Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 09:17, контрольная работа
Главной идеей, вдохновившей Дюркгейма, была идея социальной солидарности, стремление найти ответ на вопрос о том, какие связи объединяют людей в общество. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния.
Социальная солидарность - главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, т.е. специализации и распределения людей по профессиям.
Понятие солидарности, ее виды и значение в обществе………………3 ст.
Аномия и самоубийство как социальные характеристики
жизнедеятельности человека и общества……………………………….9 ст.
Своеобразие понимания преступности Э. Дюркгеймом……………..13 ст.
Список использованной литературы……………………………….....15 ст.
Альтруистическое самоубийство. Этот тип самоубийств является полной противоположностью эгоистическим. Если у эгоистов виной всему является слишком высокий индивидуализм, то при альтруистическом самоубийстве человек, напротив, теряет свою индивидуальность, жертвует ею ради надличностных ценностей. Становясь не более чем атомом какой-либо группы, человек беспрекословно подчиняется ее требованиям, даже если таковые противоречат его чувству самосохранения. Это характерно в первую очередь для самоубийств, носящих обрядовый, ритуальный характер - таких как самосожжение вдов в Индии или самоубийства подчиненных в Японии. Этот тип был распространен в архаических обществах. Но и в современных обществах можно также встретить самоубийства, связанные с коллективистскими традициями. Характерные примеры - отказ капитана покинуть тонущее судно или самопожертвование в бою (японские камикадзе). Как считал Дюркгейм, к альтруистическому самоубийству людей подталкивает избыток энергии и страсти.
Аномическое самоубийство. В основе этого типа самоубийства лежат кризисы общества, во время которых происходит ломка старых устоев жизни (политические перевороты, экономические кризисы и т.д.). Отнюдь не каждый человек обладает необходимой в такой ситуации гибкостью и приспособляемостью к неожиданным поворотам событий. Дезорганизация в обществе приводит и к дисбалансу взаимоотношений между людьми. Отсутствие какого-либо ориентира приводит к закономерному росту числа самоубийств. Аномическому самоубийству предшествует раздражительность, разочарованность и отвращение к жизни. Понятие аномии, сформулированное еще в первой книге Дюркгейма, получает в “Самоубийстве” дальнейшее развитие и углубленную разработку.
Несмотря на то, что впоследствии исследование Дюркгейма подвергалось критике с различных точек зрения, оно единодушно признается одним из выдающихся достижений не только в изучении самоубийства, но и в социологии в целом.
Итак, эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабости социальных (групповых) связей индивида, результате чего он остается наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни. Альтруистическое самоубийство, наоборот; вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь, т. е. видящего ее смысл вне се самой. Наконец, анемическое самоубийство обусловлено состоянием анемии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивидов (как при эгоистическом самоубийстве), а вообще практически отсутствуют, когда в обществе наблюдается нормативный вакуум, т. е. аномия.
В Самоубийстве Дюркгейм проследил взаимосвязь между социальными фактами и различиями в показателях самоубийств между группами, регионами, странами и разными категориями людей. Эта его работа, в отличие от всех остальных, зиждилась на анализе конкретного статистического материала. Таким образом, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа. В своей книге Дюркгейм предложил термин «аномия» для обозначения одного из важнейших факторов, способствующих росту самоубийств. Аномия — это негативное отношение индивидов к нормам и ценностям, преобладающим в обществе, результат разрушения солидарности.
Преступление, по мнению Дюркгейма, это те поступки, действия членов общества, которые нарушают запреты, непосредственно ущемляют коллективное сознание, оскорбляют его. Он подчеркивает, что преступным действие становится через оценку коллективным сознанием, поэтому один и тот же поступок в различных обществах будет расцениваться по разному.
Дюркгейм рассматривал преступление как норму, в то время как остальные считали это патологией. Это связано с тем, что нормальным, с его точки зрения, является то, что вытекает из условий существования социального организма, то, что общепринято и широко распространено, а патологический факт носит исключительный характер.
Существование преступности нормально для любого общества. Оно не только нормально и неизбежно, оно еще «есть фактор общественного здоровья, составная часть всякого здорового общества. Преступление нормально, так как общество, лишенное его, было бы совершенно невозможно» («О разделении общественного труда»).
Дюркгейм считает, сто преступление необходимо и для нормального развития морали и права. Определенный уровень преступности необходим для нормального развития и функционирования общества. В случае падения преступности ниже обыкновенного уровня общество должно насторожиться, ибо кажущийся прогресс свидетельствует о каком-то социальном расстройстве. Преступление поддерживает полезные и необходимые общественные отношения.
Однако автор считает, что признание преступления нормальным, регулярно действующим фактором социальной жизни вовсе не означает, что его не надо ненавидеть и с ним не следует бороться.
Понимание нормального как общепринятого и широко распространенного вело Дюркгейма к парадоксальным заключениям. Так, преступление, встречавшееся во всех или в большинстве обществ, рассматривалось им как нормальное явление. Напротив, рост числа самоубийств в конце 19 века и некоторые типы экономического кризиса квалифицировалось как патологические. При этом Дюркгейм исходил из необходимости опираться на определенную теорию общества и исторического развития, имея в виду некую идеальную, оптимальную форму общества, по отношению к которому следует рассматривать отклоняющиеся случаи. Но теоретически обосновать эту идею он не мог.
Наряду с преступностью
Дюркгейм рассматривал и наказание.
По его мнению, смысл санкции
не в том, чтобы вызвать у человека
страх или отвадить его от чего-либо
преступного. Если преступление – это
оскорбление коллективного созн
Итак, нормальными, по Дюркгейму, являются те отправления социального организма, которые вытекают из условий его существования. Преступления и другие социальные болезни, нанося вред обществу и вызывая отвращение, коренятся в определенных общественных условиях и поддерживают полезные и необходимые общественные отношения.
Литература: