Понятие социальных изменений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:55, реферат

Краткое описание

Прежде всего надо уяснить, в каком смысле в социологии употребляется понятие «социальные изменения», каково его социологическое содержание. Для этого необходимо сделать два уточнения. Во-первых, понятие «социальные изменения» для нас не очень привычно. Для нас до сих пор более привычным было понятие «социальное развитие». Оно культивировалось у нас многие годы и в общественных науках, и в практической политике. Но понятие «социальное развитие» характеризует лишь определенный тип социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения, совершенствования и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие социальных изменений.docx

— 62.76 Кб (Скачать файл)

Модернизация - особый тип социальных изменений. Ю. Хабермас отмечает, что модерн, модерность — это интегральная характеристика европейского общества и культуры, и ее использование связано с обозначением этапа становления и эволюции промышленного общества, приходящего на смену традиционному. В социологии понятие «модернизация» используется для обозначения исторического процесса перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному секулярному обществу. Модернизация общества предполагает прежде всего его индустриализацию. Исторически возникновение современного общества тесно связано с зарождением промышленности. Термины «индустриализм» и «индустриальное общество» имеют не только экономическое и технологическое значения. Индустриализм — это стиль жизни, охватывающий глубинные экономические, социальные, политические и культурные перемены. Общества становятся современными именно в процессе всесторонней индустриальной трансформации. В данном контексте основными чертами современного общества считаются: ориентация на инновации, светский характер социальной жизни, поступательное (нециклическое) развитие, демократическая система власти, массовое образование, преобладание универсального над локальным и т.д.

Исторически сроки модернизации исчисляются  столетиями, хотя можно привести примеры  ускоренной модернизации. В любом  случае модернизация — это не раз  и навсегда достигнутое состояние, а непрерывный и бесконечный  процесс. Развитие обществ всегда отличается нерегулярностью и неравномерностью. Каким бы ни был уровень развития, в обществе всегда существуют «отстающие» регионы и «периферийные» группы, составляющие источник постоянной напряженности и противоречий. Это явление связано не только с внутренним развитием отдельных государств. Наличие стран с неоднородным и неодинаковым развитием вносит существенный элемент нестабильности в мировую государственную систему.

Представляется, что модернизация имеет две основные фазы. До определенного  момента своего развития процесс  модернизации сохраняет институты  и ценности общества и вовлекает  их в то, что обычно рассматривается  как прогрессивное движение к  совершенствованию. Начальное сопротивление  процессу модернизации может быть резким и продолжительным, однако обычно оно  обречено на провал. После достижения определенной точки в своем развитии модернизация начинает вызывать все  большее недовольство. Это частично объясняется завышенными ожиданиями населения, которые были спровоцированы быстрыми первоначальными успехами и динамизмом современного общества. Во время второй фазы модернизация, достигнув ускорения развития и  мировых масштабов, рождает новые  социальные и материальные проблемы, решить которые традиционным национальным государствам оказывается не по силам. Но в мире преобладает система  именно таких суверенных национальных государстве неодинаковым развитием и конфликтующими интересами. Однако суть современного общества составляют вызов и ответная реакция на него. При рассмотрении природы и развития современного общества на первое место выходят не трудности и опасности, а тот успех, с которым ему удалось осуществить самую кардинальную и далеко идущую революцию в истории человечества. Феномены индустриализации и модернизации, начавшиеся предположительно примерно 200 лет назад, пока еще не получили видимого завершения.

Концепция рефлексивной модернизации, разработанная немецким социологом У. Беком, — одна из попыток современных социологов осмыслить сущность и направленность модернизации. По мнению Бека, индустриальное общество, основанное на принципе распределения благ, шаг за шагом уступает место «обществу риска», где действует принцип распределения негативных последствий и опасностей. Это явление отражает кризис индустриального общества: люди начинают понимать, что индустриальное общество и процесс модернизации сами порождают бесчисленные опасности. В сравнении с опасностями прошлого риск, связанный с современным уровнем модернизации, имеет качественно иной характер: ситуации риска непредсказуемы, слишком многочисленны, чтобы их контролировать, не воспринимаются органами чувств (например, радиация) и глобальны.

Согласно концепции Бека, настало  время перехода от простой модернизации к рефлексивной. Это означает, что доминирующим должен стать принцип социальной рефлексии и самокритики. Общество риска продуцирует потребность в критическом саморассмотрении, становится для самого себя темой и проблемой.

Концепция «латентных структур» современного американского социолога Э. Тириакьяна в чем-то созвучна теории рефлексивной модернизации. В соответствии сего концепцией социальные изменения — это прежде всего трансформация общественного и индивидуального сознания, поскольку и социальные структуры для него представляют собой нормативные образования коллективного сознания. Источник социальных изменений, считает Тириакьян, кроется в латентных, т. е. скрытых, структурах культуры — сокровенных ценностях и смыслах, доминирующих в социальном сознании и тем самым направляющих жизнь общества. В кризисные моменты истории такие структуры проступают на поверхностном плане, проецируясь в форме новых социальных программ. Социальные инновации могут предлагаться только субъектами, сознательно остающимися за рамками существующей нормативной системы отношений. Это члены религиозных движений и сект, различныхассоциаций, квазирелигиозных групп.

Теории запаздывающей модернизации, которые начали создаваться еще в 1960-е гг., стали для западных социологов аппаратным средством анализа современной российской ситуации. Теоретики запаздывающей модернизации исходят из того, что существует линейный прогресс и поступательность стадий развития обществ: непосредственная добыча продуктов природы сменяется аграрной экономикой, а та замещается индустриальной. С этой точки зрения страны, не успевшие «вовремя» пройти путь индустриальной модернизации, могут и должны сделать это «с опозданием», чтобы «догнать» опередившие их в этом отношении общества. Такая концепция получила название догоняющей модернизации.

Понятие рецидивирующей модернизации предложила российский социолог Н.Ф. Наумова. Именно в нашем обществе, часто предпринимавшем попытки «догоняющего» социального развития, идея обновления тесно связана с ностальгическим сожалением о былом имперском могуществе России и обеспечивавшем его социалистическом строе.

Воспринимая советскую историю  как историю великой державы, свыше половины российского населения  продолжают выражать уверенность в  том, что «СССР был первым государством во всей многовековой истории России, которое обеспечило справедливость для простых людей и сделало  для них возможной приличную  жизнь» (против этой точки зрения высказывались  всего 27,1 % опрошенных). Несомненно, все  это накладывает отпечаток на модернизационные процессы, протекающие в российском обществе, а также на самоощущения россиян, которые в опросе, проведенном Институтом социологии РАН в 2008 г., показали достаточно высокую степень неуверенности в будущем развитии страны 

Глобальные проблемы современности

 

На рубеже ХХ и ХХI столетий в силу сложившегося неравномерного и несправедливого использования природных, людских ресурсов и капитала, приведшего к небывалому до сих пор социальному и межрегиональному неравенству и, как следствие, к весьма существенным деформациям в историческом процессе, значительно обострились и усилились глобальные проблемы современности. Следует отметить, что глобальные проблемы, характерные для начала третьего тысячелетия, в большинстве своем порождены техногенной цивилизацией. Экологические катастрофы, глобальные кризисы в области политики, мира и войны показывают, что достигнутая ступень прогресса в традиционных техногенных формах фактически исчерпала свой потенциал. Все это обуславливает необходимость критического рассмотрения перспективы развития мирового сообщества с точки зрения глобальных проблем, структурированных в три группы.

Первая группа отношений - между основными социальными общностями - определяет формирование особого класса глобальных мировых проблем современности:

- предотвращение ракетно-ядерной  войны, угрожающей гибелью цивилизации  и самому существованию жизни  на планете, обуздание гонки  вооружений и нераспространение  ядерного оружия, запрещение производства  и применения новых систем  оружия массового уничтожения,  разоружение;

- установление нового международного  экономического порядка на принципах  равноправного и взаимовыгодного  сотрудничества;

- развитие прогрессивных форм  политической и экономической  интеграции с целью выравнивания  уровней социально- экономического  развития стран и народов мира: ликвидация существующих диспропорций  и ограничений в мировой торговле;

- управление научно-техническим  развитием и преодоление антигуманных  тенденций в использовании науки  и техники.

Во-первых, на место угрозы мировой  войны, как следствия столкновения двух противоположных общественно-политических систем, пришло множество локальных  конфликтов. Несмотря на свою локальность, каждый из них имеет свою меру глобальности, поскольку может втянуть в  орбиту конфликта множество сторон, в том числе и не имеющих  отношения к его возникновению. Нельзя также полагать, что угроза всеобщей военной катастрофы в современных  условиях исключена полностью. Мировой  конфликт может быть вызван непреднамеренно, в результате расползания локальных  противоречий, утраты контроля над  ядерным вооружением и т. п. Полностью  не исключен захват ядерных арсеналов  террористическими группами.

Во-вторых, в отсутствие противостояния противоположных общественно-политических систем еще более очевидной стала  проблема установления справедливого  экономического порядка. Она связана  с неравномерностью мирового развития. На планете существуют группы стран, резко различающиеся по уровню социально-экономического развития и, соответственно, по уровню благосостояния населения. С одной  стороны, это сравнительно малочисленная  группа развитых стран, с другой - большое  число государств, в которых экономическое  развитие характеризуется отсталостью, а качество жизни населения является низким. Экономика развивающихся  стран отличается, как правило, ярко выраженным сырьевым характером. По этой причине здесь особенно остро  стоят экологические проблемы, как  и огромное множество других. Большинство  населения планеты - около пяти миллиардов из шести - проживает в развивающихся  и среднеразвитых странах. Общая  тенденция мирового развития такова: разрыв между «золотым миллиардом»  и остальной частью человечества не сокращается, а возрастает.

Ко второй группе проблем относятся глобальные проблемы, связанные с проблемами оптимизации, гармонизации и гуманизации отношений общества с природой (экологическая, демографическая, энергетическая, продовольственная и т. д.).

- проблема рационального и экономного  использования природно-сырьевых  ресурсов;

- проблема предупреждения энергетического  кризиса из-за возрастающего дефицита  топливно-энергетических ресурсов;

- проблема защиты окружающей  среды и механизма ее самовоспроизводства;

- проблема управления ростом  и качеством народонаселения  для гармонизации демографической  динамики и развития материально-технической  базы;

- проблема предотвращения стихийных  бедствий, в том числе антропогенного  или смешанного происхождения  (эрозия почв, наводнения и т.  д.)

Третья группа глобальных проблем - это общечеловеческие (субглобальные) проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, которые связаны с процессом демократизации многообразных отношений общества и личности, проблемы ликвидации неграмотности, нищеты и других форм социального неравенства, проблемы образования, здравоохранения, планирования и регулирования роста уровня и качества жизни и т. д. Глобальный характер приобретают угрозы, возникающие из-за больших различий в уровне благосостояния отдельных стран и регионов, вынуждающие миллионы людей покидать свои дома в поисках лучшей жизни, вне зависимости от того, нужны ли они той или иной стране. Голод, этнические конфликты, социальное противостояние, терроризм, загрязнение окружающей среды, торговля наркотиками и оружием не могут более удерживаться государственными границами.

Одним из наиболее явных последствий  роста населения и углубляющейся  нищеты в развивающихся странах  является рост международной миграции. Миллионы людей мигрируют в другие страны в поисках работы. За последние  три десятилетия около 40 миллионов  людей из развивающихся стран  переселилось в богатые страны, и  каждый год к ним присоединяется еще примерно один миллион. Число  нелегальных международных мигрантов  колеблется ныне в пределах 30-40 миллионов  человек. Одной из наиболее разрушительных угроз человечеству является торговля наркотиками В настоящее время сумма розничного оборота наркотиков превышает объем международной торговли нефтью и уступает только объему торговли оружием. Реальная угроза мировой цивилизации в XXI веке заключается в международном терроризме. В геополитическом плане на распространение терроризма оказывают влияние социально-экономические и межцивилизационные противоречия, усугубившиеся в результате распада биполярной системы мироустройства. Таким образом, современный мир исключительно сложен, противоречив, нестабилен. Он столкнулся, в конечном счете, с проблемой выживания человечества.

Глобализация - это объективный интеграционный процесс взаимодействия и взаимопроникновения различных обществ в мировом масштабе. Процесс интеграции различных этносов, наций, народов шел на протяжении всей истории человечества. Тенденция интеграции в мире имела место всегда. Эта тенденция проявлялась в этнических, национальных, государственных рамках. В самой практике исторического движения утверждалась идея, что мир многообразен, но един, что он имеет объединительную силу и действие. Политика интеграции связывается нами с развитием сотрудничества, сохранением государственного суверенитета, соблюдением принципа невмешательства во внутренние дела государств, уважением национальных особенностей и традиций, диалогом культур, многополярным мироустройством. В условиях объективно идущих процессов глобализации действуют тенденции, ведущие к единообразию мировой экономики и культуры. Формируются не только глобальные экономические сети, подчиняющие деятельность субъектов общим принципам, но и происходит соответствующая социокультурная адаптация, приводящая к расширению общемировой культуры. Важнейшее значение в этих условиях приобретает проблема выявления возможностей и перспектив позитивного диалога культур и установления механизмов налаживания устойчивого взаимоотношения между цивилизационными полюсами.

Информация о работе Понятие социальных изменений