Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 15:05, доклад
Этот термин был впервые введен в научное обращение американским демографом Фрэнком Ноутстейном в 1945 году, хотя сходные идеи высказывались и раньше. Сама концепция демографического перехода приобрела особую популярность позднее, в связи с демографическими изменениями, происшедшими после Второй мировой войны в освободившихся от колониализма странах. В результате значительного снижения смертности (на первых порах главным образом из-за успешных противоэпидемических мероприятий) и сохранения высокого уровня рождаемости в этих странах резко ускорился рост населения, что получило название демографического взрыва.
Теория демографического перехода
Этот термин был впервые введен в научное обращение американским демографом Фрэнком Ноутстейном в 1945 году, хотя сходные идеи высказывались и раньше. Сама концепция демографического перехода приобрела особую популярность позднее, в связи с демографическими изменениями, происшедшими после Второй мировой войны в освободившихся от колониализма странах. В результате значительного снижения смертности (на первых порах главным образом из-за успешных противоэпидемических мероприятий) и сохранения высокого уровня рождаемости в этих странах резко ускорился рост населения, что получило название демографического взрыва. Было выяснено, что аналогичные изменения произошли в основном уже в XIX веке и в ныне экономически развитых странах, но в них резкое ускорение роста населения сопровождалось снижением уровня рождаемости и в конечном счете стабилизацией роста населения. С другой стороны, достаточно быстрое снижение рождаемости наблюдается в настоящее время и в странах Третьего мира, многие из которых (например, Иран) уже достаточно близки к завершению демографического перехода.
В
концепции демографического перехода
выделяются четыре последовательных этапа
в демографической истории
На первом этапе обнаруживается меньшее снижение коэффициента рождаемости чем снижение коэффициента смертности (R'(x)>S'(x)), следовательно коэффициент естественного прироста максимален (прирост максимальный). К 1925 г. этап пройден промышленно развитыми странами.
На втором коэффициент смертности снижается и достигает минимума (S'(x)=0,(min)), в то время как коэффициент рождаемости снижается быстрее коэффициента смертности (R'(x)<S'(x)), что приводит к замедлению прироста населения, а также к демографическому старению населения.
На третьем коэффициент смертности увеличивается (S(x) растёт) (вследствие демографического старения), а также замедляется снижение коэффициента рождаемости (R'(x) падает). К концу третьего этапа коэффициент рождаемости примерно равен уровню простого воспроизводства, а коэффициент смертности ниже уровня простого воспроизводства. (R(x) ≈ 2.1, S(x) < 2.1, где 2.1 — это уровень простого воспроизводства).
Наконец, на четвертом этапе коэффициент смертности увеличивается (S(x) растёт), и становится равным коэффициенту рождаемости. (S(x)=R(x)) Процесс демографической стабилизации заканчивается.
В
настоящее время развивающиеся
страны находятся на 2-3 этапах, развитые
— вышли на 4 этап, при этом во
многих из них смертность превысила
рождаемость и наблюдаются
Переход от высоких уровней рождаемости и смертности к низким и получил название демографического перехода. Согласно такой периодизации, экономически развитые страны уже завершили демографический переход, а развивающиеся заканчивают второй и вступают в третий этап, то есть выходят из состояния демографического взрыва и приближаются к завершению демографического перехода.
Данные по демографическому переходу в ряде стран
Рождаемость на 1000 человек в различных регионах, охватывает период примерно 2005 - 2010 годы.
В
настоящее время процесс
Число
стран с уровнем рождаемости,
недостаточным для полного
Причины демографического перехода Править
Начало демографического перехода связано с началом модернизационных процессов, ведущих к росту производства ВВП на душу населения, улучшению качества питания, санитарных условий, качества и доступности медицинского обслуживания и т. п., что в свою очередь приводит к значительному росту ожидаемой продолжительности жизни и падению смертности. Модернизационные процессы приводят в конечном счёте и к не менее заметному падению рождаемости, но происходит это с ощутимым запаздыванием.
В
традиционном аграрном обществе дети
рассматривались как
В
развитом индустриальном обществе дети
должны длительное время учиться, чтобы
получить квалификацию, соответствующую
современным требованиям. Это приводит
к их выключению из хозяйственной
жизни. Дети из помощников превращаются
в обузу для взрослых. Родители
вынуждены тратить свое время
и финансовые средства для достижения
детьми высокого образовательного уровня.
Они предпочитают вырастить лишь
одного-двух «высококачественных» детей,
так как большое количество детей
в семье, как правило, отрицательно
сказывается на их образовательном
уровне и дальнейшей карьере. Кроме
того, длительный период обучения способствует
повышению среднего возраста женщины,
рожающей первого ребенка (с 16 до 25 лет
и старше). В аграрном же обществе
дети, работая вместе с родителями,
приобретали необходимые
Практически все страны с высоким образовательным уровнем имеют низкие показатели рождаемости. И наоборот, лидеры по рождаемости имеют неграмотное население (в арабских странах 38 % населения старше 15 лет неграмотно, в странах «чёрной» Африки — 35 %). Исключением является Израиль, где, несмотря на очень высокую образованность, на женщину приходится 2.44 ребенка, тогда как во всех странах ЕС- менее двух. Частично это обусловлено очень высокой рождаемостью евреев-ортодоксов (у любавических хасидов- в среднем 7.5 ребенка на семью). Хотя все евреи грамотны, группа евреев-ортодоксов остается ориентированной на традиционные ценности, исключающие возможность демографического перехода.
Усиление независимости женщин является важным фактором снижения рождаемости. Повышение образованности женщин ведет к росту их независимости. Поскольку главная нагрузка по выхаживанию и воспитанию детей ложится на женщин, они объективно не заинтересованы в многодетности.
Появились люди, сознательно отказывающиеся от деторождения (чайлдфри).
Система пенсионного обеспечения также способствует снижению рождаемости, так как люди перестают быть столь кровно заинтересованы в наличии большого количества потомков, помогающих в старости.
Концепция второго демографического перехода
Как попытка дать адекватное теоретическое объяснение современной и будущей ситуации, возникла гипотеза «Второго демографического перехода», происходящего в Европе (сходные идеи выдвигаются также в рамках гипотезы о пятой фазе демографического перехода). Авторы концепции второго демографического перехода Р. Лестэр и Д. Ван де Каа доказывают, что современная демографическая ситуация и главная ее особенность — снижение рождаемости ниже уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения — обусловлены принципиально иными причинами по сравнению со снижением рождаемости во время первого демографического перехода (Lesthaeghe, van de Kaa 1986; van de Kaa 1987).
Основная идея, лежащая в основе концепции второго демографического перехода, была заложена в 1986 году. Ван де Каа (van de Kaa 1987) утверждает, что с середины 1970-х годов Европа вступила на новую стадию в ее демографической истории. Он предполагает, что демографический переход XIX столетия необходимо рассматривать как первый переход. «Неожиданные», «запутанные» изменения в демографической ситуации с середины 1960-х годов отметили начало второго демографического перехода. К этому времени уже закончился послевоенный «бэби-бум» и утвердилась долговременная тенденция к дальнейшему снижению рождаемости.
Среди исследователей нет еще единого мнения обо всех причинах второго демографического перехода, но преобладает точка зрения, что он является следствием широкого развития индивидуалистически ориентированной системы ценностей и соответствующем изменении норм поведения, в том числе и демографического. Происходит значительное увеличение степени свободы как в выборе индивидуальных целей, так и средств их достижения. Ван де Каа рассматривает второй демографический переход как результат движения общественного сознания от консерватизма к прогрессивности, при этом прогрессивность понимается как толерантность и восприимчивость к новым ценностям и моделям поведения.
Он выделяет четыре основных черты этого перехода:
переход от «золотого века» брака к его закату, то есть широкое распространение юридически неоформленных форм совместной жизни и альтернативных форм семьи
переход от детоцентристской модели семьи к индивидуалистически ориентированной «зрелой» паре партнеров с одним ребенком
переход от превентивной контрацепции, предназначенной для предотвращения рождений ранних детей, к сознательному планированию рождения каждого ребенка
переход от унифицированной модели к плюралистическим моделям семьи
Таким
образом, демографические изменения
в шестидесятых годах — это
результат изменения (ставшего весьма
целеустремленным,
Прогноз численности населения в разных частях света (по данным ООН).
Индустриальные страны действительно достигли нового уровня в своем демографическом развитии. При этом существует полный контроль над рождаемостью. И поскольку пары испытывают недостаток мотивации иметь более одного или двух детей, рождаемость опускается ниже уровня возмещения поколений.
Основные понятия демографической науки
Демография исторически возникла как наука о народонаселении. Термин «демография», в переводе с греческого означающий «народоописание», впервые применил в XIX веке французский учёный А. Гийяр. Он определил демографию как науку «о естественной и социальной истории человеческого рода». Среди современных общественных наук демография выступает как наука о воспроизводстве населения и закономерностях его формирования. Она снабжает все другие общественные науки знаниями о современной и перспективной численности населения в разных странах и регионах, о составе населения и тенденциях в его развитии.
Население - главный объект изучения - рассматривается как исторически конкретное сообщество людей, проживающих в данный момент времени на данной территории. Численность населения постоянно меняется, но в границах той или страны сохраняется стабильность этих изменений.
В русском языке сообщество людей определяется и словом «народ», НО оно имеет общественное звучание. Его чаще используют в социологии и политологии, для выражения нравственных, социальных и других общественных ценностей и интересов данного сообщества. В демографии же объект изучения обозначается более нейтральным термином « население» (иногда говорят - народонаселение), обозначающим «живущий совместно на данной территории в данное время людской коллектив с присущими ему особенностями воспроизводства и состава».
Основные предметы изучения - численность, состав и воспроизводство населения, его качество и факторы, их определяющие. В демографии эти понятия определяются следующим образом:
Состав населения - это соотношение групп населения по полу, возрасту, семейному состоянию, репродуктивному поведению (рождению детей) и другим признакам, влияющим на воспроизводство новых поколений;
Воспроизводство
населения определяется как изменение
численности и состава
Естественное
движение (воспроизводство) - это процесс
непрерывной смены живущих
Механическое
движение (воспроизводство) - это процесс
переселений, перемещений людей, т.е.
их миграции между странами и регионами.
Сочетание естественного и
Качество населения - совокупность характеристик населения, сложившихся под влиянием естественных и общественных условий, в которых оно проживает и которые влияют на его воспроизводство." национальный и трудовой состав населения, образовательный и профессиональный уровень, богатство и бедность, здоровье и генофонд и др.;
Факторы воспроизводства - это совокупность причин и условий, влияющих на изменения численности, состава, воспроизводства населения. Смена людских поколений в процессе рождаемости и смертности -это естественно обусловленный процесс. Однако параметры этого процесса - уровни рождаемости и смертности - определяются общественными факторами - экономическими условиями, национальными традициями, социальными ценностями , религиозными установками и другими.
Действуя вместе, эти факторы формируют демографическое поведение людей - их массовые предпочтения по созданию семьи, возрасту вступления в брак, числу детей в семье и другие, определяющие параметры воспроизводства и состава населения.
Поэтому демография тесно взаимодействует с другими науками, которые изучают общественные условия жизни людей, и устанавливает закономерности в связях между условиями жизни населения и демографическими процессами.
Выявление
закономерностей воспроизводства
и состава населения в разных
социально-экономических