Понятия правовой культуры и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 23:15, реферат

Краткое описание

Правовая культура - неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на ее началах, является отражением уровня ее развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры - политической, моральной, эстетической. Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи - создание морально-правового климата в обществе, который гарантировал бы личности реальную свободу поведения в соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивал бы ее права, социальную защищенность, уважение ее достоинства, т.е. поставил бы человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие правовой культуры и ее виды.docx

— 16.81 Кб (Скачать файл)

социальные - социальная напряженность  как результат ослабления социальной ответственности государства и  неуравновешенности социальной политики. Нерегулярной оплатой труда, повышением платы за коммунальные услуги, низким уровнем социального обеспечения (при наличии инфляции) государство  вольно или невольно провоцирует (независимо от социально-психологической неустойчивости личности) нигилистическое отношение  к праву и закону;

политические - распад СССР, отмена однопартийной  системы, утверждение идеологического  и политического плюрализма, трудности  формирования политической системы  украинского общества обнаружили неподготовленность демократических общественных сил  к быстрым историческим преобразованиям, отсутствие прагматической демократической  идеологии и политики для переходного  периода. Это привело к политической неустойчивости общества, которая повлекла за собой игнорирование законов;

идеологические - падение прежних  идеалов, низкий уровень правосознания  как следствие разрушения существовавшей ранее системы правового воспитания и только начавшегося формирования новой. Правосознание гражданина оказалось  неподготовленным к снятию криминала  со многих деяний, считавшихся ранее  преступными (спекуляция товарами, частнопредпринимательская  деятельность, коммерческое посредничество и др.), и одновременным вступлением  в действие принципа “дозволено все, что не запрещено законом”. Свободу  выбора гражданин воспринял как  вседозволенность;

юридические:

- в сфере правотворчества - отсутствие  последовательности, логичности, принимаемых  законов и подзаконных актов,  их противоречивость подрывают  веру в качество законов, служат  основанием для правового нигилизма  (напр., нормативные акты о налогах  неконкретны, неполны, казуистичны);

- в сфере правоохранительной  деятельности - слабое раскрытие  преступности, их коррумпированность  создают условия для возможности  обойти закон, порождают неустойчивость  правомерного поведения.

Итак, неупорядоченность законодательства, его нестабильность и противоречивость, низкая правовая культура, неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов и ряд  иных названных выше причин порождают  правовой нигилизм.

В качестве специальных средств  сведения к минимуму правового нигилизма  следует назвать:

- совершенствование правотворчества,  обеспечение должного качества  принимаемых законов (в том  числе уменьшение запрещающих  норм в новом законодательстве  по сравнению с предыдущим), наличие  развитого законодательства, стабильности  и единообразия в регулировании  общественных отношений; 

наличие развитой системы правоприменительной  деятельности; упрочение законности, учет каждой юридической ситуации, повышение роли суда;

повышение эффективности в деятельности правоохранительных органов по предотвращению правонарушений. Необходима систематическая  работа по повышению профессиональной культуры всех субъектов правоохранительной системы, что будет способствовать преодолению недоверия населения  к работе правоохранительных органов;

повышение уровня правосознания и  правовой культуры населения, которое  позволило бы закону работать. Этому  в немалой степени призвано помочь улучшение правовой информации;

качество профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных  лиц.

Важное значение в преодолении  правового нигилизма отведено правовому  всеобучу, в котором роль юриста является ведущей.

Правовое всеобщее обучение (правовой всеобуч) как условие развития правовой культуры

Правовой всеобуч – единая общегосударственная  система изучения законодательства, которая охватывает все слои населения, всех государственных служащих. Правовой всеобуч и правовое образование - по сути одно и то же. Правовое образование, как и правовое воспитание, представляет собой процесс усвоения знаний об основах государства и права, воспитания у граждан уважения к  закону, к правам человека, формирование у членов общества чувства причастности к законности и правовому порядку.

Правовое образование - необходимый  элемент правовой культуры, условие  правовой воспитанности личности. На всех уровнях образования должно проводиться правовое обучение.

Структура образования включает образование: дошкольное, общее среднее, внешкольное, профессионально-техническое, высшее, последипломное, аспирантуру, докторантуру, самообразование (см. ст.29 Закона Украины "Об образовании" от 23.03.1996 г. с  изменениями и дополнениями).

В Украине разработана "Программа  правового образования населения", которая утверждена Постановлением Кабинета Министров Украины от 29.05.1995 г., где, в частности, подчеркивается, что правовое образование является обязательным для всех дошкольных воспитательных, средних образовательных, высших учебных  заведений, учебных учреждений повышения  квалификации и переподготовки кадров, т.е. внимание акцентируется на преемственности  в деле правового образования.

В связи с необходимостью повышения  правовой культуры депутатского корпуса  всех уровней, а также работников исполкомов Советов народных депутатов  и государственной администрации, возникла необходимость в их профессиональной правовой подготовке.

Переход к рыночным отношениям вызвал необходимость в правовом образовании  руководителей, специалистов, должностных  лиц коммерческих корпораций, руководителей  и специалистов народного хозяйства. Правовое образование должностных  лиц имеет целью не только овладение  минимумом правовых знаний, но и  умение их использовать: все управленческие решения должны отвечать «букве»  и «духу» закона.

Важное значение имеет информирование населения о деятельности организаций  юстиции и текущем законодательстве.

Средствами обеспечения такой  информации являются:

- ознакамливающие и разъясняющие  материалы о правовых актах  в прессе (в каждой газете должны  быть рубрики типа "Правовое  образование", "Юридический всеобуч", "Консультирует юрист", "Спрашивайте  - отвечаем");

- правовые радио и телевизионные  журналы типа "Право", "Закон"  и др. в республиканском (Автономная  республика Крым), областных, городских  и районных центрах;

- юридические газеты, целью которых  является распространение правовых  знаний (напр., "Юридичний вісник  України" и др.);

- организационно-образовательные  мероприятия: пресс-конференции,  брифинги, встречи, лекции, беседы, семинары, вечера вопросов и ответов,  консультации и др.

Пресс-конференция - собрание представителей прессы, телевидения, радио, которое  официально созывается управлением  юстиции (возможно совместно с УВД, прокуратурой, областным и арбитражным  судами, организацией союза юристов  и другими) для важной информации правового характера, ответов на вопросы.

Брифинг - короткая пресс-конференция.

Встреча - беседа руководителя или  специалиста с одним или группой  журналистов, как правило, по их инициативе.

Заслуживающим внимания является предложение  о создании справочной информационно-правовой телефонной службы для оперативных  ответов на вопросы индивидов, испытывающих потребность в выборе линии своего поведения с точки зрения соответствия нормам права, закона.

С целью эффективного решения задач  правового обучения граждан необходимо объединение усилий государственных  органов и общественных организаций.

Юридические учреждения (органы внутренних дел, прокуратура, суд, нотариальная контора, юридическая фирма) призваны организовать конкретное участие юристов-практиков  и ученых в разъяснении населению  актов законодательства в информировании граждан о состоянии охраны правопорядка. На представителей юридической профессии  возлагается обязанность обучать  и просвещать общество относительно принципов правового государства, значения независимой судебной системы, возможных и надлежащих способах осуществления их прав и обязанностей.

Функции (основные направления развития) правового всеобуча:

1. правовое образование и воспитание  молодежи;

2. правовое образование депутатского  корпуса всех уровней;

3. правовое образование работников  органов исполнительной власти  на местах;

4. правовое образование работников  органов управления общественных  организаций;

5. правовое образование должностных  лиц коммерческих корпораций - ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных  и иных объединений;

правовое образование правонарушителей в местах лишения свободы и  др.;

методическое обеспечение правового  всеобуча (поддержка совокупности современных  принципов, форм, методов и способов правового образования и информации, активное участие в их осуществлении).

Наряду с обучением граждан  конкретным правовым нормам важно внедрить в общественное сознание прошедшие  испытание временем и проверенные  практикой правовые аксиомы.

Правовые аксиомы должны включать знания о:

1. правовых стимулах - правовых  побуждениях к законопослушному  поведению, которые создают условия  для удовлетворения собственных  интересов субъекта (напр., льгота, право  на собственность и др.);

2. правовых ограничениях - правовых  сдерживаниях противоправного поведения,  которые создают условия для  удовлетворения интересов контр  субъекта, охраны и защиты общества (напр., ограничение дееспособности  детей; установленные законом  избирательные ограничения и  др.).

Задача юридической науки - осуществить  отбор таких юридических аксиом, следование которым исключало бы рассогласование поведения человека с законом. Задача юридической практики (юристов-профессионалов) - внедрить их в правосознание граждан эффективной  профессиональной деятельностью юриста-специалиста.

Профессиональная культура юриста как личности и ее роль в развитии правовой культуры общества

Профессиональная культура юриста неотделима от правовой культуры общества. Чем выше уровень правовой культуры общества, тем выше профессиональная культура юриста. В свою очередь, как  видно из структуры правовой культуры, от профессионализма деятельности юристов  зависит состояние правовой культуры общества и личности - не юриста.

Уровень профессиональной правовой культуры, т.е. правовой культуры профессиональной группы - сообщества юристов, определяется степенью развитости культуры каждого  из его членов, т.е. степенью общего образования, уровнем его квалификации. Каждый юрист на своем рабочем  месте должен соответствовать своей  профессии и тем самым укреплять  не только свой престиж, но и престиж  сообщества юристов.

Юрист - личность. Именно - личность, поскольку  юрист призван стать выше своих  обыденных привычек, желаний: он должен делать свое дело так, как этого требуют  высшие интересы общества. Клиенты  юриста - также личности. Преступники - часто личности сильные, целенаправленные, вести поединок с которыми совсем не просто. Нередко работа над раскрытием и расследованием преступлений - это  схватка между личностями, характерами. Человек формируется в личность в процессе социальной практики. Получение  юридического образования - лишь первый шаг к утверждению себя как  личности. Юридическое образование  должно обеспечить знание и понимание  речи и мастерства, необходимых для  практикующего юриста, включая понимание  правовых и этических обязательств, а также прав и основных свобод человека, признанных законодательством  страны и международным правом.

Теоретический уровень правовой культуры представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма  правового регулирования, всего  правового поля государства, а не только его отдельных направлений.

Правовая культура юриста усматривается  в критическом творческом осмыслении правовых норм, законов, правовых явлений  сточки зрения их гуманистического, демократического и морального содержания.

В культуру юриста входит знание государственного языка Украины, а также особенностей этической культуры и национальных традиций того региона, где юрист  осуществляет профессиональную деятельность.

Профессиональная культура юриста имеет такое содержание:

знание законодательства и возможностей юридической науки.

Тот, кто не знает закона, не может  быть его блюстителем, охранять права  и свободы граждан;

убежденность в необходимости  и социальной полезности законов  и подзаконных актов, в ценности права как меры свободы и справедливости. Общество и государство не может  и не должно терпеть невежд, зазнаек, дилетантов на должностях, которые  связаны с вопросами укрепления правопорядка, законности, охраной  и защитой прав и свобод граждан;

умение пользоваться правовым инструментарием - законами и другими правовыми  актами в повседневной деятельности, прибегать к использованию всех достижений юридической науки и  практики при принятии и оформлении решений.

Профессионализм и справедливость торжествует в юридической практике лишь тогда, когда юрист как служитель  закона честно исполняет свой морально-правовой долг, постоянно повышает свое мастерство и шагает в ногу с достижениями теоретической и практической юриспруденции.

Информация о работе Понятия правовой культуры и ее виды