Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 17:20, контрольная работа
Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, положение молодежи остается неустойчивым. Социальное неблагополучие отражается на состоянии здоровья этой социальной группы населения, у молодых людей наблюдается рост заболеваний, сопутствующих крайней бедности (прежде всего туберкулез). Велик процент молодых людей, не имеющих работу, половина работающей молодежи трудится не по той специальности, которую приобрела в процессе обучения, либо вовсе не имеет профессии.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Положение молодежи в обществе…………………………………………4
2. Социальные проблемы молодежи
2.1 Обзор проблем современной молодежи………………………………….7
2.2 Социальные проблемы трудоустройства современной российской молодежи…………………………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………….16
Список используемой литературы……………………………………………...18
Молодые люди, принадлежащие к первым двум подгруппам, как правило, выходят на рынок труда впервые и отличаются более низким образовательным и профессиональным уровнем, не имеют стажа работы. Все эти факторы обуславливают более низкую их конкурентоспособность. Вместе с тем именно на этот период приходится начальный этап карьеры.
В возрасте от 25 до 30 лет молодые люди в основном уже определили свою профессиональную стратегию и имеют определенный опыт работы. В данный период жизни у большинства из них уже есть семья, и они предъявляют высокие требования к предлагаемой (будущей) работе. При этом отсутствие работы данной категорией воспринимается более болезненно, что ведет к тяжелым социальным и психологическим последствиям (распаду семьи, брошенным детям, уходу в криминальную среду, приобщению к наркомании, алкоголизму и др.).8
В анализе проблем трудоустройства молодежи можно выделить два основных подхода. Суть первого состоит в узкоотраслевой трактовке трудоустройства. Трудоустройство сводится в основном к приему на работу и мерам по снижению уровня безработицы. Второй подход рассматривает трудоустройство значительно шире, как комплексную и системную социальную проблему. Ее решение преследует более широкие социальные задачи, а именно: дать возможность молодым людям полностью развить свои способности, найти место в жизни, свое призвание.
Рассматривая трудоустройство молодежи как комплексную социальную систему, возникает необходимость выделения в ней основных структурных элементов. К числу таких элементов, по нашему мнению, относятся следующие: во-первых, это подготовка молодежи к осознанному выбору будущей профессии; во-вторых, освоение соответствующей профессии; в-третьих, поиск места работы и сама процедура трудоустройства; в-четвертых, адаптация и трудовая социализация молодежи на производстве.
Перечисленные элементы трудоустройства есть одновременно и необходимые этапы трудоустройства как социального процесса.
Ограниченный объем тезисов не позволяет подробно раскрыть социальные проблемы всех этапов трудоустройства. Выделим только некоторые из них.
Социологические исследования, проведенные Прикамским социальными институтом под руководством автора тезисов и статистические данные служб занятости Пермского края, включая федеральную, свидетельствуют, что профессиональные предпочтения выпускников школ резко расходятся с реальными потребностями экономики, что подтверждает отсутствие целенаправленной профориентационной работы с ними.9
Молодежь в наибольшей степени оказалась подверженной воздействию негативных проявлений новой социальной реальности. Сегодня у нее среди социальных ценностей труд оказался на одном из последних мест широко распространено мнение, что труд не является источником жизненного успеха. (Следует заметить, что подобная оценка труда характерна сегодня не только для российской молодежи. Она имеет место в развитых странах мира, в том числе ФРГ, США, Японии).
Происшедшая резкая социальная дифференциация молодежи по уровню материальной обеспеченности, привела к неравенству шансов молодежи в получении более престижных и финансово обеспеченных видов труда. Государство, призванное обеспечить равенство этих шансов у подрастающего поколения, к сожалению, пока не занимается этой проблемой.
Изменить ситуацию в этом вопросе невозможно без кардинального изменения всей экономической, социальной и правовой политики государства. Пока же она является главной питательной почвой, формирующей негативное отношение к добросовестному труду, к труду как важнейшей социальной ценности, способствующей развитию личности. В этой связи примечателен такой факт: в государственной молодежной политике среди основных приоритетов отсутствует направление, связанное с вопросами труда.
Актуальной и сложной социальной проблемой социально российского общества является оптимизация рынка труда и системы профессионального образования. Старые методы такой оптимизации не годятся, а новые еще только формируются.
Заключение
Молодежь занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Однако ее положение в обществе и степень ее участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и государства. В настоящее время общество и государство еще не до конца преодолело потребительское отношение к молодежи, что в свою очередь сформировало иждивенческую позицию молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодежи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодежной работы.10
Задача общества и государства сегодня - оказывать всемерную поддержку молодежным общественным объединениям, которые направляют активность молодежи в сторону общественных интересов и интересов государственного развития. Государственная молодежная политика в сфере организации и обеспечения досуга молодежи должна формировать идеологию позитивных форм молодежного и детского досуга, здорового образа жизни.
Для координации и выработки основных направлений молодежной работы необходимо совершенствовать структуру управления молодежной работой от федерального до муниципального уровня.
Ситуация на молодежном рынке труда является достаточно напряженной. Государственная политика в этом направлении должна осуществляться четко. Нельзя допустить, чтобы прекратились воспроизводство и поддержка интеллектуального потенциала общества и началась массовая безработица среди молодежи.
И в заключение: в современной молодежи заложен прообраз российского будущего. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России - это будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от настроя на активное участие в них российской молодежи.11
Список используемой литературы:
1. Аносов А.П. Проблемы молодежи. М.:Инфра-М, 2007
2. Баранов А.П. Социальная
работа с молодежью. М.:Инфра-
3. Васильева П.Р. Молодежная политика в России. М.:Инфра-М, 2006
4. Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г., Гусова С. А. «Социальная работа с молодежью», Учебник для студентов вузов. М., 2006.
5. Иваненков С. П. «Проблема социализации современной молодежи». М., 1999.
6. Махмутова Н.Н. Молодежный рынок труда. М.:Инфра-М, 2008
7. Николаева П.П. Молодежь в социальном пространстве России. М.:Инфра-М, 2008.
8. «Основы социальной работы», Учеб. пособие / Под ред. Н. Ф. Басова. 2-е изд., испр. М., 2005.
9. Ручкин Б, А. и др. «Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения». М., 2000.
10. «Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики», Отв. ред. В.Т.Лисовский. М., 1994.
11. Чернявская А. П. «Психологическое консультирование по профессиональной ориентации». М., 2001.
1 Васильева П.Р. Молодежная политика в России. М.:Инфра-М, 2006
2Николаева П.П. Молодежь в социальном пространстве России. М.:Инфра-М, 2008.
3 «Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики», Отв. ред. В.Т.Лисовский. М., 1994.
4 Иваненков С. П. «Проблема социализации современной молодежи». М., 1999.
5 Аносов А.П. Проблемы молодежи. М.:Инфра-М, 2007
6 Баранов А.П. Социальная работа с молодежью. М.:Инфра-М, 2009.
7 Чернявская А. П. «Психологическое консультирование по профессиональной ориентации». М., 2001.
8 Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г., Гусова С. А. «Социальная работа с молодежью», Учебник для студентов вузов. М., 2006.
9 Махмутова Н.Н. Молодежный рынок труда. М.:Инфра-М, 2008
10 «Основы социальной работы», Учеб. пособие / Под ред. Н. Ф. Басова. 2-е изд., испр. М., 2005.
11 Ручкин Б, А. и др. «Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения». М., 2000.