Понятие общества и социальные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 07:37, аттестационная работа

Краткое описание

Таким образом, детально рассмотрев концепцию правового государства можно прийти к выводу, что в настоящее время делаются многочисленные попытки построить правовое государство, например Россия уже объявлена таковым, но это еще не значит, оно реально существует, "это является скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования России, нежели свершившимся фактом". Исходя из этого, можно сделать вывод, что необходимо заниматься проблемой создания рационального (правового) государства, как в наши дни, так и в обозримом будущем, ища способы решения данной проблемы. Следует также отметить, что сейчас уже достигнуты некоторые успехи - все большее количество государств становится на путь демократизации отношений между государством и личностью.

Вложенные файлы: 1 файл

основное.docx

— 33.76 Кб (Скачать файл)

 

9

Близким к легистам Китая тип  тоталитарного государственного режима предложил Платон. “В диалоге “Государство” содержится знаменитый проект “идеального общественного строя”, основанного на принципах коллективной собственности правящих сословий. В его более поздних диалогах (“Полития”, “Законы”) нарисована социально-экономическая характеристика второго, более совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в “Государстве”. Свое второе по достоинству государство Платон наделил такими чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума в отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а не частной собственности; насаждения коллективистских начал и единомыслия в быту; государственное регламентирование законами воспитания детей; единая для всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти”.

Платоновский закон запрещал лицам  до 40 лет выезжать по частным вопросам за пределы государства и ограничивал  въезд иностранцев; предусматривал очищение общества от неугодных лиц  с помощью смертной казни или  изгнания из страны.

Платоновская модель государственного режима для большинства современных  стран неприемлема.

Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.

“Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления  его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов  фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы”.

Это далеко не полный перечень свидетельствует  о том, что тоталитарные режимы могут  возникать на различной социально-экономической  базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными  извне.

 

 

 

 

10

Хотя тоталитаризм называют крайней  формой авторитаризма, существуют признаки, которые характерны в особенности  только тоталитаризму и отличающих все тоталитарные государственные режимы от авторитаризма и демократии.

Наиболее важные следующие признаки:

o всеобщая государственная идеология,

 

o монополия государства на средства  массовой информации,

 

o монополия государства на все  средства вооружения,

 

o жестко централизованный контроль  над экономикой,

 

o одна массовая партия, возглавляемая  харизматическим лидером, то есть  исключительно одаренным и наделенным  особым даром,

 

o особо организованная система  насилия, как специфического средства  контроля в обществе;

 

“Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной  идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру (харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная  ею специфика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской и иных ориентаций тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма средних классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее олигархии”.

Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение  сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности.

Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей, выступает либо в единственном числе, либо “возглавляет” блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении – тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера.

11

 Придя к власти, такая партия  становится государственной партией.  Правящая партия объявляется  ведущей силой общества, ее установки  рассматриваются как священные  догмы. Конкурирующие идеи о  социальном переустройстве общества  объявляются антинародными, направленными  на подрыв устоев общества, на  разжигание социальной вражды. Правящая  партия захватывает бразды государственного  управления: происходит сращивание  партийного и государственного  аппаратов. В результате этого  становится массовым явлением  одновременное занятие партийной  и государственной должности,  а там, где этого не происходит, государственными должностными  лицами выполняются прямые указания  лиц, занимающих партийные посты.

Специфическими чертами тоталитарного  режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые  для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат  тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов  воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких  государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под  стражей без предъявления обвинения  и применения пыток. Кроме того, тоталитарный режим поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его “великой идеей”, например борьбой с врагами  народа. Поиск и мнимые происки  врагов становятся условием существования  тоталитарного режима. Именно на “врагов”, “вредителей” списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения. Такими органами были НКВД в СССР, Гестапо в Германии. На такие органы не распространялись никакие правовые и судебные ограничения. Для достижения целей эти органы могли делать всё, что угодно. Действия их направлялись властью не только против отдельных граждан, но и против целых народов и классов. Массовое истребление целых групп населения во времена Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан.

Жесткий централизованный контроль над  экономикой – важная черта тоталитарного  режима. Здесь контроль служит двоякой  цели. Во-первых, возможность распоряжаться  производительными силами общества создает необходимую политическому  режиму материальную базу и опору, без  которой тоталитарный контроль в  остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика  служит в качестве средства политического  управления. Например, люди насильно могут  быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где  не хватает рабочей силы.

 

 

12

Разновидностью тоталитаризма  являются режимы, где осуществляется “культ личности”, культ вождя - непогрешимого, мудрого заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются властолюбивые, порой патологические амбиции тех  или иных политических лидеров.

Государство при тоталитаризме  берет как бы на себя заботу о  каждом члене общества. Члены общества полагают, что обеспечивать их поддерживать, защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Заключение:

Таким образом, детально рассмотрев концепцию  правового государства можно  прийти к выводу, что в настоящее  время делаются многочисленные попытки  построить правовое государство, например Россия уже объявлена таковым, но это еще не значит, оно реально  существует, "это является скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования России, нежели свершившимся фактом". Исходя из этого, можно сделать вывод, что необходимо заниматься проблемой создания рационального (правового) государства, как в наши дни, так и в обозримом будущем, ища способы решения данной проблемы. Следует также отметить, что сейчас уже достигнуты некоторые успехи - все большее количество государств становится на путь демократизации отношений между государством и личностью. Таким образом ясно, что концепция правового государства, с одной стороны, стоит в одном ряду с утопическими проектами, но, с другой стороны носит весьма заметный отпечаток реализма, который сказывается в том, что, во-первых, принципы правового государства опираются как на многовековую научную традицию, так и на обширный практический опыт, а во-вторых, правовое государство не претендует на коренное и окончательное усовершенствование общества, но выступает лишь как одна из мер, наряду с другими путями движения к искомому идеалу.

 

При тоталитаризме наблюдается  стремление одного властного центра, представленного вождем, поставить  все или почти все стороны  жизни общества под свой контроль во имя достижения общей цели, окрашенной в мессианские тона. Вождь-идол и масса идолопоклонников - вот две опоры тоталитарного государства, поддерживающие, обусловливающие друг друга и просто не способные друг без друга существовать.

При этом всё индивидуальное подчиняется  всеобщему. Это также относится и к самому господствующему классу: его представители тоже отождествляются едиными с тоталитарным государством, становятся олицетворением всеобщих стандартов и ценностей.

Поэтому в современном мире тоталитаризм не может обеспечить политические предпосылки  ни развития рыночных отношений, ни органичного  сочетания форм собственности, ни поддержку  предпринимательства и экономической  инициативы граждан. Это политически неконкурентная система власти.

В условиях современного мира её внутренние источники разложения связаны, прежде всего, с распадом экономических  и социальных основ самовыживания. Тоталитарный режим не нуждается в повышении общественного положения наиболее инициативных и перспективных слоёв общества, так как действует только мобилизационными методами.

14

Складывающаяся в этих обществах  крайняя напряженность статусного соперничества, ненадежность повседневного  существования личности, отсутствие безопасности перед лицом репрессивного  аппарата ослабляют поддержку данного  режима, у которого отсутствует способность  к поиску оптимальных ответов  на вызовы времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Список литературы:

  1. Алексеев С.С. Теория права. М.: Бек, 1995.
  2. Конституция Российской Федерации.
  3. Хропанюк В. Н., Теория государства и права, Москва, 1997г.
  4. Х. Арендт Истоки тоталитаризма, 1951
  5. Работяжев Н.В. Политическая система тоталитаризма: структура и характерные особенности // Вестник МГУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16


Информация о работе Понятие общества и социальные отношения