Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 20:34, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной работы является анализ критериев определения инвалидности и порядок проведения медико-социальной экспертизы. Объектом исследования являются процессы проведения в Российской Федерации медико-социальной экспертизы и назначения последующей индивидуальной программы реабилитации инвалида
Содержание
Введение 3 Глава I. Понятие инвалидности и ее причины 5 1.1. Понятие инвалидности 5 1. 2. Причины инвалидности 9 Глава II. Нормативно-правовое обеспечение деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы 11 2.1. Задачи и организация деятельности учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы 11 2.2. Порядок проведения медико-социальной экспертизы 17 2.3. Классификация и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы 20 2.4. Критерии определения групп инвалидности 25 Глава III. Реабилитация инвалидов 30 3.1. Понятие реабилитации инвалидов 30 3.2. Решение проблем инвалидности в Российской Федерации 37 Заключение 40 Список использованной литературы 42
На современном этапе развития
общества проведение комплекса мер по
социальной интеграции инвалидов в общество
является одним из приоритетных направлений
социальной политики государства.
Актуальность проблемы определяется наличием
в социальной структуре общества значительного
количества лиц, имеющих признаки ограничения
жизнедеятельности. Так, по оценкам экспертов,
инвалиды составляют 10 процентов общей
численности населения. В России за последние
годы отмечается тенденция к увеличению
числа инвалидов. Если на 1 января 1998 г.
на учете в органах социальной защиты
населения субъектов Российской Федерации
состояло 8,9 миллиона инвалидов, то уже
на 1 января 1999 г. - более 9,6 миллиона инвалидов.По
оценке Министерства труда и социального
развития Российской Федерации, в связи
с неблагоприятной социально-экономической
ситуацией в ближайшие годы ожидается
дальнейшее увеличение числа инвалидов.
В настоящее время инвалидами
признаются не только лица, у которых снижена
или утрачена трудоспособность, но и лица,
имеющие другие ограничения жизнедеятельности
(самообслуживания, передвижения, общения,
обучения). Это повлекло изменение государственной
политики в отношении инвалидов: усиление
реабилитационной направленности, структурную
реорганизацию служб экспертизы и реабилитации
инвалидов, развитие системы реабилитационной
индустрии и формирование отечественного
рынка средств реабилитации и реабилитационных
услуг, оказываемых инвалидам.
Важная роль в социальной интеграции
инвалидов в общество возложена Правительством
РФ на социальных работников. Вполне очевидно,
что от их профессионализма, от знания
и точного выполнения своих обязанностей,
от выполнения и соблюдения требований
федерального законодательства и постановлений
Минздрава и Минтруда, регламентирующих
деятельность государственной службы
медико-социальной экспертизы и службы
реабилитации инвалидов зависят здоровье
и судьбы сотен тысяч людей. В целом, от
правильной организации работы специалистов
в бюро медико-социальной экспертизы,
зависит решение задач, стоящих перед
государственными службами, отвечающими
за социальную защиту и реабилитацию инвалидов,
и главная из них снижение уровня инвалидности
в Российской Федерации и возврат к нормальной
жизни и труду сотен тысяч инвалидов
Целью данной работы является анализ
критериев определения инвалидности и
порядок проведения медико-социальной
экспертизы.
Объектом исследования являются процессы
проведения в Российской Федерации медико-социальной
экспертизы и назначения последующей
индивидуальной программы реабилитации
инвалида.
Предметом исследования является деятельность
государственной службы медико-социальной
экспертизы.
Данная работа состоит из трех
взаимосвязанных глав, и для достижения
указанной цели необходимо решить следующие
задачи:
дать понятие инвалидности
и назвать причины, приводящие к инвалидности.
необходимо охарактеризовать
задачи и организацию деятельности учреждений
медико-социальной экспертизы;
раскрыть классификацию и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, описать порядок проведения медико-социальной экспертизы, охарактеризовать критерии определения инвалидности.
дать понятие реабилитации
инвалидов и обозначить возможные пути
решения проблемы инвалидности в нашей
стране.
Глава I. Понятие инвалидности
и ее причины
1.1.
Понятие инвалидности
Инвалид - лицо, которое имеет
нарушение здоровья со стойким расстройством
функций организма, обусловленное заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящее
к ограничению жизнедеятельности и вызывающее
необходимость его социальной защиты.1
Исторически понятия «инвалидности»
и «инвалид» в России связывались с понятием
«нетрудоспособность» и «больной».
Специалисты долгое время рассматривали
понятие «инвалидность», отталкиваясь
преимущественно от биологических предпосылок,
расценивая ее возникновение в основном
как следствие неблагоприятного исхода
лечения. В связи с этим социальная сторона
проблемы была сужена до нетрудоспособности,
как основном показателе инвалидности.
Поэтому основной задачей врачебно-трудовых
экспертных комиссий было определение
того, какую профессиональную деятельность
освидетельствуемый не может выполнять,
а что может – определялось на основе
субъективных, преимущественно биологических,
а не социально-биологических критериев.
Понятие «инвалид» сужалось до понятия
«неизлечимо больной».
В начале 90-х годов положение
в области социальной политики, и в частности
в области социального и медицинского
обслуживания трудоспособного населения
и инвалидов было более чем плачевное.
Поэтому нужно было срочно создавать новые
принципы социальной политики, приводить
их в соответствие с нормами международного
права. Положение изменилось в лучшую
сторону, после того, как Конституция РФ,
провозгласила, что «Каждый имеет право
на охрану здоровья и медицинскую помощь»
(ст. 41).
Данное положение признает
право каждого человека на охрану здоровья
и медицинскую помощь в соответствии со
ст. 25 Всеобщей декларации прав человека
и ст. 12 Международного пакта об экономических,
социальных и культурных правах, а также
ст. 2 Протокола №1 от 20 марта 1952 г. к Европейской
конвенции о защите прав человека и основных
свобод.
Здоровье - это состояние полного
физического, душевного и социального
благополучия, а не только отсутствие
болезней и физических дефектов. Поэтому
под охраной здоровья понимается совокупность
мер политического, экономического, правового,
социального, культурного, научного, медицинского,
санитарно - гигиенического и противоэпидемического
характера, направленных на сохранение
и укрепление физического и психического
здоровья каждого человека, поддержание
его долголетней активной жизни, предоставление
ему медицинской помощи в случае утраты
здоровья.
Медицинская помощь включает
профилактическую, лечебно - диагностическую,
реабилитационную, а также меры социального
характера по уходу за больными, нетрудоспособными
и инвалидами, включая выплату пособий
по временной нетрудоспособности.2
Конституция РФ также закрепила,
что «Каждому гарантируется социальное
обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания
детей и в иных случаях, установленных
законом» (п.1. ст. 39). Это конституционное
положение характеризует Россию, как социальное
государство. 3
Как отмечают авторы, комментария
к Конституции РФ, социальное обеспечение
- это участие общества в содержании тех
своих членов, которые из-за нетрудоспособности
либо некоторых других, не зависящих от
них причин, не имеют достаточных средств
к существованию. Конституция признает
право каждого гражданина на социальное
обеспечение и одновременно возлагает
на государство обязанность создавать
все необходимые условия для беспрепятственного
осуществления этого права.
Закрепление в Конституции
гарантий социального обеспечения является
устойчивой традицией Российского государства
и соответствует положениям международно-правовых
актов: Всеобщей декларации прав человека
(ст. 22 и 25); Международного пакта об экономических,
социальных и культурных правах (ст. 9,
ч. 1 - 3 ст. 10); Конвенции о правах ребенка
(ч. 1 ст. 26) и др.
Государственная политика в
области социальной защиты инвалидов,
нашла дальнейшее отражение в Федеральном
законе от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» (далее
закон о Социальной защите).
Этот закон определяет государственную
политику в области социальной защиты
инвалидов в Российской Федерации, целью
которой является обеспечение инвалидам
равных с другими гражданами возможностей
в реализации гражданских, экономических,
политических и других прав и свобод, предусмотренных
Конституцией РФ, а также в соответствии
с общепризнанными принципами и нормами
международного права и международными
договорами Российской Федерации.
Этот закон устанавливает систему
гарантированных государством экономических,
социальных и правовых мер, обеспечивающих
инвалидам условия для преодоления, замещения
(компенсации) ограничений их жизнедеятельности
и направленных на создание им равных
с другими гражданами возможностей участия
в жизни общества.
В ряду этих мер - медицинская
реабилитация инвалидов, создание возможностей
получения общего и профессионального
образования, обеспечение занятости и
условий труда, адекватных их возможностям,
льготы при пользовании жилой площадью,
транспортным обслуживанием, санаторно-курортным
лечением и др.
Таким образом, принятие Конституции
способствовало развитию законодательства
о социальном обеспечении. Оно пополнилось
нормами, учитывающими разнообразные
потребности граждан, нуждающихся в социальной
защите.
В соответствии со статьей 1.
Закона о Социальной защите, - инвалидность
- социальная недостаточность вследствие
нарушения здоровья со стойким расстройством
функций организма, приводящая к ограничению
жизнедеятельности и необходимости социальной
защиты.4
Расшифровка данного определения
происходит через его структурные элементы:
Здоровье - состояние полного
физического, душевного и социального
благополучия, а не только отсутствие
болезни или анатомических дефектов.
Нарушение здоровья - физическое,
душевное и социальное неблагополучие,
связанное с потерей, аномалией, расстройством
психологической, физиологической, анатомической
структуры и (или) функции организма человека.
Ограничение жизнедеятельности
(далее по тексту ОЖД) - полная или частичная
утрата лицом способности или возможности
осуществлять самообслуживание, самостоятельно
передвигаться, ориентироваться, общаться,
контролировать свое поведение, обучаться
и заниматься трудовой деятельностью5.
Степень ограничения жизнедеятельности
- величина отклонения от нормы деятельности
человека вследствие нарушения здоровья.
Социальная недостаточность
- социальные последствия нарушения здоровья,
приводящие к ограничению жизнедеятельности
человека и необходимости его социальной
защиты или помощи.
Социальная защита - система
гарантированных государством постоянных
и (или) долговременных экономических,
социальных и правовых мер, обеспечивающих
инвалидам условия для преодоления, замещения
(компенсации) ограничений жизнедеятельности
и направленных на создание им равных
с другими гражданами возможностей участия
в жизни общества.
Эти структурные элементы позволяют
раскрыть сущность причин инвалидности
и понятие реабилитации инвалидов.
Признание лица инвалидом в
Российской Федерации осуществляется
при проведении медико-социальной экспертизы
исходя из комплексной оценки состояния
его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности
в соответствии с классификациями и критериями,
утверждаемыми Министерством социальной
защиты населения РФ и Министерством здравоохранения
и медицинской промышленности РФ.6
1.
2. Причины инвалидности
В соответствии с пунктом 21
«Положения о признании лица инвалидом»,
Утвержденного Постановлением Правительства
РФ от 13 августа 1996 г. № 965, причинами инвалидности
являются:
- общее заболевание, трудовое
увечье. Устанавливается при несчастном
случае и в зависимости от обстоятельства,
при котором он произошел. Должен быть
составлен акт о несчастном случае;7
- профессиональное заболевание,
инвалидность с детства (признаки инвалидности
должны быть определены до 16 лет, у учащихся
до 18 лет). инвалидность с детства вследствие
ранения (контузии, увечья), связанная
с боевыми действиями в период Великой
Отечественной войны, военная травма или
заболевание, полученные в период военной
службы, инвалидность, связанная с
аварией на Чернобыльской АЭС (документом,
подтверждающим вышеуказанное обстоятельство,
является удостоверение участника ликвидации
последствий аварии на Чернобыльской
АЭС), инвалидность, связанная с
последствиями радиационных воздействий
и непосредственным участием в деятельности
подразделений особого риска, а также
другие причины, установленные законодательством
РФ.8
Глава II. Нормативно-правовое обеспечение
деятельности государственной службы
медико-социальной экспертизы
2.1.
Задачи и организация деятельности
учреждений государственной службы
медико-социальной экспертизы
Признание лица инвалидом осуществляется
при проведении медико-социальной экспертизы
Государственной службой медико-социальной
экспертизы, входящей в систему (структуру)
органов социальной защиты населения
Российской Федерации.
Медико-социальная
экспертиза (далее - МСЭ) – определение
в установленном порядке потребностей
освидетельствуемого лица в мерах социальной
защиты, включая реабилитацию, на основе
оценки ограничений жизнедеятельности,
вызванной стойким расстройством функций
организма. МСЭ осуществляется исходя
из комплексной оценки состояния организма
на основе анализа клинико-функциональных,
социально-бытовых, профессионально-трудовых,
психологических данных.
МСЭ гражданина производится
в учреждении по месту его жительства
либо по месту прикрепления к государственному
или муниципальному лечебно - профилактическому
учреждению здравоохранения (далее - учреждение
здравоохранения). В случае если в соответствии
с заключением учреждения здравоохранения
лицо не может явиться в учреждение по
состоянию здоровья, МСЭ может проводиться
на дому, в стационаре, где гражданин находится
на лечении, или заочно на основании представленных
документов с его согласия либо с согласия
его законного представителя.9
Порядок организации и деятельности
Государственной службы МСЭ определяется
Правительством РФ. Учреждения создаются,
реорганизуются и ликвидируются по решению
органов исполнительной власти субъектов
РФ в порядке, установленном законодательством
РФ.