Понятие и показатели качества жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 10:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного курсового проекта является : изучение уровня качества жизни в РФ.
Задачами курсового проекта являются:
Изучить показатели уровня и качества жизни населения.
Изучить индекс развития человеческого потенциала.
Провести анализ благосостояния населения РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 55.91 Кб (Скачать файл)

Одним из аспектов проекта  «Современное здоровье» является реализация демографической политики. Пока эта  политика реализуется через систему  различных выплат и небольшое  количество социальной рекламы. По мнению А. И. Антонова, заведующего кафедрой социологии семьи в МГУ, таких  действий недостаточно. Он отмечает, что  ни одно государство еще не ставило  перед собой задачу изменения  ценностных ориентаций своих граждан. Из реальных мер при этом он предлагает тоже исключительно материальные –  только увеличение пособий на ребенка (1000 долларов в год за каждого  последующего) и продление срока  выплат до 16 лет.

 

 

 

3.3 Приоритетный национальный проект «Качественное образование»

 

К основным направлениям в  области образования относятся  стимулирование работы педагогов, в  высшей школе – объединение учебы  и науки, развитие инновационного образования.

Из федерального бюджета  с января 2006 года финансируется дополнительное вознаграждение учителей за классное руководство (1000 рублей).

Такую меру посчитали необходимой, так как классный руководитель –  тот человек, который в большей  мере стимулирует своих учеников к получению знаний. Ежегодно путем  открытого конкурса и общественной экспертизы будут выбираться 10 тыс. наиболее достойных поощрения учителей. Число победителей распределяется по регионам пропорционально количеству городских и сельских школьников. Размер поощрения составит 100 тыс. рублей.

Ежегодно помощь от государства (1 миллион рублей) будут получать 3 тысячи общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы. Средства будут направлены в форме  субсидий из федерального в региональные бюджеты. Финансовая поддержка предназначена  для приобретения лабораторного  оборудования, программного и методического  обеспечения, модернизации материально-технической  и учебной базы, повышения квалификации и переподготовки работников общеобразовательных  учреждений.

Инновационное образование  – это образование, не столько  ориентирующееся на передачу знаний, сколько позволяющее овладеть базовыми компетенциями для самостоятельного получения знаний, так как информация все время устаревает. Инновационное  образование тесно связано с  практикой. Сегодня традиционное образование  как система получения знаний отстает от реальных потребностей современной  науки и производства.

Инновационное образование  предполагает обучение в процессе создания новых знаний – за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно  учебного процесса и производства. В 2007 году предполагалось выбрать 30 ВУЗов, использующих обучение по инновационным  программам. «Система образования в  инновационном вузе должна быть открыта  современным научным исследованиям  и современной экономике. В учебном  плане такого вуза должны присутствовать такие формы, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно-исследовательских организациях. Технологическое оснащение учебного процесса должно соответствовать уровню, достигнутому в европейских и  американских университетах».

ВУЗы отбирались по двум критериям:

1. Качество и результативность  представленной на конкурс инновационной  программы.

2. Инновационный потенциал  самого ВУЗа (в динамике за  последние три года)

• эффективность научной  и инновационной деятельности;

• состояние подготовки кадров;

• интеллектуальный потенциал  вуза;

• обеспеченность инновационной  деятельности материальной и информационной базой.

Полученные ВУЗами по этой программе средства предполагалось направлять целевым образом на реализацию инновационных образовательных  программ: переподготовку и повышение  квалификации преподавателей, приобретение лабораторного оборудования, программного обеспечения и модернизацию учебных  классов.

Разработку прочих реформ в сфере образования предлагается поручать педагогическому сообществу, дабы избегнуть непродуманных реформ.

 

3.4 Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье»

 

Основные направления  реализации национального проекта  – развитие рынка ипотечного кредитования, предоставление льгот и субсидий на приобретение жилья молодым семьям, субсидирование местных властей  для стимуляции строительства.

Сегодня основная проблема на рынке ипотечного кредитования –  большие объемы и малые сроки  возврата кредита. У банков не хватает  собственных долгосрочных ресурсов, для того чтобы выдавать ипотечные  кредиты на срок больше 15 лет. В мировой  практике эта проблема решается через  выпуск банками долгосрочных ипотечных  облигаций, позволяющий им привлечь средства частных инвесторов. Чем  больше денег окажется у банка, тем  больше он сможет выдать кредитов под  более низкие проценты. Другой вариант  решения проблемы – рефинансирование ипотечных кредитов.

Требования по ипотечным  кредитам перенаправляются в другой финансовый институт, который сам  выпускает ипотечные ценные бумаги и размещает их на фондовом рынке. Правительством РФ был создан собственный  оператор вторичного рынка со 100-процентным государственным капиталом –  ОАО «Агентство по ипотечному жилищному  кредитованию» (АИЖК). Эта организация  обеспечивает рефинансирование ипотечных  кредитов в большом объеме, благодаря  чему появляется возможность развивать  ипотеку.

Претендовать на субсидии при покупке жилья могут молодые  семьи. Молодой считается семья, «возраст супругов в которых не превышает 30 лет, либо семьи, состоящие из одного родителя в возрасте до 30 лет и  одного и более детей, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.

По оценкам экспертов, этот проект не соответствует современной  реальности. «Возраст» семьи, принимающей  решение о рождении первого ребенка, в последнее время вырос. Л. В. Пепеляева предлагает повысить возраст «молодой» семьи до 35 лет, тем самым увеличив количество семей, которые смогут поучаствовать в проекте и получить субсидии.

Темпы строительства в  среднем по России остаются низкими  из-за нехватки земельных участков. К строительству остается неподготовленной коммунальная инфраструктура. Обычно средства на ее создание привлекаются из кармана строительных компаний. В результате растут цены на жилье. Новый Градостроительный кодекс обязал городские власти предоставлять  под застройку участки уже  со всей необходимой инфраструктурой. Эта норма вступила в действие с 1 октября 2005 года и должна была помочь развернуть массовое строительство. Но на такое строительство очень  часто не оказывается денег в  местном бюджете. В рамках национального  проекта местным властям частично субсидируются процентные ставки по кредитам на оснащение земельных  участков коммунальной инфраструктурой. По мнению Председателя Комитета общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления В. Л. Глазычева, создание рынка ЖКХ – мощнейший  импульс для развития всей экономики.

 

3.5 Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»

 

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в  себя три направления: «Ускоренное  развитие животноводства»; «Стимулирование  развития малых форм хозяйствования»; «Обеспечение доступным жильем молодых  специалистов (или их семей) на селе».

С 1991 по 2005 годы произошло  сокращение поголовья скота более  чем в два раза. Растет импорт мяса и мясопродуктов (34%). Ускоренное развитие животноводства планируется  реализовать за счет:

- повышения доступности  долгосрочных кредитов, привлекаемых  на срок до 8 лет;

- роста поставок по  системе федеральной аренды племенного  скота, техники и оборудования  для животноводства благодаря  увеличению уставного капитала  ОАО «Росагролизинг», снижению  ставки за использование средств  уставного капитала ОАО «Росагролизинг»  и продлению срока аренды техники  и оборудования для животноводческих  комплексов до 10 лет;

- совершенствования мер  таможенно-тарифного регулирования  путем утверждения объемов квот  и таможенных пошлин на мясо  и отмены ввозных таможенных  пошлин на технологическое оборудование  для животноводства, не имеющее  отечественных аналогов.

Стимулирование развития малых форм хозяйствования – увеличение объемов реализации продукции, произведенной  на личных подсобных хозяйствах и  крестьянских хозяйствах. Планируется  снизить для них ставки по кредитам (субсидировать часть затрат на уплату процентов), развивать инфраструктуры обслуживания этих хозяйств (кооперативов).

С. Ю. Глазьев говорит о  том, что «Чем успешнее будет антимонопольная  политика и чем эффективнее меры по декриминализации товаропроводящей сети, тем меньше потребуется государственных  субсидий». Рентабельность АПК планируется  повысить в 2 раза, при этом снижая объемы государственных субсидий. Развитию бизнеса в АПК сейчас мешает еще  одна проблема. Это недоприватизированность, земля сейчас не может быть использована в качестве залога, не содействует  привлечению инвестиций извне.

В.В. Лабинов (исполнительный директор Российского союза предприятий  молочной отрасли) предлагает оценить  земли в денежном выражении и  распределить между пайщиками не абстрактную «землю», а уже эти  средства. Полезной была бы и опосредованная поддержка сельского хозяйства  со стороны государства (через госзаказы  – бесплатное питание для инвалидов, молоко для школьников и т. п.). Для  таких госзаказов необходимо создание единого координатора, ликвидировать  межведомственную разобщенность. Например, для реализации заказа «бесплатное  молоко для школьников» необходимо согласовать действия Министерства образования, Министерства сельского хозяйства и Министерства здравоохранения.

Также следовало бы отметить, что качество собственной жизни  может повысить каждый, с помощью  таких внеэкономических операций, как  использование собственного труда  в домашнем хозяйстве (поддержание  чистоты и порядка, ведение приусадебного  хозяйства), творчество (рукоделие, дизайн интерьера своими силами). Неотъемлемой частью повышения качества жизни  является самосовершенствование (существует достаточно много путей саморазвития без помощи денег). На муниципальном  уровне это проведение т.н. субботников, оформление клумб, посадка деревьев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Повышение уровня жизни населения  является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать  благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной  жизни людей, обеспечивая экономический  рост и социальную стабильность в  обществе.

Для современного этапа социально-экономического развития характерно большое количество накопившихся в социальной сфере  проблем, острых противоречий, связанных  с уровнем социального развития и повышением качества жизни населения. Разрешение этих проблем и существующих противоречий позволит повысить качество жизни населения и организовать переход на более совершенную  ступень социального развития.

Поэтому обоснование сущности социального  развития и качества жизни с современных  позиций является важным звеном в  осмыслении всей совокупности процесса социально-экономических изменений  в обществе и может служить  эффективным механизмом в решении  практических задач в его поступательном прогрессивном развитии.

Проблема разработки системы показателей  качества жизни населения, является одним из важнейших направлений  исследований, нацеленных, на совершенствование  инструментов управления социально-экономическим  развитием общества. Различные интегральные индикаторы синтетической категории  «качество жизни», с одной стороны, помогают выявить базовые латентные (недоступные для непосредственного  измерения) факторы, формирующие эту  категорию, а с другой - могут быть использованы как критерии оценки результатов  социально-экономического развития субъектов  Российской Федерации и страны в  целом, а также как показатели степени эффективности управления регионом (страной) в той сфере  деятельности, к которой относится  данный конкретный интегральный индикатор.

Для выполнения Главной цели социально-экономической  политики Российской Федерации (которая  схожая для всех регионов) - создание условий для устойчивого экономического развития и создание условий для повышения уровня и качества жизни населения, необходимо осуществление социальной политики на новых принципах, таких как взаимная солидарная ответственность всех субъектов социальной политики; добровольность и многообразие форм участия людей в формировании и реализации социальной политики; открытость и подконтрольность социальной политики обществу, человеку; межнациональная, межконфессиональная, межгрупповая и межличностная толерантность; защита трудоспособного населения от социальных рисков преимущественно на страховых принципах; гарантирование сохранения ранее приобретенных социальных прав для людей, фактически пользующихся этими правами, стимулирование активного участия людей в формировании собственного благосостояния и в общественной жизни.

Особенностью нынешнего этапа  социально-экономического развития является то, что впервые за всю историю  существования российского государства  был разработан и принят бюджет на три года, в котором значительный удельный вес занимают расходы на социальное развитие.

Такие фундаментальные изменения  в финансовых отношениях, с одной  стороны, позволяют более успешно  накапливать социально-экономический  потенциал регионов и направлять его на повышение качества жизни  населения, но с другой - усиливают  противоречие между интересами органов  местного самоуправления и частных  собственников, включая отдельных  граждан. Все это требует от органов  власти регионов умения согласовывать  интересы людей, социальных и территориальных  сообществ, населения в целом  для достижения главной цели своей  деятельности - повышения качества жизни людей.

Информация о работе Понятие и показатели качества жизни населения