Понятие и показатели качества жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 10:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного курсового проекта является : изучение уровня качества жизни в РФ.
Задачами курсового проекта являются:
Изучить показатели уровня и качества жизни населения.
Изучить индекс развития человеческого потенциала.
Провести анализ благосостояния населения РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 55.91 Кб (Скачать файл)

Что касается Соединенных  Штатов, то десять лет назад они  входили в почетную десятку и  занимали второе место (Канада, США, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия, Франция, Нидерланды, Япония и Новая Зеландия). Некоторые из этих стран сохранили  свои места в первой десятке, лишь меняя номер места, а вот США, кажется, впервые за свою историю  вылетел из «топ-десятки» и находиться сейчас лишь на 12-ом месте.

Таким образом, наиболее общим  и популярным показателем и индикатором  качества жизни и уровня развития стран мира является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который  зависит от трех показателей: продолжительности  жизни, уровня образования и ВВП  на душу населения.

 

2.3 Концепция долгосрочной  целевой программы «Социальная  поддержка населения России» на 2012-2014 годы

 

В настоящее время социальная защита населения является одной  из немногих отраслей, объемы которой  постоянно возрастают, охватывая  все большую часть населения, постоянно расширяется круг вопросов, входящих в ее сферу.

В числе приоритетных задач в 2012 году была и остается поддержка людей, оказавшихся в трудной ситуации. Проведение эффективной социальной политики, направленной на повышение качества жизни населения, обеспечение высокого уровня социальной защищенности малообеспеченных и социально уязвимых категорий жителей России являются приоритетными направлениями в социальной сфере.

Меры, направленные на повышение  качества жизни населения должны носить адресный и дифференцированный характер. Принцип адресности подразумевает  систему социальной защиты, которая  концентрирует общественные ресурсы  на предоставление помощи самым незащищенным слоям населения, вне зависимости  от их принадлежности к какой-либо категории. Дифференцированный подход к определению  видов социальной поддержки в  зависимости от материального положения, возраста, степени трудоспособности и других конкретных жизненных обстоятельств, позволит помогать тем гражданам, которые  действительно нуждаются в помощи государства.

Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  принимаются меры по повышению уровня и качества жизни населения. Повышаются пенсии, различные виды пособий и  компенсаций. Однако существует необходимость  принятия дополнительных мер по социальной поддержке наименее защищенных слоев  населения: одиноко проживающих  граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, неполных семей, многодетных малообеспеченных семей.

Конституция Российской Федерации  провозглашает, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека. Под социальным государством понимается государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основан на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

В статье 7 Конституции Российской Федерации указывается также, что  в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный  минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, статьей 39 Конституции Российской Федерации  устанавливаются государственные  пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Для решения поставленных задач необходимо, чтобы главными условиями предоставления социальной помощи населению считалось не только малообеспеченность и наличие трудной  жизненной ситуации, с которой  заявитель не смог справиться самостоятельно, используя все доступные способы, а также иные обстоятельства, объективно влияющие на оценку гражданами своего положения и уровня жизни.

Целями программы являются:

- содействие гражданам,  проживающим на территории России, в поддержании уровня жизни,  создании условий для выхода  из трудной жизненной ситуации;

- содействие улучшению  условий жизни пожилых людей  и повышение ее качества;

- содействие активному  участию ветеранских организаций  края в общественной жизни,  работе с ветеранами и пенсионерами.

Реализация основной цели Программы достигается решением следующих задач:

- предоставление единовременной  адресной материальной помощи  гражданам, находящимся в трудной  жизненной ситуации;

- предоставление единовременной  адресной материальной помощи  социально незащищённым семьям, проживающим в домах с печным  отоплением, требующим ремонта;

- оказание дополнительных  мер социальной поддержки для  повышения качества жизни граждан  пожилого возраста (материальная  помощь на ремонт жилья одиноко  проживающим пенсионерам старше 65 лет, компенсация расходов труженикам  тыла на установку стационарных  телефонов, адресная социальная  помощь вдовам инвалидов и  участников Великой Отечественной  войны, умерших до 12 июня 1990 года, на установку (замену) памятника,  надгробия;

- компенсация расходов  на проезд по территории Российской  Федерации один раз в год  реабилитированным лицам);

- создание условий для  участия ветеранских организаций  в жизни общества, в организации  и проведении консультативной  и иной работы с ветеранами  и пенсионерами посредством оказания  социальной помощи.

Реализация долгосрочной целевой программы позволит экономично распределять денежные средства бюджета  с учетом индивидуальной оценки ситуации в каждом случае, что в свою очередь  обеспечит доступность государственной  поддержки для нуждающихся в  ней граждан в необходимой  мере и даст равные с остальным населением возможности потребительского выбора.

Конечным результатом  мероприятий, реализуемых в рамках данной программы, должно стать снижение дифференциации в денежных доходах  как между группами населения, так  и между территориями края.

Таким образом, из проведенного анализа, можно сделать следующие  выводы:

- качество и благосостояние  населения как свойства, составляющие  среду и систему обеспечения  жизнедеятельности населения, начинает  постепенно повышаться благодаря  различным социальным программам. Значит, государство заинтересованно  в повышении благосостояния населения  и улучшения качества его жизни.

- по индексу развития  человеческого потенциала Россия  по своему рейтингу отходит  все дальше и дальше от стран  с высоким уровнем данного  показателя. Следовательно, государству  необходимо задуматься о влиянии  на такие показатели, как: продолжительность  жизни, уровень образования и  ВВП на душу населения, которые  и используются при расчете  индекса.

- государством принимаются  различные меры по повышению  уровня и качества жизни населения.  Повышаются пенсии, различные виды  пособий и компенсаций. Однако  существует необходимость принятия  дополнительных мер по социальной  поддержке наименее защищенных  слоев населения: одиноко проживающих  граждан пожилого возраста, инвалидов,  семей, имеющих детей-инвалидов,  неполных семей, многодетных малообеспеченных  семей.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В РОССИИ

 

3.1 Основные направления  повышения уровня и качества  жизни

 

Для существенного повышения  уровня жизни в России необходимым  условием является формирование высокой  доли среднего класса. При этом недостаточно просто высоких среднедушевых доходов, необходимы эффективные «социальные  лифты»: доступ к качественному профессиональному  образованию, укрепление малого и среднего бизнеса (во всех регионах страны). Только при таких условиях средний класс  будет действительно устойчивым и станет социальной опорой для стабильного  государства.

Важную роль в формировании мощного среднего класса играет территориальная  мобильность. На данный момент в России она низка из-за неразвитости рынка  жилья и политических установок (в частности, стремление любой ценой  удержать экономически избыточную рабочую  силу в депрессивных регионах - субсидии и поблажки нежизнеспособным предприятиям). Плюс к этому – неэффективный  бюджетный сектор с многочисленными  рабочими местами и низкой заработной платой. Недостаток пенсионной системы, заключающийся в низком соотношении  пенсии и заработной платы, приводит к тому, что пенсионеры выпадают из среднего класса. Чтобы подобного  не происходило, нужен пенсионный капитал (крупные накопления на старость).

Специалисты предлагают следующие  решения: территориальная миграция, реструктуризация нежизнеспособных производств, оптимизация бюджетной сферы, стимулирование пенсионных накоплений для включения  десятков миллионов россиян в  состав процветающего среднего класса.

Только после того, как  будет создан устойчивый средний  класс, можно говорить о существенном повышении уровня жизни, т.к. средний  класс – это честные налогоплательщики со стабильным высоким доходом, а следовательно и регулярный доход в бюджет страны. С помощью выделения значительных средств из федерального бюджета возможна реализация различных социальных программ, направленных на повышение уровня жизни.

Эффективная социальная политика должна включать в себя четкую формулировку нижних и верхних ориентиров (уровень  бедности и благополучие) индикаторы или стандарты уровня жизни населения  с помощью системы генеральных  или иных соглашений и коллективных договоров, законов и других нормативных  актов, бюджетов и экономических  рычагов.

Общество также беспокоит  тот факт, что низкие темпы роста  минимальных социально-экономических  стандартов в России значительно  отстают от темпов инфляции и темпов возвышения потребностей. Эта несправедливость должна быть исправлена.

Федеративное устройство страны требует особого внимания к выработке социальной политики (особенно региональной), направленной на выравнивание возможностей обеспечения  высокого качества и уровня жизни  населения на всей территории. Поэтому  при разработке социальных программ необходимо учитывать особенности  страны в территориальном срезе.

Повышение качества жизни  граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Эта цель реализуется с помощью национальных проектов, из которых в настоящее  время выделено 4 приоритетных: современное  здравоохранение, доступное и комфортное жилье, качественное образование и  развитие агропромышленного комплекса. Почему именно на эти сферы определены как приоритетные? Потому что именно эти сферы затрагивают каждого  человека, определяют качество жизни  и формируют «человеческий капитал» – образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое  благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему.

 

3.2 Приоритетный национальный проект «Современное здравоохранение»

 

Состояние здоровья населения  в настоящее время характеризуется  низким уровнем рождаемости (10,5 случая на 1000 населения), высоким уровнем  общей смертности (16 случаев на 1000 населения). Одной из характерных  проблем России является смертность людей в трудоспособном возрасте. Ежегодно среди населения Российской Федерации регистрируется более 200 миллионов различных заболеваний. Показатели здоровья отрицательно сказываются  на продолжительности жизни, которая  в 2004 году составила 65,5 года, в том  числе у мужчин – 59 лет, у женщин – 72 года.

К основным направлениям приоритетного  национального проекта в сфере  здравоохранения относятся:

«Развитие первичной медицинской  помощи, которое предусматривает  следующие мероприятия:

– подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;

– увеличение заработной платы  медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов  и «скорой помощи»;

– укрепление материально-технической  базы диагностической службы первичной  медицинской помощи, скорой медицинской  помощи;

– профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление  и лечение больных ВИЧ;

– дополнительная иммунизация  населения в рамках национального  календаря прививок;

– введение новых программ обследования новорожденных детей;

– дополнительная диспансеризация  работающего населения;

– оказание медицинской  помощи женщинам в период беременности и родов в государственных  и муниципальных учреждениях  здравоохранения. 

Обеспечение населения высокотехнологичной  медицинской помощью:

– увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской  помощи;

– строительство новых  центров высоких медицинских  технологий, подготовка для этих центров  высококвалифицированных врачей и  среднего медицинского персонала».

Развитие профилактики и  первичной медицинской помощи стало  приоритетным, так как в прошлом  система здравоохранения ориентировалась  на оказание стационарной медицинской  помощи, что привело к недофинансированию первичной медицинской помощи. Направление  средств на развитие диагностики  позволяет создать такую систему, при которой снизятся затраты  на лечение, так как болезнь всегда легче предупредить, чем лечить. Дорогостоящая медицинская помощь не имеет эффективных механизмов финансирования, не все граждане могут  ее получить, поэтому при декларировании ориентированной на человека политики необходимо сделать ее как можно  более доступной.

Информация о работе Понятие и показатели качества жизни населения