Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 05:31, реферат
Во всех обществах поведение человека порой выходит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Реальные поступки некоторых людей нередко выходят за рамки того, что другие рассматривают как допустимое поведение. Для социальной жизни характерен не только конформизм, но и отклонение.
1. Понятие и социальные признаки девиации…………………………..3
2. Теории девиации………………………………………………………..7
3. Формы девиации………………………………………………………11
Библиографический список……………………………………………...15
СОДЕРЖАНИЕ
Библиографический список……………………………………………...15
Во всех обществах поведение человека порой выходит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Реальные поступки некоторых людей нередко выходят за рамки того, что другие рассматривают как допустимое поведение. Для социальной жизни характерен не только конформизм, но и отклонение.
Девиация (от лат. deviatio - отклонение) - поведение, поступок, социальное явление, не соответствующее установившимся в данном обществе социальным нормам1. Это любое поведение, которое нарушает принятые в обществе правовые нормы; не соответствует социальным ожиданиям, стереотипам, установкам, ценностям, образцам поведения; не одобряется (осуждается) общественным мнением и/или существующим в обществе законодательством.
Социология исследует девиацию как социальное явление, т. е. явление, для которого характерны распространенность, определенная устойчивость, повторяемость. Например, такие явления, как преступность, проституция, наркомания, коррупция, нарушение этических норм широко распространены в современном обществе. Все они подпадают под понятие «социальная девиация»2.
Явления, считающиеся единичными, уникальными, не относятся к числу социальных. Так, житель Германии, некто Брандес, сам, добровольно придя к людоеду Майвесу, предложил себя в качестве жертвы и был съеден. Уникальностью этого событию была шокирована вся мировая общественность3. Поведение Брандеса, безусловно, является отклоняющимся, но не является предметом социологического анализа.
Девиация имеет оценочный характер. Общество формирует определенные стандарты поведения и предписывает людям вести себя в соответствии с ними. При этом в каждом обществе (социальной группе) могут быть свои «субъективные» оценки. Поэтому одно и то же поведение в одном обществе может считаться отклонением, а в другом - нормой. Например, каннибализм в первобытных культурах считается нормой, в современных - отклонением. Кроме того, оценка поведения во многом зависит от конкретных социальных условий, в которых рассматривается это поведение. Так, убийство в обычных условиях нашей повседневной жизни оценивается как тяжкое преступление; убийство, совершенное в целях самообороны или защиты других людей, может быть оправдано, т. е. человек, совершивший убийство, не понесет наказания; убийство, совершаемое в ходе боевых действий на войне, также не считается преступлением.
Сложность в определении девиации заключается и в том, что один и тот же поступок (явление) в различных социальных группах (классах) может оцениваться по-разному. Например, крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева (1773-1775) с точки зрения царского самодержавия считалась преступлением против законной власти, а с точки зрения простого народа расценивалась как правомерная борьба против угнетателей; приватизация государственной собственности, проведенная правящей элитой в 90-е гг. XX в. в России, по мнению этой элиты, считается необходимым условием для перехода к рыночной экономике, а с точки зрения большинства граждан России является разграблением общенародной собственности4.
В широком смысле под девиантным понимается любое отклонение от принятых норм, начиная с опоздания на учебу и заканчивая самыми серьезными проступками, подлежащими уголовному преследованию. В узком значении девиантность обозначает отклонения, не нарушающие норм права. Для более тяжелых отклонений употребляют термины делинквентность и преступность. В соответствии с таким разделением три группы форм отклоняющегося поведения, различающиеся по степени нарушения социальных норм5:
Важной характеристикой девиантности является ее относительность. Здесь также проявляется культурный релятивизм. Девиантым считается только то, что данное общество или группа определяет как отклонение. Одни и те же формы поведения в разных культурах, в различные исторические периоды могут считаться как девиантными, так и вполне приемлемыми.
Э. Дюркгейм показал, что в отклоняющемся поведении нет ничего «ненормального», более того - оно выполняет важные общественные функции. Во-первых, девиантность самим фактом своего существования подтверждает культурные ценности и нормы. Если бы ее не было, общество не могло бы сконструировать образцы одобряемого поведения. Реакция на девиацию уточняет границы должного поведения и способствует социальному единению. Помимо того, сдвигая моральные границы, девиантные люди побуждают общество к изменениям. Какое поведение считается девиантным, а какое нет, в значительной степени зависит от того, кто дал это определение и в чьих руках есть возможности закрепить его. Закрепленная норма, даже в самых «жестких» случаях предполагает определенные допустимые отклонения поведения, которые не считаются ее нарушением6.
Более существенной формой отклонения от стандартов общественной жизни является делинквентное поведение - правонарушения, за которые, как правило, следуют административные санкции. В современном обществе делинквентность характеризуется следующими чертами:
Общая тенденция такова: человек тем «успешнее» осваивает образцы делинквентного поведения, чем чаще он с ними сталкивается и чем он моложе. Если сравнивать девиантное и делинквентное поведение, то первое - относительно, а второе - абсолютно, поскольку регулируется не культурой общности, а законом.
Криминальное поведение - это сфера профессиональной преступности, совершение преступлений с целью получения основного или дополнительного дохода. В современной России неуклонно увеличивается доля корыстных преступлений, которые совершаются с целью материального обогащения. Если в 1990-е гг. она составляла около 20%, то теперь приближается к 90% всех регистрируемых преступлений.
Проблемы отклоняющегося поведения рассматриваются различными науками. Так, биологию и психологию интересует, какова роль биологических и психологических личностных качеств в распространении девиации. Более ста лет назад появилась френологическая теория итальянского врача Чезаре Ломброзо, пытавшегося объяснить склонность к преступному поведению физическим строением человека7. Уже в наше время была создана психологическая теория сдерживания (У. Реклесс и С. Динитц, 1967 г.), связывавшая отклонения с неумением личности обуздывать девиантные импульсы. З. Фрейд объяснял девиацию недостаточно развитым «Супер-Эго»8. Однако, все человеческое поведение, и девиантное, и конформное, создается обществом, поскольку именно общество определяет норму и отклонения.
Основы социологической теории девиации заложил Э. Дюркгейм. Ему принадлежит идея аномии - состояния общества, характеризующегося «упадком норм, управляющих социальным взаимодействием». Самоубийства, как вид девиации, которые он анализировал, часто происходят вследствие слабости или отсутствия четких социальных норм9.
Американский социолог Р.Мертон, яркий представитель структурного функционализма, опираясь на идею Э. Дюркгейма, разработал свою концепцию аномии. Базовой причиной девиантного поведения он считал разрыв между социально одобряемыми целями и возможностями их достижения индивидом в рамках социально одобряемых средств. В соответствии с его гипотезой была выстроена классификация возможных типов поведения в зависимости от сочетания этих двух факторов10. В табличном виде знак «+» означает принятие, «–» - отвержение, а « ± » - отрицание существующей системы культурных норм (см. таблицу).
Виды поведения с точки зрения девиации
Первый тип в таблице, конформизм, единственный не относится к отклоняющемуся поведению, остальные четыре в той или иной степени - девиация.
Инновация - тип поведения, при котором человек, разделяя культурные цели данного общества, выбирает неодобряемые в этой культуре средства их достижения. Причем эти средства могут быть не обязательно криминальными, но просто непривычными для данного общества или социальной общности.
Ритуализм имеет место, когда социально одобряемые цели не только отвергаются людьми, они могут оставаться как лозунг, не имеющий содержания, а применение социально одобряемых средств для их достижения становится самоцелью. Так, бюрократические организации, первоначально созданные для выполнения каких-либо общественно полезных функций, при отсутствии надлежащего контроля работают, по сути, на самосохранение, которое и становится истинной целью.
Ретритизм - отказ от принятых обществом целей и средств их достижения, зачастую сознательный. Можно вспомнить массовое некогда движение «хиппи». Второй вариант - это поведение людей, достигших крайней степени падения: алкоголики, наркоманы, бродяги, живущие в обществе, но не принадлежащие к нему.
Бунт, мятеж - радикальное отвержение старых норм и выдвижение новых, стремление не приспособиться к обществу, а изменить его.
Первым представителем теорий культурного переноса девиации был Г. Тард, сформулировавший в конце XIX в. теорию подражания. Он утверждал, что преступники имитируют поведение тех людей, с которыми встречались, о которых слышали, и они отличаются от законопослушных граждан лишь тем, что в качестве образца выбирают поведение преступников. Позднее, в парадигме символического интеракционизма, Э. Сазерлендом была разработана теория дифференциальной ассоциации, в которой подчеркивается роль окружения. Девиантное поведение основывается не только на подражании, но и на научении. Очень многое зависит от того, чему именно и от кого учатся будущие девианты11.
Широкую известность получила другая концепция, также лежащая в русле парадигмы символического интеракционизма, - теория стигматизации (от греч. stigma - клеймо) или навешивания ярлыков. Основное положение этой теории состоит в том, что отклоняющимся поведением является не просто какое-то нарушение существующей нормы, а практически любое поведение, которое определяется как девиантное, при «навешивании» на него такого ярлыка. Девиация, таким образом, это не столько само действие, сколько реакция на него окружения. Вторым «краеугольным камнем» данной концепции является утверждение о том, что само навешивание ярлыков провоцирует девиацию. Оно создает условия, ведущие к вторичной девиации - отклоняющемуся поведению, вырабатывающемуся у человека в ответ на санкции. Ярлык способствует закреплению девианта в этом статусе, даже его участию в девиантной группе - группе себе подобных, где легче пережить осуждение общества.
Парадигма социального конфликта подчеркивает, что нормы любого общества, особенно законы, отражают, как правило, интересы богатых и властных слоев. Даже если их поведение оспаривается, власть имущие располагают ресурсами, позволяющими воспротивиться навешиванию девиантных ярлыков. Широко распространенная и поддерживаемая средствами массовой коммуникации убежденность в естественном и благом характере законов только маскирует их политическую направленность.
К основным формам девиантного поведения в широком смысле специалисты относят:
1) пьянство и алкоголизм;
2) употребление наркотиков;
3) преступность;
4) самоубийство;
5) проституцию;
6) гомосексуализм.
Рассмотрим некоторые формы девиантного поведения подробнее.
Под преступлением в самом общем виде понимается нарушение законов. Преступниками считаются лица, осужденные судом. В этом случае судьи выполняют функцию стигматизации, т. е. накладывают своеобразное государственное клеймо на человека, объявляя его преступником. Иногда социологи выделяют в девиантном делинквентное поведение, понимая под последним преступность. Измеряют делинквентность количеством преступлений или количеством осужденных граждан на 100 тыс. населения. Последний критерий называется уровнем преступности. Уровень преступности в стране зависит не только от качества совершаемых преступлений, но и от работы правоохранительных органов, суровости или мягкости законов, переживаемого обществом исторического периода (нормальное развитие, застой, экономический кризис, война, политическая нестабильность, неурожай). Общая тенденция в мире - постоянный рост уровня преступности. Эта тенденция характерна и для России.
Современные социологи и криминалисты считают полное искоренение преступности невозможным, ибо ее генерирует не только социальная среда, но и биологическая и психологическая природа криминальных типов людей. Отсюда главная задача государства - удержать преступность на удовлетворительном для общества уровне12.
Другой формой девиации, не связанной с тяжкими преступлениями, является так называемая преступность без жертв. Это такие виды преступлений, как проституция, наркомания, азартные игры. Несмотря на то, что общество относится к ним более терпимо, чем к тяжким преступлениям, социологи ищут возможности по их ограничению и сокращению (см. схему).