Понятие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Понятие "человек" используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей, отли-чающих нас от животного мира. Индивид- единичный представитель человеческого рода, носитель социаль-ных и психических черт. Его характеристиками явля-ются такие признаки, как пол, возраст, раса, статус, роль. Что бы отразить совокупность целостных пси-хических и культурно исторических особенностей индивида, используют понятие "личность" - ее ха-рактеристиками в социологии являются - актив-ность, мотивы, цеености, культура, архетип.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..
1. Понятие личности………………………………………
2. Индивид и личность…………………………………….
3. Виды и типы личности…………………………………
4. Три этики………………………………………………..
5. Свобода личности и её ответственность………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие личности.docx

— 43.31 Кб (Скачать файл)

    Существенной  характеристикой свободы является и внутренняя определенность. Ф. М. Достоевский, верно, заметил по этому поводу: “Человеку надо одного только самостоятельного хотения, чего бы эта самостоятельность не стоила, и к чему бы не привела”. Человек не примет никакое общественное устройство, если оно не учтет выгоды человека быть личностью и иметь свободу для её реализации.

    Выделяют  несколько моделей взаимоотношений  личности и общества по поводу свободы  и её атрибутов.

    Во-первых, чаще всего это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой. Но это очень сложный и опасный путь, он чреват тем, что человек может утратить все другие человеческие качества и, ввязавшись в борьбу за свободу, попасть в ещё худшее рабство.

    Во-вторых, это бегство от мира, когда человек не в силах обрести свободу среди людей, когда человек бежит в монастырь, в скит, в себя, в свой “мир”, чтобы там обрести способ свободной самореализации.

    В-третьих, человек адаптируется к миру, жертвуя в чем-то своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированной форме.

    Возможен, конечно, вариант известного совпадения интересов личности и общества в  обретении свободы, что находит  выражение в странах с развитыми  формами демократии. Если раньше свобода  воспринималась как отсутствие принуждения со стороны государства, то к середине XX века стало очевидно, что понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей. Суть дела в том, что государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а при помощи экономического механизма и строгом соблюдении прав человека.

    В 1789 году Национальное собрание Франции  приняло Декларацию прав человека и  гражданина, в которой провозглашалось, что “целью всякого политического союза является сохранение естественных и неотчуждаемых прав человека. Права эти суть: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению”. Особо надо подчеркнуть, что права человека возникают при его рождении, а не являются неким подарком. Более того, даже плод в утробе матери обладает уже рядом человеческих прав, находится под защитой закона, а в религиозной этике, уже в момент зачатия человеческая плоть становится священной, а её уничтожение (аборт) рассматривается как убийство.

    Хотелось  бы рассмотреть вопрос о ценности человека. Нужно подчеркнуть, что это понятие универсальное и несводимо к “полезности” человека для общества. Попытки делить человека на “нужных” и “ненужных” порочны по своей сути, ибо их реализация порождает произвол, ведущий к деградации и человека, и общества. Ценность человеческой личности, в принципе, выше того, что говорит или делает данный человек. Её нельзя свести к труду или творчеству, к признанию со стороны общества или группы людей. Ценность человека несоизмерима  только с плодами его деятельности. Оставляя после себя вещи, детей, человек не может быть сведен к сумме этого наследства.

    Авторы  многих публикаций обращали внимание на то, что свободу необходимо объединить с ответственностью.

    Выделяют  две концепции ответственности: классическую и неклассическую.

    Согласно  классической концепции субъект  действия несет ответственность за его последствия. Как носитель ответственности он должен быть самостоятельным и свободным. Субъект действия должен быть в состоянии предусмотреть последствия своих действий, а это возможно лишь тогда, когда он действует самостоятельно, а не в качестве “винтика”. Наконец, он должен отвечать перед кем-то: перед судом, начальником, Богом или своей собственной совестью. Отвечать приходится за содеянное, за последствия действий, которые ставят их субъекта в положение обвиняемого. Этика ответственности – этика поступка; если поступка нет, нет и ответственности. Данную этику можно назвать этикой конструктивности, т.е. субъект конструктирует свои действия, характер действий изначально не задан.

    Неклассическая  концепция ответственности состоит в том, что субъект выступает участником группы, где из-за разделения функций в принципе невозможно предусмотреть своих действий. Здесь классическая концепция теряет свою применимость, ведь субъект действия ответственен теперь изначально не за неудачи своих действий в рамках заданной организационной структуры, а за порученное дело, за успех последнего. Несмотря на все неопределенности, субъект решает задачу правильной организации дела, управления ходом его осуществления; ответственность связана теперь с нормами и функциями демократического общества, а не с абсолютной свободой человека.

    Классической  концепции соответствует понятие свободы субъекта. Неклассическая концепция ответственности имеет своей параллельно свободное общество с требованиями, с которыми приходится считаться каждому.

    Неклассическая  концепция насыщена проблемными  аспектами. Одна из проблем – проблема разделения ответственности. Представьте, что группа людей делает общее  дело. Необходимо при этом определить степень ответственности каждого субъекта действия. Многие философы, ученые ломают себе голову, они понимают, что в современном обществе нельзя экономить усилия на развитие актуальной ответственности.

    На  рубеже XX – XXI веков мир вступает в полосу удивительного перелома, когда многие традиционные способы бытия человека будут нуждаться в значительной коррекции. Прогнозируют усиление явлений нестабильности многих физических и биологических процессов, рост феномена непредсказуемости социальных и психологических явлений.

    В этих условиях быть личностью –  не благое пожелание, а требование развития человека и человечества. Брать на себя груз личности и общечеловеческих проблем – единственный путь выживания и дальнейшего совершенствования человека. Он предполагает развитие высочайшей степени ответственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Человек - существо деятельное. Включившись  в систему общественных отношений  и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.

    Мы  не говорим "личность новорожденного", понимая его как индивида. Мы всерьез  не говорим даже о личности двухлетнего  ребёнка, хотя он многое приобрёл из общественного  окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологических  и социальных факторов.

    В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не рождаются, личностью  становятся. Определенное влияние на развитие и формирование личности оказывает  процесс становления социального "Я".

    Содержание  процесса становления социального "Я" - это взаимодействие с себе подобными. Предназначение этого процесса - это поиск своего социального места в обществе. Результатом этого процесса является зрелая личность. Главными временными точками формирования личности является: осознание своего "Я" и осмысление своего "Я". На этом завершается начальная социализация и формирование личности.

    Становление социального "Я" возможно только как процесс усвоения мнения значимых людей для человека, то есть через  понимание других ребенок приходит к формированию своего социального "Я" (впервые это процесс  описал Ч.Кули). Можно сказать иначе: на социально - психологическом уровне становление социального "Я" происходит через интериоризацию культурных норм и социальных ценностей. Это процесс превращения внешних норм во внутренние правила поведения.

    Личность  формирует такие отношения, которых  нет, и никогда не было, и в принципе не может существовать в природе, а именно - общественные. Она расширяется  через совокупность общественных отношений, а, следовательно, динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами. Поэтому личность не только существует, но и рождается, именно, как "узелок" завязывающийся в сети взаимных отношений.

    Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом  личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются  в деятельности.

    Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный  путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его то любой другой личности, выделить ее среди прочих. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 1997

    2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - М.: 1997

    3. Социология. Словарь-справочник. - М.: 1990

    4. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М.: 1999

    5. Фролов С.С. Социология: Учебник  для высших учебных заведений. - М.: 1998

    6. Ядов В.А. Диспозиционная концепция  личности // Социальная психология. - Л., 1979 
 

     

Информация о работе Понятие личности