Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 09:46, курсовая работа
Я выбрала данную тему так как, культура – это образ жизни. Древнем Риме, где слово “cultura” обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Чтобы установить производителей культурных ценностей, средства ее распространения, нужно исследовать культуру с социологической точки зрения. Так как культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни, то социология изучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей она в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания материальных ценностей. Культура рассматривается в социологии как динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях.
Введение 3
Основная часть
Глава 1. Понятие культуры в социологии 4
1.1 Элементы культуры в социологии. 6
1.2 Виды культур в социологии 11
Глава 2. Социальные функции культуры. 16
2.1 Адаптационная функция 16
2.2 Познавательная функция. 17
2.3 Коммуникативная функция. 19
2.4 Интегративная функция. 20
2.5 Функция социализации. 21
Заключение 24
Список использованной литературы. 25
Кроме того, ученый стремится устранить единичное и неповторимое, выявить общее и существенное в объектах исследования. И порой он не знает, как подойти к объекту подлинно уникальному. В этом ему помогает художник, поскольку для искусства важно не только типическое, но и уникальное, неповторимое, единичное. Поэтому искусство не дублер науки, не простой иллюстратор и популяризатор ее достижений, а самостоятельный исследователь жизни, ведущий свой поиск истины.
2.3 Коммуникативная функция
Коммуникативная функция культуры заключается в том, что культура формирует условия и средства человеческого общения. Культура создается людьми сообща, она есть условие и результат общения людей. Условие потому, что только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, культура дает им средства общения - знаковые системы, языки. Результат - потому что только благодаря общению люди могут создавать, хранить и развивать культуру; в общении люди учатся пользоваться знаковыми системами, фиксировать в них свои мысли и усваивать зафиксированные в них мысли других людей. Таким образом, культура связывает и объединяет людей.
Существует классификация типов коммуникативности, в соответствии с которой выделяются:
1. Традиционный тип коммуникации. Он распространен в локальной, сельской среде. Здесь все хорошо знают друг друга. Роль каждого человека в общении определена его возрастом и образом жизни, а нормы общения известны всем с детства или, по крайней мере, в течение многих лет. Общение отличается постоянством, стабильностью.
2. Функционально-ролевой тип
3. Массовая коммуникация. Она образуется
в рамках современного
2.4 Интегративная функция
Интегративная функция культуры состоит в том, что культура является важным фактором, обеспечивающим устойчивость и целостность общества. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. Потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, характерных для данной культуры. Эти явления определяют сознание и поведение людей, у них формируется чувство принадлежности к одной культуре. Сохранение культурного наследия, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. На этом строится историческое единство нации и самосознание народа, как существующей на протяжении долгого времени общности людей. Широкие рамки культурной общности создаются мировыми религиями. Единая вера тесно связывает представителей различных народов, составляющих мир ислама или христианский мир.
Многие философы обращали внимание на важность интегративной функции культуры. Например, немецкий просветитель И. Г. Гердер (1744 - 1803) рассматривал культуру как способ взаимосвязи отдельного человека и общества, как средство сплочения людей в единый социальный организм. Аналогичные идеи высказывал П. А. Сорокин (1889 - 1968). Он считал, что культура связывает личность и общество. Английский философ А. Н. Уайтхед (1861 - 1947) исследовал вопрос о роли культурных символов в социальной интеграции. По его мнению, культурные символы помогают людям объединяться в социальные и этнические группы. К таким интегрирующим культурным символам Уайтхед относил национальный флаг и герб. Он обратил серьезное внимание на энергетику символа. Символы могут оказывать на людей чрезвычайно сильное, порой магическое воздействие и даже способствовать культивированию фанатизма. В этой связи можно указать, например, на ту объединительную роль, которую играет в христианском мире крест как символ страданий Христа или свастика в системе фашистской идеологии.
Идеи Уайтхеда получают дальнейшее
развитие в теории символического интеракционизме
(взаимодействия). Сторонники этой теории
обращают внимание на то, что символикой
пронизаны все формы
2.5 Функция социализации
Функция социализации состоит в том, что культура является важнейшим средством включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе и социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так, как требуют обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры, сложившихся в нем форм жизни. Культура определяет содержание, средства и способы социализации. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы поведения, учатся жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.
Кроме того, культура - один из важных факторов структурирования общества. Она участвует в формировании социальной структуры. Как образ жизни в целом, так и различные сферы деятельности пронизаны культурными значениями, без которых чисто хозяйственные факторы оказываются недостатками. Культурные нормы и смыслы оформляют как место каждого социального слоя или группы, так и дистанцию, разделяющую эти слои. Типы деятельности, хозяйственные занятия, статусы, ранги и должности имеют не только собственно экономическое, профессиональное и социальное содержание, но и символическое, оформляемое через определенные культурные атрибуты и значения. Например, средневековый рыцарь должен был отличаться красотой и привлекательностью, от него требовалась физическая сила, мужество, верность своим обязательствам и благородство по отношению к противнику. Конечно, как и всякий идеал, он не всегда согласовывался с жизнью.
Переход от воинских доблестей к придворной жизни привел к заметным изменениям и в нормах поведения. Теперь ценились уже не сила и мужество, а изящество манер, галантное обращение с женщинами, искусство этикета. Можно сказать, что дворянская этика вырождается в этикет - сложную, разработанную до деталей систему условных, формальных правил и манер поведения, предназначенных для общения в узком, аристократическом круге лиц. Искусство этикета было более важным отличительным признаком аристократа, чем любые юридические документы, удостоверявшие его сословную принадлежность. Высшего расцвета этикет достигает при французском дворе в правление Людовика XIV.
В дальнейшем сформировался идеал благородного человека, джентльмена. Для него не имеет особого значения сила и внешняя красота, великолепие одежды и воинские доблести. Их заменили хорошее воспитание, достойные манеры, образование, полученное в закрытой школе, грамотная речь, владение другими языками. Описание носителей этого типа культуры можно найти в книгах
У. Теккерея, в первой главе романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин".
В традиционных обществах статусная символика может длительное время сохраняться в неизменном виде, оформляя устойчивые различия между сословиями, рангами, ступенями социальной иерархии. В мобильном обществе происходит, с одной стороны, постепенное проникновение сверху вниз символов престижа (языка, манер, образования), а с другой - вышестоящий класс вновь и вновь формирует символические барьеры, устанавливает социальную дистанцию между верхами, средними слоями и низами. В современном обществе этот механизм целенаправленно используется бизнесом, проводящим политику повышения статусного сознания потребителей, поощрения спроса на престижные товары и услуги.
Особенно настойчиво сохраняют свою социокультурную среду высшие слои общества. Это достигается за счет таких вещей, как проживание в фешенебельных районах, покупка товаров в дорогих магазинах, отдых на модных курортах, общение с людьми определенного достатка и статуса.
Заключение
Рассмотрев понятие и сущность культуры и ее значение, подводя итог, мне хочется отметить важность культуры для социологии.
Исследование культуры в социологии
позволяет определить общее и
специфическое в
В современных условиях становится
отчетливо видно: нельзя усиленно проводить
в жизнь экономические и полити
Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.
Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей.
Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей.
Не будет преувеличением определить культуру как меру человеческого в
человеке. Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу,
воспитывает контроль за своим поведением, определяет стиль практической
жизни. Вместе с тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий,
интеграции индивидов в
Список использованной литературы
1.Основы социологии и политологии / Н.М. Демидов/ М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 208 с./ ISBN 5-7695-1668-2
2.Социология культуры / Ю.В. Ирхин. — М.: Экзамен, 2006. — 525 с. ISBN 5-472-01217-1
3.Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с. ISBN 5-238-00130-4
4. Социология управления:/ Граждан В. Д./ Изд-во: Кнорус, 2009-512-с
ISBN: 978-5-390-00430-2
5. Общедоступный учебник
6. Социология. Учебник / Волков Ю. Г./ Изд-во Феникс, 2013 г-668 с. . ISBN: 978-5-222-18879-8
7. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. / Кравченко А.И./ Изд-во ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с. ISBN 5-9292-0019-Х
8. История социологии. Учебник / Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г./ Изд-во М.: Высшее Образование и Наука, 2007. - 448 с. ISBN 978-5-94084-025-1
9 История теоретической
10. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник / Изд-во- М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009. - 336 с. ISBN 978-5-98281-189-9