Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 16:50, отчет по практике
В работе рассмотрена организационная структура управления ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»: исторический аспект и современность, место отделения «Международная высшая школа управления» как структурного подразделения университета.
1. История СПБГПУ
2. Политехнический сегодня. Базовые институты
3. Организационная структура управления ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»
4. Научная деятельность
5. Управление ВУЗом
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический
университет»
Международная высшая школа управления
______________________________
Кафедра «Международные экономические отношения»
ОТЧЕТ
по учебной практике
Студент гр. _________________ .
Руководитель от кафедры _________________ _______________
Санкт-Петербург
2013
Содержание
Тема: Организационная структура управления ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»: исторический аспект и современность, место отделения «Международная высшая школа управления» как структурного подразделения университета.
1.История
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, более известный в России и за ее пределами как Политехнический институт, был основан в начале 1899 г. Возникнув на гребне хозяйственных и культурных успехов России на рубеже XIX-XX вв., он сам становится вскоре одним из факторов дальнейшего успешного развития страны. Полвека спустя институт получит оценку не только как знаменитое высшее учебное заведение, но и как „крупное достижение русской культуры" начала XX в.
Промышленный подъем, наметившийся в России со второй половины 90-х гг. XIX в. и сопровождавшийся бурным строительством новых предприятий, стабилизация финансов, рост иностранных инвестиций приводят к изменению отношения общества к высшему образованию, к осознанию необходимости его реформирования путем создания сети политехнических вузов. В постановке и обсуждении этого вопроса значительная роль принадлежала Русскому Техническому обществу (РТО).
Конкретизируя эту идею, имевшую многочисленных сторонников в высших эшелонах власти империи, министр финансов С. Ю. Витте отмечал, что в России необходимо создать высшие учебные заведения „в форме политехнических институтов, которые содержали бы в себе различные отделения человеческих знаний, но имели бы организацию не технических школ, а университетов, т. е. такую организацию, которая наиболее способна была развивать молодых людей, давать им общечеловеческие знания".
Свое теоретическое обоснование эта мысль получила в программе торгово-промышленного развития России, подготовленной Департаментом торговли и промышленности Министерства финансов, где сознательному воспроизводству хозяйственно-управленческих и научно-технических кадров была отведена значительная роль, а последующее открытие сети политехнических институтов по всей России должно было продемонстрировать практическое воплощение в жизнь новой государственной научно-технической политики.
Ближайшими единомышленниками С. Ю. Витте в деле организации СПбПИ были товарищ министра финансов В. И. Ковалевский и выдающийся ученый-химик Д. И. Менделеев, ставшие также фактическими основателями Санкт-Петербургского политехнического института. Все трое впоследствии были избраны почетными членами института, а их портреты были установлены в зале Совета.
К осуществлению идеи нового учебного заведения были привлечены и другие выдающиеся русские ученые. Один из крупнейших представителей русской технической мысли Н. П. Петров возглавил комиссию по подготовке программ и учебных планов. К участию в работе этой комиссии были приглашены экономист А. С. Посников, металлург Д. К. Чернов, электротехник А. С. Попов, корабел-математик А. Н. Крылов, директора Киевского и Варшавского политехнических институтов В. Л. Кирпичев и А. Е. Лагорио и др.
В январе 1900 г. директором института был назначен князь А. Г. Гагарин. Одновременно он становится во главе Особой строительной комиссии, сменив на этом посту своего предшественника инженера Э. К. Циглер-фон-Шафгаузена. Весной этого же года А. Г. Гагарин и архитектор Э. Ф. Виррих были направлены в зарубежную командировку для обстоятельного изучения оснащения и функционирования ведущих технических высших школ Европы, в результате которой были осмотрены 36 учебных заведений в Англии, Бельгии, Франции, Германии, Австрии, Венгрии и Швейцарии, учтено то положительное, что имелось в организации этих вузов: методика преподавания общетехнических и специальных дисциплин, количество и объем предметов, которые должны читаться студентам различных отделений и специальностей, учебные планы. Таким образом, в основу проекта лег новейший мировой опыт, обобщенный А.Г. Гагариным и Э.Ф. Виррихом.
Архитектор Э. Ф. Виррих создал институтский городок, состоящий из учебных, жилых и хозяйственных зданий, образующих внутренние дворы и проезды. В 1902 году начались занятия на экономическом, электромеханическом, кораблестроительном и металлургическом отделениях, представлявших тогда наиболее перспективные для России отрасли техники.
В 1905 году, после расстрела демонстрации на Дворцовой площади 9 января, занятия в институте были приостановлены и возобновились только осенью 1906 года. После начала занятий институт быстро развивался. Уже в 1907 году открылись новые отделения: инженерно-строительное, механическое и химическое. В декабре того же года состоялись первые защиты выпускных работ.
В 1909 году при кораблестроительном отделении были созданы курсы воздухоплавания для студентов технических отделений и офицеров, ставшие первой в России авиационной школой. В 1911 на кораблестроительном отделении открылась и первая в России высшая автомобильная школа. К 1914 годуна отделениях Политехнического института обучалось более 6000 человек.
С началом первой мировой войны многие студенты и преподаватели
ушли на фронт. В одном из зданий института
был развёрнут госпиталь. К 1917 году в институте оставалось не более
3000 студентов. На основе института работали
курсы по подготовке лётчиков и моторист
В 1918 году работа института была приостановлена.
После Октябрьской революции многие преподаватели покинули
Санкт-Петербург и Россию. В период гражданской
войны институт почти не финансировался,
не имел топлива. К 1919 году в институте осталось не более
500 студентов. Тем не менее, жизнь в институте
не замирала. В марте 1919 г. был создан первый
в мировой истории физико-механический факультет для подготовки инженеров-физиков-
В 1921 году физико-технический отдел был преобразован в институт, а в 1923 году получил собственное здание напротив парка института. Несмотря на такое отделение, студенты физических факультетов практиковались в лабораториях ФТИ, а большинство его сотрудников являлись преподавателями Политеха.
По окончании гражданской войны деятельность института начала восстанавливаться. В 1922 число студентов достигло 2000. А осенью в институте появился ещё один факультет — индустриального земледелия, созданный вместо закрытых сельскохозяйственных институтов.
К концу 20-х годов численность студентов достигла 8000 человек. В 1929 году появляются два новых факультета: водного хозяйства и авиастроительный.
В 1930 году решением Комиссии Совнаркома
СССР по реформе высшего и среднего образования
на основе Политеха были образованы узкопрофильные
институты, которые были переданы в ведение
соответствующих министерств. На основе
ЛПИ были образованы: Гидротехнический
институт, Институт инженеров промышленного
строительства (сейчас Николаевский Военный инженерно-технический
университет),Кораблестроительн
Уже летом 1933 года Комиссия по высшей школе вынуждена была устранять хозяйственные споры между отдельными отраслевыми институтами, а в апреле 1934 г. они были объединены на правах факультетов в составе вновь созданного Ленинградского индустриального института (ЛИИ). К началу 1935 года ЛИИ являлся крупнейшим в стране техническим вузом, в котором обучались свыше 10 тысяч студентов и аспирантов, работали 940 профессоров и преподавателей, 2600 рабочих и служащих.
В годы Великой отечественной войны на фронт ушли более 3500 студентов и сотрудников Политеха. В феврале 1942 года производилась эвакуация Политеха. Сперва в Пятигорск, а затем в Ташкент. В 1943 году в Ташкенте была начата научная и учебная работы.
Восстановление института было начато сразу же после снятия блокады в 1944 году. С октября 1946 года Политехнический институт перешёл в подчинение Минвузу СССР, который предоставил институту право работать по собственным учебным планам и программам. Число студентов в ЛПИ приблизилось к трём тысячам.
В 1948 году первый в СССР отряд студентов в количестве 340 человек выехал на строительство Алакусской ГЭС.
Начиная с 1950 года, большое внимание уделялось подготовке специалистов для всесоюзных строек. На инженерно-строительном факультете началась подготовка инженеров-гидростроителей, а при Металлическом заводе было организовано вечернее отделение ЛПИ для подготовки инженеров-турбостроителей.
К 1960 году в ЛПИ были созданы лаборатории энергетических систем, автоматики, телемеханики, металлургии, турбиностроения и компрессоростроения. Одновременно с этим, в институте была введена система «непрерывной производственной практики». Первокурсники, не имеющие производственного опыта, попеременно учились и работали на заводе им. К. Маркса, Металлическом заводе, ПО «Светлана», заводе «Красный Октябрь», в Главленинградстрое.
В 1961 году, в соответствии с новым положением о высших учебных заведениях, была восстановлена выборность ректоров и деканов.
Начиная с 1960 года идёт быстрое строительство новых зданий института. К 1962 году были построены спорткомплекс, высоковольтный корпус (ТВН), два новых учебных корпуса, здание поликлиники, профилактория, архива и общежития на проспекте Непокоренных.
В 1962 году созданы заочный факультет и факультет усовершенствования дипломированных инженеров, в 1968 — повышения квалификации руководящих работников, год спустя, в1969 году, подготовительное отделение для рабочей и сельской молодёжи. В это же время факультет (вечерний) был разделён на два: электротехнический и инженерно-технический.
В 1972 году в Пскове был открыт филиал Политехнического института[4](ныне Псковский государственный политехнический институт). Позднее организуются филиалы в Орске,Чебоксарах, Сосновом Бору.
Строительство новых зданий было продолжено в конце 70-х — начале 80-х годов. Были построены два общежития по Гражданскому проспекту и проспекту Непокоренных, новый учебный корпус, корпус для подготовительного факультета на Полюстровском, а также здание Института международных образовательных программ на Гражданском проспекте.
Создаются новые конструкторские бюро: ОКБ «Импульс» и особое конструкторское бюро технической кибернетики (ныне — ЦНИИ РТК).
С 1982 года в ЛПИ начинается целевая подготовка специалистов в сотрудничестве с крупными предприятиями, заинтересованными в притоке молодых специалистов: ОКБ «Импульс»,ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, НПО «Ленинец», Ленполиграфмаш, ПО «Спутник», ПО им. К. Маркса и др. В 1987 году при ЛПИ были созданы Инженерный центр и Межотраслевой институт повышения квалификации (МИПК) по новым направлениям развития техники и технологии.
В 1989 году в Политехнический институт на 11 факультетов были приняты 2100 первокурсников, а общее количество поданных абитуриентами заявлений превысило 5000. Самое большое количество абитуриентов были приняты на Факультет технической кибернетики (310 человек), а самый большой конкурс был на факультете экономики и управления (590 заявлений на 120 мест).
В сентябре 1989 года Совет ЛПИ принял решение о переименовании Политехнического института в Государственный технический университет. Совет Министров РСФСР утвердил новое название 3 апреля 1990 года.
В 1994 году в итоге объединения ряда структур, относящихся к издательско-полиграфической деятельности, в Санкт-Петербургском политехническом университете (тогда – Техническом университете) был создан Издательско-полиграфический центр. Двумя годами позже Учёный совет университета принял решение о преобразовании Центра вИздательство Политехнического университета. Так, впервые в истории Санкт-Петербургского политехнического университета было организовано издательство, обладающее мощной полиграфической базой и работающее на основе государственных лицензий на издательскую и полиграфическую деятельность.