Понятие источников права социального обеспечения и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 17:55, контрольная работа

Краткое описание

Правотворчество рассматривается как вид деятельности государства по установлению юридических норм или признанию юридических или иных социальных норм на основе познания законов экономического развития общества. Правотворчество является источником права в материальном смысле. Из общей теории права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация.3
2. Общая характеристика основных источников права социального обеспечения………………………………………………………………………..6
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

псо контрольная.docx

— 33.97 Кб (Скачать файл)

Действует ряд федеральных законов, закрепляющих отдельные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам по системе социального обеспечения. Сюда можно отнести Федеральный закон от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"; Федеральный закон, от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Самостоятельную группу составляют законы РФ и федеральные законы, закрепляющие систему льгот для инвалидов, ветеранов, семей с детьми. Так, например, Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС" в ред. от 18 июня 1992 г.; Федеральный закон от 2 января 2000гг. "О ветеранах"; Федеральный закон от 9 января 1997 г. "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" и др.

Следует знать, что к данной группе источников права социального обеспечения относятся законы субъектов Федерации. Как правило, они предусматривают законодательные гарантии по социальной защите инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми, безработных, а также малоимущих слоев населения на территории данного конкретного субъекта Федерации.

Третью группу составляют подзаконные нормативные правовые акты, среди которых особое место занимают указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. В соответствии со ст.90 Конституции РФ они являются обязательными для исполнения на всей территории РФ. Однако они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

К области социального обеспечения можно отнести следующие Указы Президента РФ: «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г., "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда РФ и членам их семей" от 7 февраля 2000 г.

Важно помнить, что Президент РФ своими указами периодически повышает размер компенсационных выплат пенсионерам.

Четвертую группу среди подзаконных актов занимают нормативные постановления Правительства РФ, которые устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ: например, Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г., которым было утверждено положение "О порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" в ред. от 28 августа 1997 г.; Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. "О приемной семье"; Постановление Правительства РФ от 8 апреля 1999 г. "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан льготными средствами"; Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" и ряд других.

Среди источников права социального обеспечения постановления Правительства РФ наиболее большая группа подзаконных нормативных правовых актов.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют федеральные министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Минтруд), так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства. Сюда можно отнести Примерное положение "Об индивидуальной программе реабилитации инвалидов", утвержденное Постановлением Минтруда РФ от 27 декабря 1996 г., а также Постановление Минтруда РФ от 10 февраля 1998 г. "Об утверждении Порядка работы территориальных органов Минтруда по вопросам занятости населения с детьми - сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Кроме постановлений Минтруд издает разъяснения по отдельным вопросам социального обеспечения.

Существует ряд нормативных актов других министерств и ведомств. Так, например, приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 г. утверждено Положение "О порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)".

Минздрав и Фонд социального страхования РФ своим совместным приказом от 6 октября 1998 г. утвердили Инструкцию "О порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности" и др.

В соответствии с ч.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников - это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными. В качестве примеров можно привести следующие нормативные правовые акты: Указ Президента Республики Адыгея "О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей" от 21 августа 1996 г. № 145; Постановление администрации Брянской области "Об установлении ставки дотаций на молоко, реализуемое сельскохозяйственными товаропроизводителями для обеспечения учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты" от 22 февраля 1999 г. № 89.

На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают муниципальные и локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

Таковым, например, является Постановление Главы администрации г. Казани от 1 июня 1998 г. "О предоставлении льготных бытовых услуг" и др.

В качестве локального источника можно назвать коллективный договор конкретной организации.

Следовательно, цель муниципальных и локальных нормативных актов - устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.

Такова классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе (по степени их важности и субординации).

Следует иметь в виду, что источники права социального обеспечения можно также классифицировать в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. В соответствии с такой классификацией следует выделить три группы нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения:

1. по пенсионному обеспечению граждан;

2. по обеспечению граждан пособиями и компенсационными вы платами;

3. по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

Кроме того, можно классифицировать источники права социального обеспечения в зависимости от источника финансирования; по содержанию нормативных правовых актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Важнейшим направлением социальной политики (в том числе системы социальной защиты населения) является государственная поддержка на федеральном уровне различных субъектов РФ в области развития системы социального обслуживания: развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; Принятые федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" стали основой правового регулирования деятельности социальных служб, которое распространяется на все субъекты РФ и вносит новые компоненты в правовые отношения, возникающие между федеральными органами государственной власти и органами управления субъектов Российской Федерации создают правовое поле для формирования в регионах единых комплексов социальных служб и их кадрового обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и нормативные акты

Законы Российской Федерации

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Издательство "Юридическая литература", 1998. .

2. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного  социального страхования" // Правовая  система "Гарант".

3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном  обеспечении в Российской Федерации" // В сборнике: "Пенсионная реформа  в Российской Федерации".

4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном  страховании в Российской Федерации" // В сборнике: "Пенсионная реформа  в Российской Федерации".

5. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской  Федерации" // В сборнике: "Пенсионная  реформа в Российской Федерации".

6. Долженкова ГД. Правовое регулирование основных видов социального обеспечения осужденных // Журнал российского права. 2002. №7.

7. Захаров М. Ж, Севастьянова В.Б., Тучкова  Э.Г. Комментарий к новому пенсионному  законодательству. М. 2002.

8. Захаров МЛ., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М. 2001.

9. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г., Практический  и научный комментарий к закону  Российской Федерации: "О государственных  пенсиях в Российской Федерации". М., 2003.

10. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право).М. 2000.

11. Мачульская Е.Е. Круг лиц, подлежащих государственному (обязательному) социальному страхованию // Вестник Московского университета. Серия П. Право. 1998. № 6.

12. Мачульская Е.Е. Право на социальное обеспечение - естественное и неотъемлемое право человека // Вестник Московского университета. Серия 11. Право.

13. Мачульская Е.Е. Реформа социального обеспечения и необходимость кодификации законодательства // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2005. № 6.

14. Мачульская К Е Социальный риск как объективная. основа социального обеспечения // Вестник Московского университета. Серия 11 Право.2004..

15. Мачулыкая Е.Е., Горбачева ЖЛ. Право социального обеспечения. М. 2004.

16. Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов / Под ред. Тучковой. М. 2005.

 

 

 


Информация о работе Понятие источников права социального обеспечения и их классификация