Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:07, доклад
Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью процесса таможенного декларирования товаров и транспортных средств в условиях роста внешнеторгового оборота за последние годы.
Цель данной курсовой работы состоит в том, более полно раскрыть особенности таможенного декларирования, а именно рассказать о проблемах возникающие у декларанта и таможенных органов при таможенном декларировании. И перспективы внедрения электронного декларирования.
1 Социализация личности
Макросоциологические теории
В рамках макросоциологических теорий изучается общество в целом, а также процессы, происходящие в нем. На протяжении большого периода времени был создан ряд теорий, среди которых следует отметить теории Герберта Спенсера (1820— 1903) и Карла Маркса (1818— 1883). П Герберт Спенсер пытался объяснить функционирование общества через проведение параллелей с биологическим организмом. Общество тоже является единым целым, но при этом оно не должно поглощать человека как личность подобно тому, как в живом организме взаимосвязаны органы и их системы, которые функционируют слаженно.
Сравнивая исторические события разных эпох и прослеживая этапы развития общества, Спенсер уподоблял общество организму по ряду признаков: рост общества; усложнение структуры и состава общества в процессе эволюции; разделение функций между индивидами (подобно разделению функций в организме).
Спенсер считал естественным существующий ход развития и потому не считал нужным
вмешиваться в этот процесс. Спенсер выступал против революций, реформ, государственной поддержки общества, так как не видел в этом необходимости. С его точки зрения, общество — лишь совокупность индивидов. Их способности и таланты — часть общей эволюции.
Карл Маркс проанализировал современное ему состояние общества. Он впервые рассмотрел общественное развитие как результат длительного исторического процесса. Он провел тщательный анализ причин социального неравенства и конфликтов в обществе. Жизнь людей и отчасти их внутренний мир, по его теории, определяются способом общественного производства. Для изменения этой ситуации необходимы радикальные преобразования общества. На определенной стадии общественного развития возникает противоречие по поводу присвоения факторов и результатов производства. В это время должна произойти социалистическая революция, с помощью которой это противоречие будет устранено. Впоследствии эта теория была взята за основу коммунистами.
Следует отметить, что для своего времени теория Маркса была применима, но на современном этапе предпринята попытка разрешить это противоречие с помощью создания таких структур, которые позволяют одновременно быть собственником средств производства и наемным работником (акционерные общества).
Эти две наиболее значимые теории и сейчас имеют своих последователей. Зародившись в Европе, они — получили дальнейшее развитие на американском континенте, но в США социология имеет, можно сказать, практическую направленность. Каждый год проводилось и проводится большое количество конкретных исследований, благодаря чему социология получила импульс к развитию.
Чарльз Кули и Джон Мид о личности в обществе
Одним из исследователей самости (то есть понятий «я» (I), «меня» (Me), «мое» (mу), «я сам» (myself)) и автором концепции зеркального «Я» был Чарльз Хортон Кули (1864 – 1929) - один из основателей символического интеракционизма.
Кули пишет, что отличительной
чертой идеи, именами которой являются
местоимения третьего лица, выступает
некий характерный тип чувства,
которое можно назвать «
Кули поставил перед собой задачу
исследовать процесс
Самость может быть агрессивной, и тогда она выражается в присваивании себе объектов общего желания.
Из понятия самости следует концепция зеркального «Я», имеющая очень большое значение в социологии.
Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Кроме простого восприятия «Я» через самого себя, мы также воспринимаем свое «Я» как бы видя его отражение в других. То есть огромную роль для индивида играет не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы смотрим в представления других о нас самих, как в зеркало, и судим о самих себе по этому отражению.
Именно через отношения с
другими, через их оценки каждый человек
устанавливает, умный он или глупый,
привлекательный или
Как отражение в зеркале дает образ физического Я, так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального Я. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказываются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения.
Кули подробно проанализировал развитие личности на основании концепции зеркального «Я». Уже в возрасте шести месяцев, отмечает Кули ребенок по-разному реагирует на разных людей и по-разному организует в их присутствии собственное поведение. «Юный актер скоро научается быть разным для разных людей, показывая, что он начинает понимать, что такое личность и как она организует свою деятельность». В этом наблюдении Кули уже содержатся основы современной теории социализации, ролевой теории личности и прочих «микросоциологических» концепций, детальная разработка которых - заслуга позднейших теоретиков символического интеракционизма.
Идеи Кули развил Джордж Герберт Мид (1863 – 1931)
Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального Я. В соответствии с концепцией Дж. Мида «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого», как бы смотрит на себя со стороны.
Это осознание «обобщенного другого»
развивается через процессы «принятия
роли» и «исполнения роли». При
Мид пишет, что особенно важную роль такой процесс играет в раннем развитии ребенка, когда именно через восприятия и реакции других людей формируются его идеи и представления о самом себе, выливающиеся затем в стабильную концепцию собственной личности.
Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая — подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они, изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. Третья — заключительная стадия (в 4-5 лет и более), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров. Удачным примером или аналогом такого поведения можно считать игру в футбол, когда в ходе перемещения по полю происходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с партнерами каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но и роли партнеров.
В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обобщенный другой». Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль «обобщенного другого», индивид формирует свою концепцию Я.
Стадии принятия роли другого, других,
обобщенного другого — все
это стадии превращения физиологического
организма в рефлексивного
2 Микросоциологические концепции личности.
В противоположность макросоциологическому
взгляду «сверху вниз» микросоциология
рассматривает проблематику личности
непосредственно в поле межличностного
взаимодействия. Поэтому и процесс «очеловечивания»
(социализации), и процедуры «встраивания»
личности в разнообразные общности и структуры
здесь рассматриваются преимущественно
через призму ролевых концепций.
Когда люди жили в более простых обществах,
им не казалось, что они исполняют какую-то
роль. Репертуар их «социального театра»
(обусловленный функциональной структурой
общества) был ограничен, и по традиции
роли (занятия) и амплуа (позиции) наследовались
из поколения в поколение. Поэтому личина
(ролевая маска) срасталась с личностью
(социальным Я), что не приносило какого-то
дискомфорта – в рамках отведенной роли
человек мог оставаться «самим собой».
Г. Мид рассматривает, роли как систему
предписаний в зависимости от статуса,
поскольку социальные функции личности
различаются или по горизонтали, или по
иерархии (сын – отец – сосед).
Статус – это положение человека в контексте
социальных отношений, связей. Он может
быть временным или устойчивым, постоянным.
Р. Линтон рассматривает ролевой конфликт,
связанный с маргинальным статусом личности.
В микросоциологии считается, что человек
не может совместить роли, а играет «то
за того, то за другого» (мастер с рабочими
– администратор, а с администрацией –
рабочий).
Линтона не интересует, как человек осваивает
роль и как к ней относится. Мида, напротив,
волнует именно механизм освоения роли.
Он вводит понятие ожидаемого поведения,
разделяя «я»: как Я и как «меня» (хотят
видеть другие).
Таким образом, он выявляет конфликт, ибо
я веду себя как Я или как «меня», оба состояния
наличествуют. Чем более взрослым становится
человек, тем меньше в нем «я» как «меня»
и больше «я» как Я и наоборот. Инфантильность
(неразвитость) личности проявляется в
комплементарности поведения, которое
постоянно подстраивается под систему
наличных ожиданий.
Поскольку микросоциология «захвачена»
изучением механизмов социализации как
процессов освоения социальных функций
и ролей, она постоянно впитывает информацию
в этой области, в том числе из социальной
антропологии и психологии.
Такие известные исследователи, как М.
Мид и Ч.Х. Кули, исследовавшие малые традиционные
культуры и первичные социальные группы,
выделяют три стадии социализации как
процесса освоения ролей:
1) имитация – механическое повторение
наблюдаемых действий;
2) игра – переход из роли в роль, отстранение
от сыгранной роли;
3) групповое членство – освоение своей
роли, но глазами группы, когда работает
«меня» как механизм осознания ролевого
соответствия игрока как бы извне.
Иногда взрослый человек «застревает»
на какой-либо стадии, не умеет отрешиться
от роли или посмотреть на свою игру со
стороны.
3. Фрейд рассматривал личностный
конфликт как борьбу внутренних потребностей
человека и возможностей осуществить
их в социально приемлемой форме. Он изучал
процесс реализации инстинктов, отмечая,
что какова модель согласования инстинкта
и воли, такова и личность.
Швейцарский психолог Ж. Пиаже сформулировал
концепцию когнитивного (умственного)
развития как цепь последовательных стадий
социализации личности:
1) до 2 лет – сенсомоторная – вещь есть,
пока ребенок ее видит или чувствует;
2) 2–7 лет– преоперациональная – ребенок
научается различать вещь и символ вещи;
3) 7–11 лет – конкретно-операциональная
– мысленное оперирование понятиями,
развитие воображения;
4) после 12 лет – формально-операциональная
– происходит формирование абстрактных
понятий (добра и зла и т.п.).
В реальном микросоциологическом исследовании
часто заимствуются именно психологические
концепции. Социолог не удовлетворяется
тем, что человек выполняет роль, он изучает,
как человек приспосабливается к роли,
как осваивает ее. Макросоциология личности
не дает ответа на подобный вопрос. Чтобы
заполнить этот пробел, микросоциологи
обращаются к психологическим теориям,
используют тесты и социально-психологические
интерпретации.
Каузально-генетический подход в психологии
помог социологам найти объяснительную
модель жизненной мотивации личности.
А. Маслоу сформулировал иерархически-ступенчатое
представление о потребностях:
1) витальные (жизнеподдерживающие: в дыхании,
питье, пище, тепле и т.п.);
2) в принятии (стремление получить признание
и оценку в группе);
3) в понимании и любви (необходимость найти
свое alter-ego, быть любимым, понимать другого,
как себя);
4) в саморазвитии, самосовершенствовании
и влиянии на других.
Изучая поведение и судьбы преуспевающих
людей (А. Энштейна, Д. Рузвельта, Д. Карнеги
и др.), исследователь сделал вывод о том,
что преуспевающие достигают четвертого
уровня. Когда потребности определенного
уровня удовлетворены, они «отпадают»
(перестают быть актуальными и направлять
активность человека) и мотивируется переход
на следующий уровень потребностей. Эта
схема поступательного перехода к потребностям
более высокого уровня правдоподобно
объясняет поведение, хотя ее можно и критиковать.
Однако в ней отражен приоритет социальных
мотивов над природными, что подтверждается
многими другими исследованиями.
3 Теория личности Адлера выделяет четыре основных вида компенсации: неполная компенсация, полная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация, или уход в болезнь. Соединение определенных видов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности дало ему возможность создать одну из первых типологий развития личности.
В теории личности Адлера существует положение о том, что развитое чувство общности, определяя социальный стиль жизни, дает возможность человеку создать достаточно адекватную схему окружающего. При этом люди с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других, при помощи сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка от сверстников, остановить его личностный рост и совершенствование.
В случае сверхкомпенсации такие люди стараются обратить свои знания и умения на пользу людям, их стремление к превосходству не превращается в агрессию против людей. Примерами такой сверхкомпенсации превосходства при социальном жизненном стиле для Адлера служили Демосфен, преодолевший свое заикание, Ф. Рузвельт, преодолевший свою физическую слабость, и многие другие замечательные люди.
В то же время при неразвитом
чувстве общности у ребенка начинают
уже в раннем детстве формироваться
различные невротические
В случае сверхкомпенсации у людей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе общества, но о своих выгодах. При этом также формируется неадекватная схема окружающего, изменяющая стиль жизни человека. Такие люди становятся все большими тиранами и агрессорами, подозревающими окружающих в желании отнять у них власть. Потому они становятся подозрительными, жестокими, мстительными, не щадя даже своих близких. Для Адлера примерами такого стиля жизни были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие авторитарные правители и тираны, не обязательно в масштабах страны, но и в рамках своей семьи, близких. При этом, с точки зрения Адлера, наиболее авторитарными и жестокими становятся дети избалованные, в то время как отверженным детям в большей степени присущ комплекс вины и неполноценности.