Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 23:11, курсовая работа
Воззрения Л.Н.Гумилева – сложная система, в которой взаимодействуют не локальные объекты, а а Космос и биосфера Земли в целом. Генеральнрй идеей творчества Л.Н.Гумилева было евразийство– направление русской исторической мысли, возникшее в первой половине ХХ века. Он не раз выражал согласие с основными историко-методологическими взглядами евразийцев.
Введение
1.Понятие «этнос» в трудах Л.Н.Гумилева.
1.Этнос как системная целостность.
2.Иерархия этнических связей.
П.Пассионарность – движущая сила этногенеза.
1.Понятие «пассионарность».
2.Градации пассионарности
3. «Пусковой момент» этногенеза.
Ш. Фазы этногенеза.
1.Фаза подьема.
2.Акматическая фаза
3.Фаза надлома.
4.Фаза инерции.
5.Фаза обскурации.
6.Мемориальная фаза и дальнейшая судьба этноса.
7.Обрывы этногенеза.
остальным, и действительно выделявшаяся среди них по характеру своего
поведения. В середине 1 в. н. э. проповеди апостола Павла положили начало
консорциям, еще не выделившим себя из исходных этнических субстратов. В
середине П века н. э. благодаря деятельности Юстина Философа христиане
выделились в особый субэтнос, категорически размежевавшись с иудаизмом.
Поддержав императора Константина, христиане доставили ему победу и диадему,
удовлетворившись только предоставлением себе права на легальное существование.
И тогда, с 313 г. новый этнос «христиане-ромеи» стал фактом всемирно-
исторического значения. Затем из него вырос огромный суперэтнос с культурой,
которую мы называем «Византийской».
Как только особи нового склада создают новую этническую целостность,
они выдвигают новый принцип общежития, новый императив поведения: «Будь
тем, кем ты должен быть». Это означает: по мере сил исполняй свои общественные
обязанности: если ты воин – воюй, если крестьянин – паши.
Ведущая часть населения толкает всю систему по пути этнического развития,
накапливает материальные и духовные ценности. Каждый активный строитель
этнической целостности чувствует себя продолжателем дела предков, к которому
он еще что-то добавляет. Каждая прожитая минута воспринимается как приращение
к прожитому, которое живет в человеке. Результатом такого восприятия времени
(пассеизм) являются подвиги героев, добровольно отдававших жизни за Отечество:
царь Леонид и его 300 спартанцев в Фермопилах, Роланд в Ронсевальском ущелье,
послушники Сергия Радонежского Пересвет и Ослябя, погибшие на Куликовом
поле. Для них характерно отсутствие личной заинтересованности. Они как будто
любили свое дело больше себя. Они чувствовали себя не просто наследниками
великих традиций, но и частицами их, и поступали так согласно своему нервно-
психологическому складу, определявшему вектор и характер их деятельности.
Ведущая роль в фазе подъема принадлежит пассионариям, но и роль
гармоничных особей, исправно несущих свои обязанности, значительна.
Субпассионарии не замечаются. Выжить им в эту суровую эпоху трудно.
Фаза подъема, как правило, связана с внешней экспансией, расширением
территории. Общественная система укрепляется.
2.Акматическая фаза.
Биохимическая энергия достигает таких значений, что пассионариев в
популяции становится «слишком много» (в этой фазе их – максимум), и они
начинают воевать друг с другом. Соподчиненность элементов структуры этноса
нарушается. Господствующий императив меняется: каждый хочет «быть самим
собой» и ради этого ломает созданную организацию, принося интересы этноса в
жертву своим собственным. Как правило, при этом обильно льется кровь. Крестьяне
устремляются в города, а те, кто остается на земле, устраивают «жакерии». Церковь
дробится. Бароны учиняют смуты и войны (например, война Алой и Белой роз в
Англии). Новые политические, социальные, религиозные водоразделы возникают
один за другим. Акматическая фаза часто является весьма пестрой и разнородной
по характеру, доминантам и интенсивности протекающих этнических процессов.
По утверждению Гумилева, если 10% населения страны пассионарно, то это уже
революционная ситуация (1).
При пассионарном перегреве гибнут одна за другой пассионарные особи.
Результатом является определенное угасание пассионарности. Возрастает
роль гармоничных особей. Переход к фазе надлома знаменуется новым
императивом: «Мы устали от великих».
3.Фаза надлома.
Надлом - переход от накала акматической фазы к разумному хозяйничанию
инерции. Цели и задачи те же, а силы убывают. Пассионарная энергия
неуклонно рассеивается. Процент людей гармоничных и субпассионарных
растет. Субпассионарии формируют кадры исполнителей во время гражданских
войн. Снижаются, а то и сводятся на нет усилия персон творческих, которых
объявляют «фанатиками». Именно отсутствие внутренней поддержки «своих»
определяет гибель этносов от немногочисленных, но пассионарных противников.
Так, в Западной Европе
ХУ-ХУП веков процент
возрос за счет истребления консервативной части населения – гармоничных особей
– людей наиболее законопослушных и трудолюбивых. Система суперэтноса
потеряла свою устойчивость, так как отдельные пассионарии легко могли
навербовать себе бродяг-солдат из числа субпассионариев. Раньше их самовластное
1. Техника – молодежи. – 1990. - № 10. – С.22
поведение наталкивалось на сопротивление других пассионариев. Теперь
же, когда их стало меньше, у каждого появился большой ареал. Поэтому
столкновения эпохи Реформации и Контрреформации приобрели большой
размах и стоили еще больших жертв. В эпоху Возрождения человекоубийство
было повседневным занятием обитателей западной Европы, причем имело
массовые масштабы. Объектом гонений оказывались не только философы
и поэты (Мигель Сервет, Джордано Бруно), но и большей частью простые,
безобидные люди с воображением. Их сжигали, объявляя колдунами
и ведьмами. Гибли люди честные, гнушавшиеся доносительством, и
талантливые, вызывавшие зависть, а размножались морально нечистоплотные
тупицы, породившие поколение европейского обывателя, характерное для
Х1Х века.
Конец фазы надлома и переход к инерционной фазе знаменует новый
императив: «Дайте же жить, гады!».
4.Фаза инерции.
Отличительной чертой этого периода является сокращение активного
элемента и полное довольствие эмоционально пассивного и трудолюбивого
населения. После пережитых потрясений люди хотят не успеха, а покоя. Они
уже научились понимать, что индивидуальности, желающие проявиться во всей
оригинальности, представляют для соседей наибольшую опасность. Избежать
ее можно, изменив общественный императив. «Будь таким, как я», - девиз
инерционной фазы. Так, в Новое время – ХУП-Х1Х вв. – этот принцип нашел
воплощение в образе «джентельмена», которому полагалось подражать по мере сил,
а уклонение от подражания осуждалось общественным мнением. Посредственность
становится идеалом. Для людей, не желавших отказаться от своей оригинальности,
оставались сферы искусства и науки, казавшиеся безобидными.
Инерционная фаза – период интенсивного накопления материальных и
культурных ценностей. Жить спокойно и хорошо. Предметов первой и всех
последующих степеней необходимости – в достатке. Л.Н.Гумилев назвал эту
фазу «золотой осенью» этноса.
В этой фазе способность к расширению ареала снижается. Наступает пора
воздействия на ландшафт собственной страны. Растет техносфера – количество
нужных и ненужных зданий, изделий, памятников, утвари – за счет природных
ресурсов. Этнос теряет связь с почвой, т.е. жизнью, и наступает неизбежный упадок.
Облик этого упадка обманчив: на него надета маска благополучия и процветания,
которые современникам представляются вечными, потому что они тешат себя
иллюзиями о неисчерпаемости природных богатств. Но это – утешительный
самообман, рассеивающийся после того, как наступает последний, роковой фазовый
переход.
Люди нетрудолюбивые, нетворческие, но обладающие завышенными
требованиями к жизни, которые в героические эпохи имеют мало шансов выжить,
в мягкое время цивилизации при общем материальном изобилии начинают
размножаться без ограничений, и поскольку являются особями нового склада,
создают свой императив: «Будь таким, как мы», т.е. не стремись ни к чему такому,
чего нельзя было бы съесть или выпить. Следует переход к фазе обскурации.
5.Фаза обскурации.
Завершает пассионарный цикл эпоха так называемой обскурации: отцовское
наследие растрачено, таланты не рождаются, инициатива пропала, этнос не
способен себя защитить. Примером может служить Западная часть Римской
империи. В то время, как Восток бурлил, Запад неуклонно остывал. И в Западной, и
в Восточной империях был один социальный строй, одна религия, один противник –
варвары, нажимавшие на ту и на другую с равной силой. Но Восток отбился, а Запад
пал под их ударами, ибо находился в фазе обскурации.
Субпассионарии выдвигают императив: «Будь таким, как мы», т.е. живи
только для себя. Всякий рост становится явлением одиозным, трудолюбие
подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. В искусстве
идет снижение стиля, в науке оригинальные работы вытесняются компиляциями,
в армии солдаты держат в покорности офицеров и полководцев, угрожая им
мятежами. Ни на кого нельзя положиться, и правитель вынужден применять тактику
разбойничьего атамана: подозревать, выслеживать и убивать своих соратников.
В обществе господствуют, как и в предшествующих стадиях, группы, только
отбор иной – негативный: ценятся не способности, а их отсутствие, не знания, а
невежество, не принципы, а беспринципность. Правящая группа не способна ничего
ни создать, ни сохранить, она способна только паразитировать, разъедать тело
народа, и потому победа субпассионариев ведет их к гибели. Фаза обскурации
ужасна тем, что она является серией резких изменений уровня пассионарности, хотя
и незначительных по абсолютной величине. Адаптация запаздывает, и этнос гибнет
как системная целостность. Носители обскурации исчезают, как дым, и остаются
уцелевшие после всех передряг носители первоначального статического состояния.
Переход к мемориальной фазе ознаменован императивом: «День, да мой».
6.Мемориальная фаза и дальнейшая судьба этноса.
После конца динамических фаз этногенеза уцелевшие люди отнюдь не
становятся хуже, слабее, глупее. Изменяются не люди, а системная целостность.
Пассионарное напряжение столь незначительно, что развитие не идет. Этнос
теряет сопротивляемость и стремление к переменам. Идеалом становится
консервация: «Помни, как было прекрасно». Память о прошлом переживает
инерцию пассионарных импульсов, но удержать ее отдельные люди не в состоянии.
Их усилия не встречают поддержки у современников, хотя они и не бесплодны.
Сочинения поэтов сохраняются как фольклор, шедевры художников становятся
мотивами народного искусства, история подвигов героев превращается в легенду
или былину. Если среди людей этой фазы случайно рождаются пассионарные особи,
они ищут себе применение не на родине, а у соседей.
Дальнейшая судьба потерявшего пассионарность этноса зависит, в первую
очередь, от окружения: при отсутствии хищных соседей он может длительное время
влачить жалкое существование как этнос-реликт. Реликтовых этносов довольно
много, причем часть из них вымирает, часть ассимилируется с другими этносами,
а часть сохраняет свое самосознание, более или менее стабильную численность
и занимаемую территорию. Это – этносы, пережившие себя и находящиеся в
стадии гомеостаза (равновесия с природой). В стадии гомеостаза утрачивается
уже и историческая память. Этнография знает довольно много этносов-изолятов,
благодаря географическому положению не втянутых в общение с другими этносами
или вовлеченных в него только за последние сто лет. Это – статические народы,
у которых жизненный цикл повторяется в каждом поколении без изменений.
Так называемые «отсталые» или «дикие» народы – не дети, а старички. Этносы,
потерявшие былую
соседнего этноса, передаваемой даже не половым путем, а через системные связи
(симбиоз). Примером является контакт пигмеев Центральной Африки с банту,
которые используют их как проводников и платят за это своими изделиями из
железа.
Но когда беззащитный этнос окружен представителями других суперэтносов,
он обречен на полное истребление: англичане устраивали облавы на тасманийцев;
негры банту ловили бушменов для использования их на тяжелых работах, а
их самих обращали в рабство буры. Чтобы отбиваться от беспощадного врага,
этносу приходилось
тратить остатки
энергичные.
Итак, даже на финальных фазах этногенеза необходима пассионарность, хотя
бы заимствованная. И именно поэтому пассионарные толчки не только губят, но
и спасают этносы, находящиеся в ареале толчка. Такой этнос попадает в горнило
переплавки, и при благоприятных условиях из нескольких обломков выплавляется
новый этнос, лишь смутно помнящий о своем происхождении, так как для него куда
важнее дата его нового рождения.
Смерть этноса – это распад системной целостности, а не поголовное
истребление людей, в нее входящих.
7.Обрывы этногенеза.
Инерция пассионарного толчка теряется за 1200 лет при любом, даже
самом благоприятном варианте, но лишь счастливые этносы доживают до своего
естественного конца. В истории наблюдаются постоянные обрывы этногенезов в
самых разных возрастах. Однако, и тут есть статическая закономерность. Этнос,
находящийся в первых фазах этногенеза, практически неистребим и непокорим. Но
этнос, меняющий фазу развития, легко уязвим и может стать жертвой соседа, если
тот достаточно пассионарен.