Потребность в творчестве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:29, реферат

Краткое описание

Представим себе, что перед конструкторами поставлена задача создать новую модель автомобиля. Как сделать машину более безопасной? Как уменьшить расход топлива?Как увеличить долговечность узлов и деталей?Как предотвратить загрязнение атмосферы выхлопными газами?Как при изготовлении машины снизить расход металлов и других материалов? На эти вопросы нужны новые ответы, поиск которых является творческой деятельностью.

Содержание

1. Введение . . . . . . . . . . 2
2. Творчество как психофизиологическая закономерность . . 3
3. Творчество как психолого —педагогическое исследование . 7
4. Заключение . . . . . . . . . 10
5. Список литературы . . . . . . . . 12

Вложенные файлы: 1 файл

Творчество как потребность.docx

— 27.27 Кб (Скачать файл)

Став  субъектом социального творчества, школьник принимает участие в  социально значимой деятельности. Л.И.Божович отмечала: «Приобщение к участию в общественно-ценных делах... могут не только снять аффективные переживания и конфликты, но и создать у подростков подъем жизнедеятельности, вызвать положительные переживания и возбудить их творческую активность».

Творчески активными людьми не рождаются, эти  качества можно развить с помощью  специальных методик. Генерация  идей - единственно надежный способ продвижения вперед. Практически  любой человек, если его готовить к умению нестандартно мыслить, может  стать активным новатором, научиться  живо воспринимать и развивать все новое, необычное. Раскрепощая социальную энергию таким образом, мы создаем ребенку условия для самореализации потребностей и интересов, устремлений личности.

4.Заключение

Существуют  и другие взгляды на природу творчества. Так, русский философ Н. А. Бердяев  считал творчество прибавлением, созданием нового, не существовавшего в мире. Он связывал тайну творчества с Богом, который сотворил мир из ничего. В творчестве человека философ усматривает две стороны. Первый творческий акт, по Н. А. Бердяеву,—это интуиция, «внутреннее познание». Второй творческий акт — это реализация продуктов творчества, называемая мастерством, искусством.

В первом — человек свободен, но это  познание внутри самого себя. Во втором —он связан с окружающим миром, материалами мира, зависит от других людей, он уже «отяжелел и охлажден». «Творческое горение, творческий взлет,— пишет Н. А. Бердяев,— всегда направлены на создание новой жизни, нового бытия, но' в результате получаются охлажденные продукты культуры, культурные ценности, книги, картины, учреждения, добрые дела». Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или заглохнуть. Что должен делать молодой человек, чтобы развить в себе творческие способности? Конечно же овладевать культурой, языком, знаниями, способами деятельности. Опыт предшествующих поколений, запечатленный в культуре, включает в себя и опыт творческой деятельности. Но усвоить его можно лишь через собственное приобщение к такой деятельности. Надо учиться задавать вопросы; решать нестандартные, трудные задачи; обдумывать различные варианты решения; сопоставлять несовпадающие точки зрения; общаться с искусством, развивать воображение, фантазию; не верить любому утверждению, а, сомневаясь, проверять его истинность; применять в решении проблемы различные средства, искать их наилучшую комбинацию. И помнить слова великого русского композитора П. И. Чайковского: «Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».

Конечно, масштабы и значение создаваемого нового в разных случаях неодинаковы. Например, изобретение книгопечатания опиралось на известный ранее способ размножения рисунков. Здесь была расширена область применения уже существующих знаний. А создание А. Эйнштейном теории относительности означало возникновение совершенно новой концепции, переворот в науке. Но тот и другой творческие акты имели историческое значение.

Важное  место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий. Потребность, побуждающая к деятельности, может быть источником воображения, фантазии, т.е. отражения в сознании человека явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях.Воображение позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения Известно, что «мертвая петля» — первая фигура высшего пилотажа — была выполнена летчиком П. Нестеровым сначала в воображении, а потом на самолете в воздухе. Фантазия — это необходимый компонент творческой деятельности человека, который выражается в построении образа или наглядной модели ее результатов в тех случаях, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно.

Важнейшим механизмом творчества является интуиция — знание, условия получения которого не осознаются. В интуиции проявляется, таким образом, бессознательное в деятельности человека. В этом случае человек может сказать: «Я не могу доказать свою правоту, но чувствую, что действовать нужно так-то». Решение сложной научной проблемы, над которой исследователь бьется подчас годами, нередко приходит как бы внезапно, в неожиданное время, даже тогда, когда мозг человека занят решением совсем других задач. Знаменитый немецкий ученый Г. Гельм-гольц (1821 —1894) говорил: «Мысль осеняет вас внезапно, без усилия, как вдохновение».

Интуиция  играет большую роль в военной  деятельности. В ходе сражения полководцу приходится принимать решение мгновенно, от этого нередко зависит победа или поражение. Немецкий военный теоретик К. Клаузевиц (1789—1831) писал: «Умственная деятельность здесь (на войне) покидает область строгого знания — логики и математики и превращается в искусство в более широком смысле этого слова, то есть в умение интуитивно выбрать из бесчисленного множества предметов и обстоятельств важнейшие и решающие».

Но  бессознательное в творчестве тесно  связано с сознательными усилиями, направленными на решение возникающих проблем. Прежде чем счастливая мысль «озарит» ученого или полководца, изобретателя или поэта, немало трудов бывает затрачено на поиск решения, анализ различных его вариантов, накопление подходящего материала. Психологи считают, что на пути к верному решению происходит сознательное изучение проблемы и бессознательное накопление образов, четкое осознание задачи и бессознательное нахождение ее решения. Открытие не возникает на пустом месте, оно опирается на прошлый опыт и накопленные знания. Но ключом к решению может стать неосознанная часть предшествующего опыта, его «побочный продукт».

5.Список литературы.

1.     Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества.Художественное творчество. Сборник. - Л., 1982.

2.     Л.Н.Боголюбов,Л.Ф.Иванова и др.Человек и общество. Просвещение 2001.


Информация о работе Потребность в творчестве