Понятие и типы демографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 15:05, доклад

Краткое описание

Этот термин был впервые введен в научное обращение американским демографом Фрэнком Ноутстейном в 1945 году, хотя сходные идеи высказывались и раньше. Сама концепция демографического перехода приобрела особую популярность позднее, в связи с демографическими изменениями, происшедшими после Второй мировой войны в освободившихся от колониализма странах. В результате значительного снижения смертности (на первых порах главным образом из-за успешных противоэпидемических мероприятий) и сохранения высокого уровня рождаемости в этих странах резко ускорился рост населения, что получило название демографического взрыва.

Вложенные файлы: 1 файл

демограф теории.docx

— 31.22 Кб (Скачать файл)

Теория  демографического перехода

Этот  термин был впервые введен в научное  обращение американским демографом Фрэнком Ноутстейном в 1945 году, хотя сходные идеи высказывались и раньше. Сама концепция демографического перехода приобрела особую популярность позднее, в связи с демографическими изменениями, происшедшими после Второй мировой войны в освободившихся от колониализма странах. В результате значительного снижения смертности (на первых порах главным образом из-за успешных противоэпидемических мероприятий) и сохранения высокого уровня рождаемости в этих странах резко ускорился рост населения, что получило название демографического взрыва. Было выяснено, что аналогичные изменения произошли в основном уже в XIX веке и в ныне экономически развитых странах, но в них резкое ускорение роста населения сопровождалось снижением уровня рождаемости и в конечном счете стабилизацией роста населения. С другой стороны, достаточно быстрое снижение рождаемости наблюдается в настоящее время и в странах Третьего мира, многие из которых (например, Иран) уже достаточно близки к завершению демографического перехода.

В концепции демографического перехода выделяются четыре последовательных этапа  в демографической истории человечества. Обозначим коэффициент рождаемости  через R(x), коэффициент смертности через S(x), тогда прирост коэффициента рождаемости  будет R'(x), а коэффициента смертности будет S'(x).

 

На  первом этапе обнаруживается меньшее  снижение коэффициента рождаемости  чем снижение коэффициента смертности (R'(x)>S'(x)), следовательно коэффициент естественного прироста максимален (прирост максимальный). К 1925 г. этап пройден промышленно развитыми странами.

На  втором коэффициент смертности снижается  и достигает минимума (S'(x)=0,(min)), в то время как коэффициент рождаемости снижается быстрее коэффициента смертности (R'(x)<S'(x)), что приводит к замедлению прироста населения, а также к демографическому старению населения.

На  третьем коэффициент смертности увеличивается (S(x) растёт) (вследствие демографического старения), а также  замедляется снижение коэффициента рождаемости (R'(x) падает). К концу  третьего этапа коэффициент рождаемости  примерно равен уровню простого воспроизводства, а коэффициент смертности ниже уровня простого воспроизводства. (R(x) ≈ 2.1, S(x) < 2.1, где 2.1 — это уровень простого воспроизводства).

Наконец, на четвертом этапе коэффициент  смертности увеличивается (S(x) растёт), и становится равным коэффициенту рождаемости. (S(x)=R(x)) Процесс демографической  стабилизации заканчивается.

В настоящее время развивающиеся  страны находятся на 2-3 этапах, развитые — вышли на 4 этап, при этом во многих из них смертность превысила  рождаемость и наблюдаются отрицательные  показатели естественного прироста населения.

Переход от высоких уровней рождаемости  и смертности к низким и получил название демографического перехода. Согласно такой периодизации, экономически развитые страны уже завершили демографический переход, а развивающиеся заканчивают второй и вступают в третий этап, то есть выходят из состояния демографического взрыва и приближаются к завершению демографического перехода.

 

Данные  по демографическому переходу в ряде стран 

Рождаемость на 1000 человек в различных регионах, охватывает период примерно 2005 - 2010 годы.

В настоящее время процесс демографического перехода завершили Россия, Китай  и все развитые страны. В процессе резкого падения рождаемости  находятся Египет, Алжир, Мексика, Бразилия, Аргентина, ряд других стран Латинской  Америки. В последние годы в Иране, Турции и Тунисе рождаемость снизилась  до уровня простого замещения поколений. (см. статданные)

Число стран с уровнем рождаемости, недостаточным для полного замещения  поколений, выросло с 13 в 1970 году до 66 в 2002 году. Общая численность населения  этих стран достигла 46 % человечества.

Причины демографического перехода Править

Начало  демографического перехода связано  с началом модернизационных процессов, ведущих к росту производства ВВП на душу населения, улучшению качества питания, санитарных условий, качества и доступности медицинского обслуживания и т. п., что в свою очередь приводит к значительному росту ожидаемой продолжительности жизни и падению смертности. Модернизационные процессы приводят в конечном счёте и к не менее заметному падению рождаемости, но происходит это с ощутимым запаздыванием.

В традиционном аграрном обществе дети рассматривались как дополнительные рабочие руки в хозяйстве. Поэтому  рождение детей имело экономический  смысл. Кроме того, большое количество детей является гарантией продолжения  рода в условиях относительно высокой  детской смертности. Урбанизация  и труд индустриального типа разрушают  этот тип поведения и приводят к снижению рождаемости, причем чем больше поколений прожило в городе после миграции из деревни, тем ниже рождаемость. Наличие значительного числа детей было также единственной надёжной гарантией сколько-нибудь благополучной старости родителей в условиях отсутствия системы социального страхования/пенсионного обеспечения.

В развитом индустриальном обществе дети должны длительное время учиться, чтобы  получить квалификацию, соответствующую  современным требованиям. Это приводит к их выключению из хозяйственной  жизни. Дети из помощников превращаются в обузу для взрослых. Родители вынуждены тратить свое время  и финансовые средства для достижения детьми высокого образовательного уровня. Они предпочитают вырастить лишь одного-двух «высококачественных» детей, так как большое количество детей  в семье, как правило, отрицательно сказывается на их образовательном  уровне и дальнейшей карьере. Кроме  того, длительный период обучения способствует повышению среднего возраста женщины, рожающей первого ребенка (с 16 до 25 лет  и старше). В аграрном же обществе дети, работая вместе с родителями, приобретали необходимые трудовые навыки естественным путем.

Практически все страны с высоким образовательным  уровнем имеют низкие показатели рождаемости. И наоборот, лидеры по рождаемости имеют неграмотное  население (в арабских странах 38 % населения  старше 15 лет неграмотно, в странах  «чёрной» Африки — 35 %). Исключением  является Израиль, где, несмотря на очень  высокую образованность, на женщину  приходится 2.44 ребенка, тогда как  во всех странах ЕС- менее двух. Частично это обусловлено очень высокой рождаемостью евреев-ортодоксов (у любавических хасидов- в среднем 7.5 ребенка на семью). Хотя все евреи грамотны, группа евреев-ортодоксов остается ориентированной на традиционные ценности, исключающие возможность демографического перехода.

 

Усиление  независимости женщин является важным фактором снижения рождаемости. Повышение  образованности женщин ведет к росту  их независимости. Поскольку главная  нагрузка по выхаживанию и воспитанию детей ложится на женщин, они объективно не заинтересованы в многодетности.

Появились люди, сознательно отказывающиеся от деторождения (чайлдфри).

Система пенсионного обеспечения также  способствует снижению рождаемости, так  как люди перестают быть столь  кровно заинтересованы в наличии  большого количества потомков, помогающих в старости.

Концепция второго демографического перехода

Как попытка дать адекватное теоретическое  объяснение современной и будущей  ситуации, возникла гипотеза «Второго демографического перехода», происходящего  в Европе (сходные идеи выдвигаются  также в рамках гипотезы о пятой  фазе демографического перехода). Авторы концепции второго демографического перехода Р. Лестэр и Д. Ван де Каа доказывают, что современная демографическая ситуация и главная ее особенность — снижение рождаемости ниже уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения — обусловлены принципиально иными причинами по сравнению со снижением рождаемости во время первого демографического перехода (Lesthaeghe, van de Kaa 1986; van de Kaa 1987).

Основная  идея, лежащая в основе концепции  второго демографического перехода, была заложена в 1986 году. Ван де Каа (van de Kaa 1987) утверждает, что с середины 1970-х годов Европа вступила на новую стадию в ее демографической истории. Он предполагает, что демографический переход XIX столетия необходимо рассматривать как первый переход. «Неожиданные», «запутанные» изменения в демографической ситуации с середины 1960-х годов отметили начало второго демографического перехода. К этому времени уже закончился послевоенный «бэби-бум» и утвердилась долговременная тенденция к дальнейшему снижению рождаемости.

Среди исследователей нет еще единого  мнения обо всех причинах второго  демографического перехода, но преобладает  точка зрения, что он является следствием широкого развития индивидуалистически ориентированной системы ценностей и соответствующем изменении норм поведения, в том числе и демографического. Происходит значительное увеличение степени свободы как в выборе индивидуальных целей, так и средств их достижения. Ван де Каа рассматривает второй демографический переход как результат движения общественного сознания от консерватизма к прогрессивности, при этом прогрессивность понимается как толерантность и восприимчивость к новым ценностям и моделям поведения.

Он  выделяет четыре основных черты этого  перехода:

переход от «золотого века» брака к  его закату, то есть широкое распространение  юридически неоформленных форм совместной жизни и альтернативных форм семьи

переход от детоцентристской модели семьи к индивидуалистически ориентированной «зрелой» паре партнеров с одним ребенком

переход от превентивной контрацепции, предназначенной  для предотвращения рождений ранних детей, к сознательному планированию рождения каждого ребенка

переход от унифицированной модели к плюралистическим моделям семьи

Таким образом, демографические изменения  в шестидесятых годах — это  результат изменения (ставшего весьма целеустремленным,индивидуалистическим) поведения как мужчин и женщин по отдельности, так и непосредственно пар. В области брачности и рождаемости доступность новых, высокоэффективных средств контрацепции, часто сопровождаемая увеличенными возможностями совершения аборта и стерилизации, послужила неким катализатором.

Прогноз численности населения в разных частях света (по данным ООН).

Индустриальные  страны действительно достигли нового уровня в своем демографическом  развитии. При этом существует полный контроль над рождаемостью. И поскольку  пары испытывают недостаток мотивации  иметь более одного или двух детей, рождаемость опускается ниже уровня возмещения поколений.

 

Основные  понятия демографической науки 

Демография  исторически возникла как наука  о народонаселении. Термин «демография», в переводе с греческого означающий «народоописание», впервые применил в XIX веке французский учёный А. Гийяр. Он определил демографию как науку «о естественной и социальной истории человеческого рода». Среди современных общественных наук демография выступает как наука о воспроизводстве населения и закономерностях его формирования. Она снабжает все другие общественные науки знаниями о современной и перспективной численности населения в разных странах и регионах, о составе населения и тенденциях в его развитии.

Население - главный объект изучения - рассматривается  как исторически конкретное сообщество людей, проживающих в данный момент времени на данной территории. Численность  населения постоянно меняется, но в границах той или страны сохраняется  стабильность этих изменений.

В русском языке  сообщество людей  определяется и  словом «народ», НО оно имеет общественное звучание. Его чаще используют в  социологии и политологии, для выражения  нравственных, социальных и других общественных ценностей и интересов  данного сообщества. В демографии же объект изучения обозначается более нейтральным термином « население» (иногда говорят - народонаселение), обозначающим «живущий совместно на данной территории в данное время людской коллектив с присущими ему особенностями воспроизводства и состава».

Основные  предметы изучения - численность, состав и воспроизводство  населения, его  качество и факторы, их определяющие. В демографии эти  понятия определяются следующим  образом:

Состав  населения - это соотношение групп  населения  по полу, возрасту, семейному  состоянию, репродуктивному поведению (рождению детей) и другим признакам, влияющим на воспроизводство новых  поколений;

Воспроизводство населения определяется как изменение  численности и состава населения  под влиянием естественного и  механического движения населения;

Естественное  движение (воспроизводство) - это процесс  непрерывной смены живущих поколений  людей в результате их рождаемости  и смертности;

Механическое  движение (воспроизводство) - это процесс  переселений, перемещений людей, т.е. их миграции между странами и регионами. Сочетание естественного и механического  движения населения определяет численность населения и его динамику- увеличение или сокращение численности людей, их состав;

Качество  населения - совокупность характеристик  населения, сложившихся под влиянием естественных и общественных условий, в которых  оно проживает и  которые влияют на его воспроизводство." национальный и трудовой состав населения, образовательный и профессиональный уровень, богатство и бедность, здоровье и генофонд и др.;

Факторы воспроизводства - это совокупность причин и условий, влияющих на изменения  численности, состава, воспроизводства  населения. Смена людских поколений  в  процессе рождаемости и смертности -это естественно обусловленный процесс. Однако параметры этого процесса - уровни рождаемости и смертности - определяются общественными факторами - экономическими условиями, национальными традициями, социальными ценностями , религиозными установками и другими.

Действуя  вместе, эти факторы формируют  демографическое  поведение людей - их массовые предпочтения по созданию семьи, возрасту вступления в брак, числу детей в семье  и другие, определяющие параметры  воспроизводства  и состава населения.

Поэтому демография тесно взаимодействует  с другими науками, которые изучают  общественные условия жизни людей, и устанавливает закономерности в связях между условиями жизни  населения и демографическими процессами.

Выявление закономерностей  воспроизводства  и состава населения в разных социально-экономических условиях и составляет основную научную цель демографии. Знание этих закономерностей  позволяет разрабатывать демографические  прогнозы для разных стран и районов, намечать основные направления социально-экономического развития, разрабатывать целенаправленную демографическую политику по оптимизации  воспроизводства населения. Разработка демографических прогнозов и  научных основ демографической  политики определяет практическую задачу й значимость демографической науки.

Информация о работе Понятие и типы демографии