Потребность в творчестве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:29, реферат

Краткое описание

Представим себе, что перед конструкторами поставлена задача создать новую модель автомобиля. Как сделать машину более безопасной? Как уменьшить расход топлива?Как увеличить долговечность узлов и деталей?Как предотвратить загрязнение атмосферы выхлопными газами?Как при изготовлении машины снизить расход металлов и других материалов? На эти вопросы нужны новые ответы, поиск которых является творческой деятельностью.

Содержание

1. Введение . . . . . . . . . . 2
2. Творчество как психофизиологическая закономерность . . 3
3. Творчество как психолого —педагогическое исследование . 7
4. Заключение . . . . . . . . . 10
5. Список литературы . . . . . . . . 12

Вложенные файлы: 1 файл

Творчество как потребность.docx

— 27.27 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ:

«Потребность  в творчестве»

 

 

 

Выполнил  студент __________________

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

Творчество как одна из потребностей человека.

План

1. Введение . . . . . . . . . . 2

2. Творчество как психофизиологическая  закономерность . . 3

3. Творчество как психолого —педагогическое исследование . 7

4. Заключение . . . . . . . . . 10

5. Список литературы . . . . . . . . 12

1.Введение

Представим  себе, что перед конструкторами поставлена задача создать новую модель автомобиля. Как сделать машину более безопасной? Как уменьшить расход топлива?Как увеличить долговечность узлов и деталей?Как предотвратить загрязнение атмосферы выхлопными газами?Как при изготовлении машины снизить расход металлов и других материалов? На эти вопросы нужны новые ответы, поиск которых является творческой деятельностью.

Что же такое творчество? Этим словом принято  обозначать деятельность, порождающую  нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения. Наиболее ярко творчество проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. Иногда говорят, что это люди творческих профессий. На самом деле не все люди, профессионально занятые наукой, делают открытия. В то же время множество других видов деятельности включает в себя элементы творчества. С этой точки зрения творческой является вся деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность в соответствии с их целями и потребностями. Творчество заключено не в той деятельности, где каждое действие полностью регламентировано правилами, а в той, предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности. Творчество заключается в деятельности, создающей новую информацию и предполагающей самоорганизацию. Необходимость создания новых правил, нестандартных приемов возникает тогда, когда мы сталкиваемся с новыми ситуациями, отличающимися от подобных ситуаций в прошлом.

2.Творчество как психофизиологическая закономерность.

Вопрос  о природе побуждения к творчеству относится к числу самых главных.

Неудовлетворенные потребности, которые не могут быть реализованы из-за моральных запретов, находят социально приемлемый выход  в творчестве. Отсюда следует логический вывод, что чем тяжелее внутренний конфликт художника, чем в большей  степени ущемлены его потребности, особенно потребность в любви, тем  продуктивнее его творческая активность.

В пользу этой точки зрения обычно приводится большое количество фактов, свидетельствующих  о расцвете творческих сил у великих  людей в наиболее тяжелые их жизненные  периоды, после жестоких психических  травм и необратимых потерь. Творчество как единственный способ преодоления  трагедий неразделенной любви - вот  один из самых сильных аргументов, и лучшие образцы мировой поэзии могут служить здесь примером, от сонета Петрарки до лирики наших  современников. Обсуждению и критике  этой концепции посвящена большая  литература, и мы не будем останавливаться  на этом подробно. Заметим лишь, что  сторонники этой концепции обычно закрывают  глаза на большое число примеров прямо противоположных, когда длительные фрустрации и тяжелые переживания убивают творческую активность. Кроме того, не так уж мало великих произведений искусства было создано совершенно счастливыми людьми, и если ранее мы говорили о сонетах Петрарки, то сейчас можем обратиться к значительно более древним поэтическим произведениям. По-видимому, между фрустрацией и творчеством зависимость неоднозначная. Недавно это получило даже статистическое подтверждение в специальном исследовании: проанализированы события жизни и характер творчества великих композиторов и был сделан вывод, что на творческую продуктивность не влияют жизненные стрессы, во всяком случае такие влияния нельзя считать законом, и не сублимация определяет творческий потенциал. Факты убеждают, что своими высокими достижениями и духовным прогрессом человечество обязано не темным подавленным влечениям и не бесперспективным неразрешимым внутренним конфликтам.

В последние годы даже в психоаналитической литературе все более настойчиво звучат утверждения, что творческая активность отражает первичный, свободный  от конфликтов потенциал личности, что это не механизм компенсации  невротических расстройств, а самостоятельная  внутренняя потребность. Но при этом остается открытым вопрос, имеет ли эта потребность биологическую  основу и если имеет, то какую именно.

Мы  полагаем, что творчество - это разновидность  поисковой активности, под которой  нами понимается активность, направленная на изменения ситуации или на изменение  самого субъекта, его отношения к  ситуации, при отсутствии определенного  прогноза желательных результатов  такой активности (т.е. при прагматической неопределенности в понимании П.В. Симонова). О мозговых механизмах поисковой  активности известно пока не очень  много. По-видимому, важную роль в этом поведении играет гиппокамп, который обеспечивает учет статистически маловероятных возможностей, без чего поисковая активность, особенно в сфере творчества, не была бы эффективной.

Наши  исследования, проведенные на человеке и животных, показали, что поисковая  активность значительно повышает устойчивость организма к воздействию самых  разнообразных вредных факторов. Этот эффект почти не зависит от характера эмоций, сопровождающих поисковое  поведение: резистентность к заболеваниям возрастает и при положительных, и при отрицательных эмоциях. Противоположное состояние - отказ от поисковой активности в ситуации, которая не удовлетворяет субъекта, - значительно снижает резистентность индивида и может даже закончиться его гибелью. Особенно важно, что снижение поисковой активности делает субъекта более уязвимым к вредным воздействиям даже в такой ситуации, которая, на первый взгляд, вполне его удовлетворяет. Это значит, что с биологической точки зрения наличие или отсутствие поисковой активности более существенно, чем эмоциональная оценка ситуации.

Мы  предположили, что такое большое  значение поисковой активности для  выживания определяется ее основной биологической функцией. Эта активность представляет собой как бы движущую силу саморазвития каждого индивида, и прогресс популяции в целом  в большой степени зависит  от ее выраженности у отдельных членов популяции. Поэтому, в согласии с  представлениями П.В. Симонова, биологически целесообразно выживание путем  естественного отбора именно тех  особей, которые не склонны реагировать  на трудные ситуации отказом от поиска. Потребность в поиске является двигателем прогресса благодаря своей принципиальной ненасыщаемости - ведь это потребность в самом процессе постоянного изменения.

Творчество, с нашей точки зрения, одна из наиболее естественных форм реализации потребности в поиске. Разумеется, мы учитываем существование наряду с ней других мотивов творчества - потребности в самоутверждении, признании со стороны других членов общества и т.п. Однако мы хотели бы предостеречь от приписывания такого рода мотивам побуждающей силы именно в отношении творчества крупных  художников. Для людей с низким творческим потенциалом так называемые "свободные профессии" - это  чересчур тяжелый хлеб, и они обычно предпочитают другой путь социальной деятельности. Для людей же творчески  одаренных сам поиск нового, в  силу психофизиологических закономерностей, о которых будет сказано далее, приносит гораздо большее удовлетворение, чем достигнутый результат и  тем более - его материальные плоды. История науки и искусства  полна примеров, когда талантливые  люди отказывались от быстрого преуспевания, сопряженного с профанацией творчества. В то же время не так уж часто  встречаются люди творчески одаренные, которые успокоились на достигнутом. По данным Р. Раскина, творческая потенция и самовлюбленность коррелируют гораздо слабее, чем можно было бы ожидать. Да и сама эта невысокая корреляция скорее может быть за счет любви "творчества в себе". С представлениями о ведущей роли стремления к признанию плохо согласуется и опыт ряда выдающихся ученых: по достижении бесспорных и признанных успехов в своей области они внезапно круто меняют сферу исследовательской деятельности, обращаясь часто к заведомо непосильным задачам и рискуя столкнуться с поражением. Но с позиции теории поисковой активности этот опыт вполне понятен.

Творчество, созидание ради созидания, является оптимальной формой поисковой активности еще по одной причине. В случае, если поиск (любой, кроме творческого) безуспешен, его отрицательные результаты приобретают такую большую эмоциональную значимость, что даже перекрывают стремление к достижению цели. Таков один из основных механизмов развития состояния отказа от поиска. В лучшем случае, поисковая активность переключается в другом направлении. Но в процессе творчества, когда единственной целью и главной радостью является постижение или созидание, никакие неудачи не являются настолько психотравмирующими, чтобы заставить прекратить поиск, ибо отрицательный результат - это тоже результат, и он означает только, что необходимо расширить зону поиска. Но если в это время в центре внимания оказываются собственные переживания, если неудачи воспринимаются не с точки зрения их значения для дальнейшей деятельности, а только как угроза престижу, тогда они становятся психотравмирующими и могут вести к внутреннему конфликту и активизации недостаточно изжитых комплексов.

К тому же состояние отказа имеет тенденцию  к иррадиации, к распространению  с одной сферы деятельности на другую. Это особенно характерно для  специфического отказа от поиска путей  решения мотивационного конфликта, который лежит в основе невроза. Известно, что невроз отрицательно сказывается на творческой продуктивности. С нашей точки зрения, в этом проявляется иррадиация отказа от поиска.

Теперь  с позиции всего вышеизложенного  вновь вернемся к представлениям о творчестве как о сублимации нереализованных (фрустрированных) потребностей. Если субъект вынужден отказаться от удовлетворения некоторых потребностей, если за счет этого зона поисковой активности поневоле оказывается суженной, то компенсаторно может усилиться поиск в творчестве. Но в принципе не менее вероятна и другая возможность - вынужденный отказ от поиска способов удовлетворения важных потребностей может оказаться столь травмирующим, что поведение по типу отказа распространится и на другие виды активности, в том числе на творчество. С другой стороны, ориентация на творчество может быть воспитана с самых ранних лет и тогда совсем не обязательно сужение поля жизненной поисковой активности для того, чтобы субъект из всех форм самореализации выбрал именно творчество. Вот почему нет и не может быть однозначной связи между фрустрацией и творческой активностью, и концепция сублимации не дает объяснения всем имеющимся фактам и не может считаться универсальной.

3.Творчество как психолого —педагогическое исследование.

Особое  значение творчество имеет для личностного  развития детей и подростков, так  как им свойственна жажда познания, стремление ко всему оригинальному. Для них творчество - путь вхождения  в общество, социализация. Современная  психология понимает социализацию как  процесс усвоения и активного  воспроизводства социального опыта, осуществляемый в деятельности и  общении и формирующий субъектную позицию индивида, превращающий его  в личность.

Д.И.Фельдштейн отмечал, что растущий человек становится личностью в той мере, в какой у него формируются социальные качества, определяющие его как социальное существо, члена конкретного общества, сознательного, общественно ответственного субъекта. «Сознательно определяя свое отношение к окружающему и проявляя свою социальную значимость, свою человеческую сущность для других людей, используя «других» в качестве не средства, а цели, человек и выступает как личность. Основой и сутью этого процесса становления личности является развитие деятельности».

Л.И.Божович характеризовала личность как человека, достигшего определенного уровня психического развития, на котором человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «я».

По  утверждению А.В.Петровского, «быть  личностью означает осуществлять такие  «вклады» в других людей, которые  бы приводили к изменению их жизни  и судьбы».

Самоценность каждой личности, ее разносторонность, жизненная устойчивость определяют жизнеспособность и перспективу любого коллектива, объединения, организации.

Важнейшей задачей, стоящей перед современной  школой, было и остается целенаправленное формирование творческой личности, отмечала Д.Б.Богоявленская

Развиваясь  как личность, человек формирует  и раскрывает свою собственную природу, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других людей, проявляет себя перед самим  собой. Для ускорения этого процесса надо, с одной стороны, развивать  способности детей (подход Л.А.Венгера).С другой стороны, важная задача - приобщение ребенка к социально значимой деятельности на основе мотивации развития.Форму активности, в которой «хочу» и «могу» выступали бы совместно, поддерживая друг друга, и переходя друг в друга, В.А.Петровский обозначает как устремление.Нам представляется, что это устремление является одной из существенных характеристик социального творчества. Устремленный человек знает, чего он хочет, располагает определенной схемой действий и реализует эту схему на практике, а не грезит.

Чем полнее развита личность, чем шире круг ее социальной деятельности, тем  ярче проявляется ее индивидуальное своеобразие. Функция социального  творчества (у Л.Н.Когана одна из функций  культуры) в формировании личности состоит в пробуждении социальной активности каждого человека, развитие у него потребностей и способностей к творчеству во всех сферах деятельности. Поэтому нельзя сужать понимание творчества только до «создания нового, не имеющего аналогов в прошлом». Творчество - это характеристика деятельности человека, а не только значимость, ценность ее результатов.

Информация о работе Потребность в творчестве