Понятие, сущностные характеристики социологии коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 20:44, реферат

Краткое описание

Человеческая способность к общению, особенно с помощью языка, является гораздо более обширной, чем у любого другого животного. Способность общаться во времени и пространстве чрезвычайно расширилась в последнее время с приобретением письменности, печати, электронной связи – телеграфа, телефона, радио и средств массовой коммуникации, а так же механизации транспорта. Сокращение того, что географы называют «трудности расстояния», особенно очевидно в нынешнем столетии, давая возможность посылать сообщения на длинные расстояния с большой скоростью. Это имеет множество и не в последнюю очередь увеличение способности современного государства осуществлять социальный контроль.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
1. Понятие, сущностные характеристики социологии коммуникации...…………………………………………………4
2. Истоки изучения социологии коммуникации ...………………..16
Заключение………………………………………………………...……...21
Список используемых источников……………………………….….…..22

Вложенные файлы: 1 файл

соцкоммуникация.docx

— 52.68 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

 

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И  СОЦИАЛЬНО-ГУММАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Социология коммуникации»

на тему: «Понятие, сущностные характеристики социологии коммуникации. Истоки изучения социологии коммуникации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса группы СОЦ12-1

А.А. Бирюкова

Научный руководитель: к. п. н. доцент 
Е.Е. Насонова

 

 

 

 

 

 

 

Липецк  2014

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….....3

    1. Понятие, сущностные характеристики социологии коммуникации...…………………………………………………4
    2. Истоки изучения социологии коммуникации ...………………..16

Заключение………………………………………………………...……...21

Список используемых источников……………………………….….…..22

 

 

Введение

 

Человеческая способность к общению, особенно с помощью языка, является гораздо более обширной, чем у любого другого животного. Способность общаться во времени и пространстве чрезвычайно расширилась в последнее  время с приобретением письменности, печати, электронной связи – телеграфа, телефона, радио и средств массовой коммуникации, а так же механизации транспорта. Сокращение того, что географы называют «трудности расстояния», особенно очевидно в нынешнем столетии, давая возможность посылать сообщения на длинные расстояния с большой скоростью. Это имеет множество и не в последнюю очередь увеличение способности современного государства осуществлять социальный контроль.

Коммуникационный процесс делает возможной связь между поколениями, обеспечивает накопление и передачу социального  опыта, его обогащение, трансляцию культуры. С его помощью выстраивается организация совместной деятельности. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет в добавление ко всему сказанному и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.

Таким образом, целью данной работы является  показать многообразие понятия «коммуникация».

 Для этого передо мной стоят следующие задачи:

  • рассмотреть сущностные характеристики понятия «коммуникация»;
  • изучить истоки становления социологии коммуникации.

 Объектом данного исследования  является - социология коммуникации.

Предметом исследования является специфика взаимодействия, определяемая социальными фактами. 

 

  1. Понятие социология коммуникации, его основные функции и сущностные характеристики

Коммуникация -  а) способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию; б) социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств ( вербальных, невербальных и тд.)

Коммуникация является объектом изучения многих наук - не только гуманитарных, но и точных. Каждая наука вычленяет из коммуникации как объекта исследования свой предмет изучения. Например, технические дисциплины изучают возможности и способы передачи, обработки и хранения информации, создание специальных кодов - систем определенных символов и правил, при помощи которых можно представить необходимую информацию.

В прикладных исследованиях особое значение приобретают задачи, связанные с коммуникацией - разработка диалоговых систем типа "человек - компьютер", совершенствование статистических методов обработки и анализа информационных данных, создание искусственного интеллекта, реализация машинного перевода. Эти задачи разнообразны - от создания обучающих программ для овладения коммуникативными навыками на иностранном языке до методов преодоления нарушения речи как медицинской проблемы.

Этнография изучает бытовые и культурологические особенности коммуникации как общения в этнических ареалах.

Психология и психолингвистика рассматривает факторы, способствующие передаче и восприятию информации, причины, затрудняющие процесс межличностной и массовой коммуникации, а также мотивированность речевого поведения коммуникантов.

Лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации - нормативным и ненормативным употреблением слов и словосочетаний в речи - устной и письменной, диалогической и монологической.

Паралингвистика специализируется на способах невербальной коммуникации - жестах, мимике и других несловесных коммуникативных средствах.

Социолингвистика исследует проблемы, связанные с социальной природой языка и особенностями его функционирования в различных социумах, а также механизм взаимодействия социальных и языковых факторов, обусловливающих контакты между представителями различных социальных групп.

Если для лингвиста, рассматривающего различные функции языка как средства общения, изучение получателя информации отходит как бы на второй план, поскольку относится к так называемым экстралингвистическим факторам коммуникации, то для социолога важно исследование коммуникации прежде как социально обусловленного процесса, в рамках которого формируются индивидуальные и групповые установки речевого поведения. Вот почему в социологии коммуникации, наряду с межличностной коммуникацией, всесторонне изучается массовая коммуникация. Основной задачей социолога при этом является исследование социальных факторов, обусловливающих влияние массовой коммуникации на формирование общественного мнения - отношения к социальным реалиям ценностям.

Социальная коммуникация - это такая коммуникативная деятельность людей, которая обусловлена целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в данном обществе [1,c.1-3].

Социальная коммуникация решает четыре взаимосвязанных задачи:

1) интеграция отдельных  индивидов в социальные группы  и общности, и далее - в единую  систему общества;

2) внутренняя дифференциация  общества на группы, общности, социальные  организации и институты;

3) отделение и обособление  общества и различных групп  общностей и организаций друг  от друга через взаимодействие, что приводит к образованию  специфических социальных явлений;

4) создание предпосылок  и основных компонентов для  подготовки, принятия и осуществления управленческого решения [2].

Социальная коммуникация, или социокоммуникация является предметом социологии коммуникации - специальной отрасли социологии, изучающей функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в плане их взаимодействия - передачи и получения смысловой и оценочной информации и в плане воздействия на их отношение асоциальным ценностям данного общества и Социума в целом. Помимо взаимодействия социальных и коммуникативных в межличностной, внутригрупповой и массовой коммуникации, эта дисциплина изучает уровни коммуникации, виды коммуникативных систем, их единицы, а также социально значимые категории и частные функции социальной коммуникации.

Между терминологическими вариантами "социология коммуникации" и "социокоммуникация" имеется определенное различие. В социологии коммуникации акцент делается на социальном аспекте коммуникации, предполагающем изучение ее в русле социологических исследований, во взаимосвязи с собственно социологическими категориями. В социокоммуникации внимание концентрируется на коммуникации как процессе общения, механизм и закономерности которого обусловлены многими факторами, среди которых социальные факторы занимают центральное место. Тождество и различие в интерпретации содержания сопряженных областей исследования (ср. социологию языка, социологию лингвистики и социолингвистику, социологию психологии и социопсихологию) неизбежны  [1,c.3].

 Важно подчеркнуть, что  коммуникацию можно понимать  с разных сторон. Во-первых, коммуникация — это деятельность. В этом смысле говорят о речевой деятельности или вербальной коммуникации, которая может быть устной (говорение, слушание) и письменной (письмо, чтение). При этом говорение и письмо является более активными видами речевой деятельности, т.к. это процесс создания высказываний, а слушание и чтение — менее активными видами, т.к. это процесс восприятия высказываний. Поскольку речевая деятельность направлена на высказывание (текст), ее можно определить как текстовую деятельность: текстовоспринимающую, текстовоспроизводящую, текстообразующую. 
      Если понимать коммуникацию как деятельность, то важным аспектом становится модель коммуникативного деятеля, как субъекта этой  деятельности (коммуникативной личности). В этой модели можно выделить следующие компоненты:

а) мотивационный — потребность (установка, интенция) в общении: коммуникативный деятельность должен не только хотеть вступить в общение, но и демонстрировать это желание в явном виде; при отсутствии данного компонента говорят о псевдокоммуникации или видимости общения;

б) когнитивный компонент: это познавательный и социальный опыт личности, образованность, общая и речевая культура;

 в) функционально-технологический  — практическое владение средствами  общения, умение варьировать коммуникативные  средства построения дискурса  в соответствии с нормами, ситуацией, особенностями собеседника (аудитории); а также речевой самоконтроль.  
Важно подчеркнуть, что речевая деятельность пронизывает все другие виды человеческой деятельности: чем более активную (субъектную) позицию занимает человек в деятельности (трудовой, исследовательской, художественной, игровой и т.д.), тем активнее он проявляет себя и как коммуникативный деятель. В этом смысле можно перефразировать выражение: «Каков человек, таковы и речи» в выражение: «В какую деятельность вовлечен человек, такова и его речь».

Во-вторых, коммуникацию можно понимать как действие. Речевое действие имеет в своей структуре четыре фазы: ориентировка, планирование, реализация, контроль. «Прохождение» говорящим или пишущим всех этих фаз — залог успешной коммуникации. Например, недоработка на фазе ориентировки (когда не учитываются особенности собеседника (аудитории), нечетко продумывается замысел высказывания), ведет к тому, что речь становится неинтересной, а иногда и бесполезной. «Проскакивание» фазы планирования ведет к нарушению логики и целостности высказывания. Отсутствие речевого самоконтроля тормозит  накопление позитивного речевого опыта и заставляет человека наступать снова на те же грабли. 
Понимание коммуникации как речевого действия актуализирует внимание к этапам его реализации, на каждом из которых коммуникативный деятель выступает в особой роли (позиции). Вначале он является концептуализатором, который занят общей подготовкой высказывания, продумываем его концепции (замысла). Затем переходит в позицию формулировщика, который структурирует высказывание в плане внутренней речи: конструируется синтаксическая схема предложения с установлением слотов (ячеек) для слов, а затем происходит выбор (извлечение) слов из лексикона и помещение их в слоты. После этого осуществляется переход к внешней речи в устной или письменной форме: «Облако мысли проливается дождем слов» (Л. Выготский): это позиция артикулятора. Что является результатом речевого действия? С одной стороны, это понимание реципиентом сообщения и его интерпретация («Понятно то, что может быть иначе выражено», — писал А. Леонтьев). С другой стороны, - это недопонимание, чтобы коммуникация не остановилась, а продолжалась.

В-третьих, коммуникация — это процесс (акт). Одну из первых моделей коммуникативного процесса предложил американский математик Клод Шеннон в конце 40-х годов 20 века. Это так называемая линейная модель: источник → кодирующее устройство → сообщение → декодирующее устройство → приемник. В лингвистике идеи Шеннона проявились в интерпретации Р. Якобсона, а наиболее известной и удобной стала модель Г. Лассвелла, американского исследователя коммуникации в политической среде: «Who says what to whom in which channel with what effect»: Кто? (коммуникатор) → Что? (сообщение) → Кому? (реципиент) → Как? (канал, средства) → С какими последствиями? (результат воздействия). Понимание коммуникации как процесса и соответствующее его моделирование помогает четко структурировать, систематизировать это понятие.

Коммуникацию можно понимать и как компетентность — степень удовлетворительного владения нормами общения (речевого поведения). С точки зрения компонентного состава коммуникативная компетентность включает в себя языковую компетенцию как потенциал, владение базовыми языковыми знаниями и речевую компетенцию как способность к формулированию мысли и эмоционального состояния в процессе речевой деятельности; эта способность у каждого человека индивидуальна.

Выделяют :

- базовый уровень коммуникативной компетентности, определяющийся адекватностью речевого поведения, требованиями социальных канонов;

- высокий уровень, который характеризуется способностью проявлять позитивный вербальный имидж (этот уровень может быть соотнесен с речевой культурой) [3]

Таким образом коммуникация представляет собой сложный процесс, основными компонентами которого являются:

1) субъекты коммуникационного  процесса- отправитель и получатель  сообщения (коммуникатор и реципиент);

2) средства коммуникации- код, используемый для передачи  информации в знаковой форме (слова, картинки, ноты и т. д.), а также каналы, по которым передается сообщение от коммутатора к реципиенту (письмо, телефон, радио, телеграф и т.д.);

3) предмет коммуникации (какое-то явление, событие и т.п.)отражающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.д.);

4) эффект коммуникации- последствия  коммуникации, выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях.

Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает три основных взаимосвязанных задачи:

1) интеграцию отдельных  индивидов в социальные группы  и общности, а последних- в единую и целую систему общества;

Информация о работе Понятие, сущностные характеристики социологии коммуникации