Особенности социально-политического прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:59, доклад

Краткое описание

Термин «прогноз» (от греческого «прогнозис») означает предвидение, предсказание.
Прогнозирование обычно понимают в широком и узком значении. В широком – это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем.В узком – это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения данного явления. По выражению Б.И.Краснова «в самом общем виде прогнозирование – это опережающее отражение действительности».

Вложенные файлы: 1 файл

социология управления.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации 
Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 
Институт государственного управления и права 

Доклад 

по дисциплине «Социология управления»

на тему:

«Особенности социально-политического прогнозирования»

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

студентка ГиМУ группы 4-1

Анисимова Алёна

 

 

 

Москва 2012

 

Особенности социально-политического прогнозирования.

   Термин «прогноз» (от греческого «прогнозис») означает предвидение, предсказание.  
   Прогнозирование обычно понимают в широком и узком значении. В широком – это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем.В узком – это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения данного явления. По выражению Б.И.Краснова «в самом общем виде прогнозирование – это опережающее отражение действительности».  
   Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решений, принимаемых им сегодня. Каждый прогноз разрабатывается с целью избежать нежелательных результатов вероятного развития событий и ускорения вероятного развития в желательном направлении, а также с целью приспособиться к неизбежному. 
   Поэтому прогнозирование как одна из форм научного предвидения находится в социальной сфере во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Там же, где объекты неуправляемы, особенно в природе, имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта.  
  Прогнозирование в социальной сфере как научное предсказание, предвидение будущего состояния объекта требует информации о прошлом и настоящем состоянии этого объекта, о тенденциях его развития. Но даже при наличии исходных данных мы не способны сделать прогноз, если не понимаем социальных и экономических взаимосвязей внутри процесса, объекта, явления. Поэтому прогнозирование должно основываться на определенной теории. Без теории оно будет простым собиранием информации и разных предположений.

      Социально-политическое   прогнозирование –   самая   молодая   отрасль предсказания будущего.

      В    западной    экономике    возникновение    социально-политического прогнозирования было связано с серьезными изменениями в  этой  сфере  жизни. Среди наиболее значимых факторов последнего времени называют:

      .  социальные  –  консьюмеризм  (движение  в  защиту   факторов   прав потребителей);

      . экологизм  (движение в защиту окружающей  среды);

      . рабочие  движения;

      . политические  – законодательство о труде;

      . факторы  взаимоотношения правительства  и бизнеса.

      В   период   централизованно   управляемой   экономики   отечественные

предприятия жили в  условиях  достаточно  стабильной  социально-политической

среды. Для советской экономики  были характерны такие явления, как:

      . диктат  производителя над потребителем;

      . отсутствие  независимых экологических движений;

      . формальный  характер защиты прав работников  профсоюзами;

      . отрицание  особых целей  деятельности  предприятия  по  сравнению  с целями общего  народнохозяйственного  комплекса  и,  следовательно, серьезных противоречий между предприятиями и центральными  органами управления-

      Конечно,  реальные  противоречия  между   интересами   предприятий   и интересами экономического центра существовали, однако  они  были  подавлены, не принимали открытой формы и, таким образом, не  учитывались  в  формальном планировании. К тому же политика  государства по  отношению к предприятиям  имела устойчивый, неизменный характер.

      Прогнозирование охватывает все сферы жизнедеятельности людей. Одним из важных направлений прогнозирования общественного развития является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика (внутренняя и внешняя), а предметом - познание возможных состояний политических событий, явлений, процессов. В связи с этим целесообразно различать внутриполитическое и внешнеполитическое прогнозирование.

   Внутриполитическое  прогнозирование (внутренняя политика) - это область взаимоотношений  между классами, нациями и другими социальными группами. Для внутренней политики характерна прямая или косвенная связь с государственной властью Политика связана со всеми видами отношений между социальными группами, с системой различных политических отношений (борьба и сотрудничество классов, партий, наций и народов, революции, войны, выборы), а также с духовной, теоретической их формой, их идеальным выражением (политические взгляды, идеи, настроения, предрассудки, теории, программы, принципы). В сферу политики входят политические движения, политические отношения, политическое сознание и поведение, направление решении и действий социальных группировок и их лидеров внутри государства, выбор государством того или иного курса действий на международной арене и др.

   Содержанием внутренней политики является деятельность государства, партий, всех элементов политической организации общества.  Сложный характер политического развития делает особенно актуальной необходимость разработок с целью выявления, с одной стороны, перспективных политических проблем и оптимальных путей их решения в интересах оптимизации процессов управления политическими процессами, а с другой стороны - предвидения тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.

      Необходимо различать два аспекта в области прогнозирования внутренней политики. Один из них связан с прогнозными оценками конкретных политических событий. Этот аспект имеет прикладной характер и на практике обычно осуществляется в процессе самой политической деятельности. Субъектом прогноза при этом выступают, как правило, государственные и политические органы. Другой аспект прогноза охватывает деятельность политических институтов общества и политические процессы, происходящие в нем. Разработчиком прогноза здесь выступает какой-либо научный коллектив, специализированный на изучении политической системы общества.

    Главной проблемой политического прогнозирования по-прежнему остается принципиальная возможность исследователя предвидеть ход политического развития с достаточно высокой степенью вероятности. Несоответствие намерений и результатов их осуществления встречается во всех видах деятельности, но в политике оно, пожалуй, выглядит как закон. Нигде так часто и так поразительно далеко не расходятся первоначальные цели и то, что получается в результате их осуществления. 
     В политике возникает множество нестабильных, неустойчивых процессов. Незначительные, случайные политические события (утечка информации, гибель политического лидера) приводят к глубочайшим социально-политическим потрясениям. Поэтому задуманное и планируемое в политике, что могло бы быть основой уверенного прогнозирования, весьма часто оборачивается прямо противоположным, неожиданным образом.

    Практика прогнозирования  и ее теоретическое осмысление  показали, что при осуществлении этой деятельности необходимо руководствоваться определенными принципами. Важнейшими из них являются принципы альтернативности и верификации.  
   Принцип альтернативности в данном случае означает, что при разработке прогноза должны быть предусмотрены, обоснованы все вероятные направления развития объекта, разные варианты превращения имеющейся возможности в действительность.  
    Принцип верификации (проверяемости) означает, что прогноз должен содержать в себе возможность его подтверждения или опровержения. Прогноз, который не может быть ни подтвержден, ни опровергнут, бесполезен. Верификация – это эмпирическая проверка теоретических положений путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами.

   Одним из важнейших  способов современного социально- политического прогнозирования является экстраполяция. Ее сущность заключается в том, что достоверные выводы по одной части какого-либо явления распространяются на другую часть, на явление в целом, на будущее данного явления. Экстраполяция – это ведущий метод прогнозирования будущего на основе существующих, действующих в настоящем тенденций.

      Методы  социально-политического   прогнозирования  в  большей   степени заимствованы   из   двух   ранее   возникших    отраслей    прогнозирования: экономической и технологической.  В  социально-политическом  прогнозировании используются;

  • . сценарии - метод, который пытается установить логическую последовательность событий, чтобы показать, как, исходя из существующей (или какой-либо другой заданной) ситуации может шаг за шагом развиваться будущее состояние. В сценарии, словесном описании прогнозируемой ситуации, особое внимание должно быть обращено на привязывание событий к временной сетке, на связи между событиями, на критические точки, где малые воздействия могут иметь непропорционально сильный эффект.
  • . метод перекрестного влияния(влияние на разные сферы);
  • Метод коллективной экспертной оценки предполагает как бы четыре действия: для организации проведения экспертных оценок создаются рабочие группы. В их функции входят проведение опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективной экспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов. Они дают ответы на поставленные вопросы, касающиеся перспектив развития тех или иных направлений внутренней или внешней политики (количество экспертов, привлекаемых для разработки прогноза, может колебаться от 10 до 100-150 человек, в зависимости от сложности объекта);

перед тем, как организовать опрос  экспертов, необходимо уточнить основные направления развития политических процессов, событий, а также составить  матрицу, отражающую генеральную цель, подцели и средства их достижения. Под средствами достижения цели понимаются направления научных исследований и разработок, результаты которых могут быть использованы для достижения политических целей. Далее, перед организацией опроса нужно разработать вопросы для экспертов (они должны быть составлены по определенной структурно-иерархической схеме, т.е. от широких вопросов к узким, от сложных к простым);

в ходе опроса экспертов необходимо обеспечить однозначность понимания  отдельных вопросов, а также независимость  суждений экспертов. Давление “руководящего” мнения должно быть исключено;

проводится обработка материалов экспертной оценки, которые характеризуют  обобщенное мнение и степень согласованности  индивидуальных оценок экспертов. Обработка  этих оценок экспертов служит исходным материалом для синтеза прогнозных гипотез и вариантов развития политических событий.

Окончательная оценка определяется либо как среднее суждение, либо как  среднее арифметическое значение оценок всех экспертов, либо как среднее  нормализованное взвешенное значение оценки.

  • Метод “Дельфы”. Он характеризуется тремя особенностями, которые отличают его от обычных методов группового взаимодействия экспертов. К таким особенностям относятся:

а) анонимность экспертов;

б) использование результатов предыдущего  тура опросов;

в) статистическая характеристика группового ответа.

  • различные техники маркетинговых исследований в сфере политических и социальных явлений;
  • метод  исторических  аналогий  (один  из  самых  древних   методов прогнозирования)
  • Коллективная генерация идей – метод “мозговой атаки”

      Наряду с ними существуют особые техники, разработанные специально  для

получения социально-политических прогнозов. Среди  них –  создание  профилей

общественных  ценностей, применение матрицы “вероятность-воздействие”, которая позволяет получить три оценки степени значимости факторов для организации: высокое, среднее, низкое.

   Каждый, кто разрабатывает научные прогнозы и применяет их в практической политике, так или иначе, вольно или невольно руководствуется принципом познаваемости действительности.  
Объективная основа прогнозирования политических событий состоит в том, что их будущее заключено в настоящем, но только в возможности. Поэтому научные прогнозы политических событий, явлений и процессов - это осмысленные, осознанные возможности развития политической жизни общества, взятые в их теоретической обоснованности.  
  Обычно считается, что за новыми явлениями, фактами и процессами развития настоящего стоит будущее, что в них имеется будущее. Однако утверждать это с достоверностью можно лишь с учетом действия вскрытых наукой законов развития объектов политического прогноза. Иначе говоря, важнейшей основой прогнозирования является действие объективных законов определенной области действительности, в данном случае социально-политической.  
   Политическая жизнь представляет собой одну из сфер жизнедеятельности людей, общества. И ей так же, как и другим сферам, присущи существенные, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи и отношения, то есть объективные закономерности.  
   Законы, действующие в социально-политической области, проявляются как тенденции или возможности, которые не всегда превращаются в действительность. Это, естественно, затрудняет разработку политических прогнозов.  
  Объективной основой прогнозирования является и системное строение политической сферы общества. Любая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих определенную целостность, единство. Свойства системы не сводятся к сумме свойств ее компонентов. Система активно воздействует на свои компоненты и преобразует их сообразно собственной природе. В то же время изменение каких-то элементов может привести к определенному изменению всей системы. Все это необходимо учитывать при постановке целей и задач прогнозирования в рамках функционирования и развития политической системы, при разработке прогнозов и их использовании в практической политике.  
    Особенности политического прогнозирования вынуждают аналитиков постоянно расширять методологическую базу исследований, обращая внимание на всевозможные нетрадиционные подходы, интуицию, индивидуальный и коллективный опыт политического поведения, выборку исторических аналогий и сиюминутных социально-политических ожиданий. В этой ситуации само социально-политическое прогнозирование превращается в методологию специального воздействия на реальность с целью возбуждения в ней желаемых перемен. 
   Сегодня особенно актуально встаёт вопрос о политическом прогнозировании будущего России. К какой цели идти, к каким идеалам стремится, какими способами – на все эти вопросы нужны не сиюминутные ответы, а научно обоснованные, именно политическая сфера определяет основные направления всех остальных сфер общественной жизни.

Информация о работе Особенности социально-политического прогнозирования