежи, ориентированных на свободу самовыражения, не признающих других идейных и музыкальных молодежных течений. Вместе с тем сторонники панк-рока нередко бывают интеллектуально (например, патриотически, антиглобалистски) настроенными людьми, что выражается в основном через слова, но весьма редко через этнонациональный строй самой музыки.
Электронная музыка, диско-музыка,
бит-музыка. Все разновидности
Поп-музыка (или «попса») - откровенно вторичная по содержательным и художественным характеристикам музыка, перерабатывающая под массовый вкус отшлифованные спросом новинки трех-, пяти-, десятилетней давности. В этой музыке страсти разгораются вокруг повседневных переживаний человека, особенно вокруг любви. Любовь обязательно романтическая, приукрашенная, без особых забот и с хорошим финалом, из чего следует, что в жизни все хорошо.
К музыкальным произведениям современного типа чаще всего обращаются представители социальных групп (подростки, молодежь, горожане и др.) в определенных ситуациях - в местах массового скопления людей, в центрах досуга и развлечения и др. Нередко поп-музыка становится фоном для других занятий.
Заключение
В настоящее время все большее внимание ученых привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастающей роли досуга для молодежи и, как следствие, об увеличении его влияния на процесс социализации молодого поколения.
Повышенный интерес к социологическому исследованию досуга определяется также изменениями содержания и структуры досуга под воздействием социокультурных трансформаций, произошедших в стране (смены ценностных установок российской молодежи, развития социальной инфраструктуры, появления новых информационных технологий). Это диктует необходимость типологизации досугового поведения молодежи в соответствии со сложившейся социокультурной ситуацией в современной России.
Основные выводы по теме исследования:
1. Досуг выступает в
качестве структурного
2. Досуг характеризуется
вариативностью структурно-
3. Особенности социокультурного положения молодежи преломляются в ее досуге, который по сравнению с досугом других возрастных групп отличается разнообразием и преобладанием активных и развлекательных форм. Ослабление влияния на становление молодежи традиционных институтов социализации в условиях реформ обусловило возрастание роли досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния его составляющих на процесс становления личности молодого поколения. В молодежной среде происходит быстрая смена главных жизненных ценностных ориентации: раньше это были ценности труда, в рамках которого досуг -лишь компенсационный отдых и подготовка к новому труду; сегодня - это ценности досуга, при котором труд выступает средством обеспечения досуга. В этих условиях сама идентификация личности молодого человека складывается под влиянием досуговых предпочтений.
4. Процесс трансформации досуговой сферы жизнедеятельности российской молодежи обусловлен как переменами в социокультурной жизни страны, так и технологическими и культурными изменениями, произошедшими в условиях глобализации. Возникли качественно новые виды досуга, характерными чертами которых являются развлекательная, культурно-потребительская, рекреационная направленность их содержания. Основные виды досуга стали другими не столько по форме, сколько по содержанию (состав читаемой литературы, теле- и кинопристрастия), что связанно как с появлением новых информационных технологий, так и с изменением всей мотивационной сферы личности молодого человека.
5. Роль досуга как фактора
формирования особой
Список использованных источников
1 [С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка 4-е издание,1999Москва 939с.]
2 [Дробииская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л.,Арсент., 2005.,390с]
3 [Дробииская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л.,Арсент., 2005.,154с]
4 [Погрешаева Т.А. Свободное время человека в условиях трансформируемого общества / Т.А. Погрешаева. Саратов: Изд-во СГУ, 2008.,538с.]
5 [Погрешаева Т.А. Свободное время человека в условиях трансформируемого общества / Т.А. Погрешаева. Саратов: Изд-во СГУ, 2008.,314с.]
6 [Отнюкова М.С. Жизненный стиль как фактор формирования досугового пространства / М.С. Отнюкова // Досуг: Социальные и экономические перспективы: сб. науч. ст.; под ред. проф. В.Б. Устьянцева. Саратов: СГТУ, 2004.,408с.]
7 [Мосалев Б.Д. Досуг: методология и методика социологических исследований / Б.Д. Мосалев. М.: МГКУ. 2006г.,106с]