Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 00:09, реферат
Социология - наука, изучающая общество. Эта наука призвана узнавать общественное мнение по тем или иным вопросам, и тем самым способствовать улучшению условий социальной (общественной) жизни каждого из нас. Конечно речь идет не только об обществе в целом, но и о личности, как неотъемлемой части общества.Но перед обществом, как и раньше, встают различные важные проблемы.
Введение
Первичная и вторичная социализация.
Этапы социализации:
Теория Кули и Мида.
Теория Фрейда.
Теория Пиаже.
Теория Колберга.
Заключение.
Третий этап Пиаже называет стадией конкретных операций. На ней дети от семи до 11 лет начинают производить в голове те операции, которые раньше они могли проделать только тактильно. Так, на этой стадии ребенок учится сопоставлять, например, нарисованный квадрат и кубик, не прикладывая предмет к изображению.
И последним этапом является, так называемая, стадия формальных операций. Эта стадия, по мнению Пиаже, длится от двенадцати до пятнадцати лет. Однако, Пиаже не подразумевает что после пятнадцати лет человек останавливается в своем развитии. Но, он полагает, что именно на основе приобретенных, на этой последней стадии, качеств, человек и продолжает свое дальнейшее развитие. «На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем»6.
Ну и в завершение, хотелось бы упомянуть классификацию социализации Лоренса Колберга, который продолжил идеи Пиаже. В отличие от большинства классификаций, теория Колберга не привязывается к возрасту человека. Также Колберг утверждает, что индивид совсем необязательно пройдет все этапы социализации, более того пройти все их сможет лишь подавляющее меньшинство.
«Две первые стадии относятся к детям, которые еще не усвоили понятий о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания (первая стадия) или заслужить поощрение (вторая стадия)». На третьей стадии у человека уже начинает появляться свое представление о хорошем и плохом. Но все же, он, прежде всего, старается действовать так, чтобы получить одобрение окружающих. На следующей стадии человек начинает осознавать не только свои интересы, но и интересы общества. Именно эта стадия формирует в человеке моральные ценности, он самостоятельно для себя осознает что правильно, а что нет.
До пятой стадии доходят
уже далеко не все, но все еще многие.
Эта та стадия, на которой человек
начинает видеть противоречия между
готовыми моральными нормами общества.
Он видит множество парадоксов, и,
сопоставляя их, уже способен создать
свою собственную моральную модель.
«Так формируются собственные
И наконец, шестая стадия, которую Колберг представляет нам практически недостижимой. На этой стадии люди лишены эгоцентризма, они способны на полное самопожертвование ради всеобщего блага. На этой стадии у людей формируется «собственное этическое чувство». И стоит сказать, что таких высот достигли разве что Махатма Ганди, Иисус Христос и Мать Тереза.
Разумеется, теория Колберга не идеальна. Простейший житейский опыт показывает нам, что человек в различных ситуациях ведет себя совершенно по-разному. Человек – слишком сложное существо, чтобы его можно было загнать в такие рамки. Всем понятно, что нет никаких гарантий, что человек, достигнув какого-то определенного морального уровня, не совершит поступок никак этому уровню не соответствующий, не скатится обратно к предыдущему этапу. Однако, теория эта, дает представление о процессе социализации, наверное, больше чем все предыдущие. Отказ Колберга от возрастных рамок значительно расширил потенциал его классификации.
Итак, мы рассмотрели наиболее
известные классификации
Заканчивая разговор о социализации, стоит поднять вопрос: а существует ли финальная точка социализации, в какой момент человек заканчивает свое развитие? Зигмунд Фрейд считает, что процесс социализации заканчивается в 14 лет, с окончанием полового созревания. Что в 1 лет человек уже становится личностью, которую не изменить. Мид полагает, что финальным аккордом социализации является момент слияния в человеке субъекта и объекта социального исследования. Но даже Мид подразумевает, что человек при этом, закончив социализацию, продолжает развиваться как личность. Таким образом, можно смело утверждать, что никакого финала у процесса социализации нет, особенно учитывая беспрестанное развитие человечества и изменения внешнего мира, в котором мы живем. Процесс развития личности человека нескончаем.
Список использованной литературы:
1 Фролов С.С., «Социология», М., 2002 г., стр. 73.
2
Нейл Смелзер., «Социализация»., http://scepsis.ru/library/id_
3
Нейл Смелзер., «Социализация»., http://scepsis.ru/library/id_
Нейл Смелзер.,
«Социализация»., http://scepsis.ru/library/id_
Нейл Смелзер.,
«Социализация»., http://scepsis.ru/library/id_
Нейл Смелзер.,
«Социализация»., http://scepsis.ru/library/id_
Шестак О.И.,
«Социология»., http://abc.vvsu.ru/Books/u_
Информация о работе Первичная и вторичная социализация. Концепции социализации