Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 12:45, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей гражданского, патриотического воспитания молодежи в условиях развития демократии и совершенствование гражданского общества.
Для достижения результата требуется выполнить следующие задачи:
• рассмотреть понятие гражданского и патриотического воспитания;
• выявить актуальность и необходимость гражданского и патриотического воспитания;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические предпосылки и сущность гражданского воспитания..6
1.1 Понятие и сущность гражданского и патриотического воспитания…....6
1.2 Актуальность и необходимость гражданского патриотического воспитания………………………………………………………………………..11
Глава 2. Гражданское воспитание в современный период………………….18
2.1 Гражданское патриотическое воспитание молодежи в современной России…………………………………………………………………………….18
2.2 Роль государственной молодежной политики в реализации гражданского и патриотического воспитания……………………………………………….....25
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список…………………………………………………….35
«Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания. Она имеет государственный статус, и для ее реализации требуется объединение усилий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.
Программа опирается на принципы функционирования демократического государства и гражданского общества, доступна для участия в ней всех органов государственной власти, общественных организаций (объединений), научных и творческих союзов и организаций на основе их собственных инициатив. Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране решались в ходе реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 гг.», главной целью которой было создание системы патриотического воспитания. В настоящее время в целом такая система сложилась: сформированы федеральные структуры, осуществляющие координацию деятельности органов государственной власти различных уровней, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных организаций по решению проблем патриотического воспитания на основе единой государственной политики; в большинстве субъектов РФ созданы и работают региональные и межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания; формируется комплекс нормативно-правового и организационно-методического обеспечения патриотического воспитания, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти; приняты Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, ведомственные и региональные программы патриотического воспитания.
Проводимая органами
исполнительной власти и
Органы исполнительной власти оказывают активную поддержку общественным организациям (объединениям) в их работе по патриотическому воспитанию. Деятельность ветеранских организаций (объединений) стала более конкретной и адресной. В патриотическом воспитании полнее учитывается фактор многонационального состава Российской Федерации и связанное с ним многообразие национально-этнических культур. Растет понимание того, что многонациональность нашей страны, разнообразие национальных культур и их взаимное проникновение способствуют материальному и духовному прогрессу общества. Начата работа по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания. Активное участие в ней принимают ученые – представители Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования, ведущих вузов страны. Организована подготовка специалистов по вопросам патриотического воспитания. Основной целью государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 гг.» является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– всесторонне развивать систему патриотического воспитания;
– продолжить
– шире привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации (объединения), трудовые коллективы, отдельных граждан;
– повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения;
– проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.
Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан Российской Федерации. Однако приоритетным направлением государственной программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций (объединений). Основных направлений реализации программы пять. В рамках каждого направления определены конкретные мероприятия по патриотическому воспитанию.
1. Совершенствование процесса патриотического воспитания.
2. Развитие научно-теоретических
и методических основ патриотич
3. Координация деятельности общественных организаций (объединений) в интересах патриотического воспитания.
4. Информационное обеспечение в области патриотического воспитания.
5. Использование государственных
символов России в
Механизм реализации программы основывается на совершенствовании методов работы институтов государственной власти всех уровней в целях обеспечения государственного влияния на процесс воспитания, пропаганды патриотизма в СМИ, консолидации общественных организаций (объединений), координации их деятельности. Организационное сопровождение программы осуществляет Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве РФ.
Головными исполнителями программы являются Министерство образования и науки РФ, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерство обороны РФ, Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве РФ»12.
Сохраняя непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации, на территории России действует Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».
Основными целями Программы является развитие гражданственности и патриотизма у граждан.
Для достижения этих целей необходимо решать следующие задачи:
- повышение роли
- совершенствование нормативно-
- формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву;
- внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы;
- повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания;
- развитие материально-
Решение указанных задач предполагается осуществлять путем реализации мероприятий Программы.
Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.
Проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций.
В стране в основном создана система патриотического воспитания граждан.
Таким образом, подводя итоги анализа теории по патриотическому воспитанию, можно говорить, что патриотизм у современной молодежи переживает не самые легкие времена. Об этом свидетельствует факт концентрации государственного интереса к проблемам воспитания патриотизма у граждан Российской Федерации, что закреплено Государственными программами «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005гг., 2006-2010гг., 2011–2015 гг.»
2.2 Роль государственной молодежной политики в реализации гражданского и патриотического воспитания
Патриотизм является гражданской позицией человека. Гражданин обязан выполнять как конституционные законы, так и профессиональные обязанности, тем самым способствуя процветанию своего государства. Недооценка патриотического воспитания в современных условиях имеет явно негативные последствия. Развитие гражданского общества зависит от патриотической направленности граждан, поэтому так важно гражданское и патриотическое воспитание молодежи. Именно молодому поколению предстоит осуществлять политическую деятельность и продвигать интересы государства.
Актуальность и объективная необходимость гражданского, правового и патриотического воспитания на современном этапе вызвана, на наш взгляд, рядом обстоятельств, в их числе следующие:
необходимость гражданского и патриотического воспитания определяется задачами дальнейшей демократизации российского общества, строительства и совершенствования гражданского общества, его социальных институтов;
требуется консолидировать российское общество для решения задач экономической, социальной и политической стабильности общества, его дальнейшего развития. Идеей консолидации должна стать идея патриотизма и гражданской ответственности каждого человека;
в стране сменился государственный строй, и именно это событие поделило россиян на людей советского времени и новое поколение, которое уже выросло почти за 20 лет, через 1-2 года придут к избирательным урнам люди, родившиеся и выросшие в постсоветское время;
утрачены многие традиции, в том числе гражданские и патриотические, во многом прервалась связь поколений; в этом отношении «постарались» «новые реформаторы» с подачи зарубежных «консультантов», выбрав один из путей дезориентации молодежи в современном мире. Произошла переоценка ценностей, девальвация традиций вследствие недооценки утверждения в обществе принципов нравственности, гражданственности и патриотизма. Молодежь во многом перестала верить старшему поколению. «Идеи патриотизма и гражданственности были подвергнуты тщательной ревизии, вплоть до полной замены их смысла». Сложившаяся ранее система гражданского и прежде всего патриотического воспитания была разрушена. В сознание людей, особенно молодежи, стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность, нравственный релятивизм. Вызывает озабоченность тот факт, что это происходит в России на фоне усиления патриотического воспитания в ведущих странах мира, где культивируется верность родине, уважение к государственному флагу, гимну и гербу;
свою негативную роль играют СМИ, которые сделали героями не честных людей, не тружеников, не патриотов, а воров, проституток, пьяниц, убийц; - отличились некоторые политики, разрушая, сводя все к руинам, что было создано и накоплено в советское время, искажая исторические факты, предавая историческую память и патриотические чувства народа; - «кашу» в молодых головах породило и беспринципное преподавание истории России, очернительское толкование исторических фактов и событий того или иного периода.
Сегодня отмечается затяжной социокультурный и социополитический кризис, который выражается в кризисе личностной и групповой идентичности. Патриотическое воспитание представляет неотъемлемую часть воспитания личности в целом. А.И. Подберезкин указывает на прямую взаимосвязь патриотического воспитания с трудовым, нравственно-эстетическим, военно-патриотическим и физическим.
Гражданское и патриотическое воспитание, прежде всего, это история, литература, а как раз эти предметы подвергаются дискриминации в учебных программах - на них урезается учебное время, история всячески вытесняется из школьных и вузовских программ, многие учебники не дают подлинных знаний по истории. Мы должны не просто знать даты, как это часто делается, но и понимать, к чему хорошему или плохому привели те или иные события. На самом деле смысл гражданского и патриотического воспитания заключается в том, что необходимо любить любую родину, как мать, - какая она есть, такая и есть. Сегодня необходимо учить этому именно потому, что мир разомкнут, именно потому, что идет глобализация, развивается Интернет, и сейчас очень важно, чтобы нас не растворило в этом глобальном мире.
Стала все более заметной постепенная утрата традиционного для российского общества патриотического сознания. «Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа и его героической истории».
И как писал А.Н. Радищев в работе «Беседа о том, что есть сын Отечества», настоящего патриота характеризует бескорыстное стремление служить делу процветания Родины, установления в ней демократического порядка управления, развития и искусства''.
Основным институтом, организующим и обеспечивающим функционирование всей системы гражданского и патриотического воспитания, должно являться государство. Основными задачами органов государственной власти и управления при этом должны быть:
создание механизмов, обеспечивающих становление, эффективное функционирование и постоянное совершенствование системы гражданского и патриотического воспитания;
Информация о работе Понятие и сущность гражданского и патриотического воспитания