Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:03, курсовая работа
Цель исследования: определение специфики оказания социально-медицинских услуг населению;
На основании данной цели ставим следующие задачи:
изучить научную, популярную, методическую и специальную литературу по теме исследования;
определить специфику и условия оказания социально-медицинских услуг населению;
составить технологическую карту: «практическая деятельность социального работника при оказании социально-медицинских услуг населению».
Введение…………………………………………………………………………...5
I. Социально-медицинские услуги населению……………………………….8
1.1. Социально-медицинские аспекты социальной работы………………..8
1.2. Перечень медико-социальных услуг согласно ГОСТ Р 52143-
2003………………………………………………………………………15
1.3. Условия предоставления социально-медицинских услуг
населению……………………………………………………………...18
II. Практическая деятельность социального работника при оказании
социально-медицинских услуг………………………………………………21
2.1. Характеристика медицинского учреждения……………………….….21
2.2. Индивидуальный план оказания социально-медицинских
услуг клиенту в медицинском учреждении…………………………2
2. Практическая деятельность социального работника при оказании социально-медицинских услуг
2.1. Характеристика медицинского учреждения
Социальная направленность данного учреждения – это, прежде всего больница, где пребывают пациенты с различными заболеваниями и проблемами с социальным окружением. Сроки пребывания пациентов в стационаре варьируются от полутора недель до нескольких месяцев в зависимости от тяжести заболевания и возрастной категории.
Больница состоит из семи отделений, каждое из которых имеет свою специфику. Второе и третье отделение включает в себя мужчин и женщин и носит название «острое». Поскольку больница не имеет достаточных средств для расширения своей материальной базы, нет возможности создать на основе данных двух отделений ещё одно, куда можно было бы перевести мужчин и женщин с заболеваниями, перешедшими в стадию хронических. Это, как замечают сотрудники больницы, значительное упущение. В остром отделении ведётся по большей части диагностическая работа.
Четвёртое отделение – геронтологическое – предполагает в основном уход за пожилыми людьми, заключающийся в удовлетворении их бытовых и физиологических потребностей.
Пятое и шестое отделение – детское и подростковое. Там весьма успешно ведётся большая коррекционная работа. Дети и подростки проходят обучение под руководством специальных педагогов.
В каждом из этих отделений деятельность социального работника имеет свои особенности. Вообще, специфика работы данного учреждения в том, что специалисты работают в командах по 4 человека на каждое отделение. В этот состав входит лечащий врач, медицинская сестра, социальный работник и психолог. Когда поступает очередной клиент, собирается консилиум, на котором решается характер последующей работы с клиентом.
Деятельность больницы отображена и в официальных запросах, которые могут носить межбольничный характер (когда пациента переводят из одного учреждения в другое), могут быть направлены в администрацию (районную, городскую), в паспортный стол, суд (решение жилищных и иных правовых вопросов пациента), в пенсионный фонд (когда, например, решается вопрос о переведении пенсии пациента не по месту жительства, а по месту пребывания).
В учреждении ведётся регистрационный журнал учёта лиц БОМЖ. Таких пациентов регистрируют по месту нахождения
Также на каждого клиента ведутся истории болезни. Этот документ находится под строгим контролем, хранится 50 лет в архиве больницы и выдаётся на руки пациенту только при наличии запроса, либо переводится в то учреждение, куда вновь поступает пациент.
Основными службами, с которыми работает больница, являются:
- правовые органы;
- пенсионные фонды;
- другие медицинские учреждения;
- отделы социальной защиты населения;
- службы занятости.
Если говорить о планах по улучшению условий существования пациентов больницы, то здесь планируется создание психотерапевтического кабинета (или кабинета психосоциальной коррекции), который предполагает сотрудничество социального работника и психолога. Это будет центр досуга, релаксации и социализации пациентов, их подготовки к самостоятельной жизни.
Статус социального работника, как отмечают сами сотрудники больницы, в настоящее время достаточно низок. Каждый отдельный работник зарабатывает его на протяжении многих лет службы. Здесь немаловажное, если не сказать первостепенное, значение имеют связи. Ведь многие проблемы клиента (в данном случае – пациента) можно решить только благодаря личным знакомствам. Не всякая организация или социальная служба возьмётся помочь социальному работнику в разрешении тех ситуаций, которые не входят в их компетенцию. Социальному работнику очень важно наладить отношения с коллегами из других подразделений учреждения. Личные и профессиональные качества соц. работника играют также огромную роль в ежедневных делах. Индивидуальный подход, коммуникабельность, культура общения, глубокое понимание жизненной ситуации человека, образованность – вот те качества, которые я выделила в социальном работнике за время прохождения практики.
2.2. Индивидуальный план оказания социально-медицинских услуг клиенту в медицинском учреждении.
Социальный работник работает в постоянном контакте с лечащими врачами и выполняет следующие функции.
1. Знакомство с клиентом (приложение 1);
2. Проведение первичной социально-психологической диагностики (приложение 2);
3. Помощь в заполнении личной карточки клиента (больного);
4. Ежедневная диагностика психологического состояния больного;
5. Работа с родственниками больного (Приложение 3);
6. Работа с медицинским персоналом, работающим непосредственно с клиентом с целью консультирования об его эмоционально-психологичесских особенностях;
7. Для решения тех или иных социальных вопросов посещает родственников больных на дому.
8. Изучение потребности больных в тех или иных покупках в соответствии с их доходами. Составление списка необходимых покупок.
9. Получение денежных средств по доверенности больных для осуществления покупок.
10. Осуществляет получение пенсий по доверенности больного.
11. Осуществление оформления документов при выписке клиента.
Приложение 1
Информационная карта
Первая встреча с клиентом
1. Время первой встречи должно быть удобным для клиента, и об этом нужно договориться заранее.
2. Наметить вопросы, которые необходимо задать клиенту, чтобы встреча была более эффективной.
3. Необходимо продумать манеру своего поведения – она должна быть достаточно деловой, спокойной и доброжелательной, но ни в коем случае не сухой.
4. Одежда не должна привлекать к себе внимание, так как это сделает общение малоэффективным.
5. Беседу с клиентом нужно начинать с приветствия и представления.
6. При первой встрече социальный работник должен оставаться пассивным слушателем, внимательно слушать и внимательно наблюдать за поведением и эмоциональными реакциями клиента.
7. Сидеть необходимо так, чтобы клиенту были видны ваше лицо, жесты, мимика, движения губ и эмоции. При этом лицо социального работника должно быть хорошо освещено.
8. Говорить лучше медленно, простыми, доступными словами.
9. Необходимо предложить пожилому человеку совместно обсудить время следующей встречи.
Приложение 2
Первичная социально-психологическая диагностика
Ответьте на представленные вопросы, подчеркивая нужный вариант ответа
№ | Вопрос анкеты | Вариант ответа |
1. | Укажите Ваш пол
| Мужской Женский |
2. |
Укажите ваш возраст | 20-29 лет; 30-39 лет; 40-49 лет; 50-59 лет; 60-70 лет; Более 71 года |
3. | Уровень Вашего образования | Основное общее; Начальное профессиональное; Среднее профессиональное; Высшее профессиональное; Неоконченное высшее; Более одного высшего. |
4. | Какие из видов социальных услуг Вы получаете: | материальная помощь социальное обслуживание на дому социально-реабилитационное обслуживание срочное социальное облуживание консультативная помощь |
5. | Какие виды социальных услуг Вы бы хотели получать:
| материальная помощь социальное обслуживание на дому социально-реабилитационное обслуживание срочное социальное облуживание консультативная помощь |
6. | Как Вы оцениваете работу специалистов медицинского учреждения | Доброжелательность Внимательность Квалифицированность Грамотность и оперативность в решении вопроса Ваш вариант ____________________________ ______________________________ |
7. | Какая работа на Ваш взгляд должна вестись с пациентами мед. учреждения? | Религиозные отправления Досуговые мероприятия Спортивные мероприятия Ваш вариант ___________________________ ______________________________ |
8. | К какой категории граждан Вы относитесь:
| трудоспособный гражданин инвалид пенсионер |
Спасибо, что приняли участие в опросе.
Приложение 3
Информационная карта
Работа с родственниками больного
В процессе общения социального работника следует руководствоваться следующими правилами и рекомендациями:
1) Создание благоприятной обстановки, располагающей к общению (не следует вести беседу между делом в коридоре, на лестнице и т.д.), родственников необходимо пригласить в кабинет;
2) Для установления психологического контакта имеет значение: внешний вид, голос, внешний вид, мимика, жесты и т.д. (не следует говорить между прочим, смотреть на время, показывать свое безразличие и пр.).
3) Внимательно выслушать проблемы, связанные с больным родственником.
4) Устанавливать партнерские взаимоотношения с родственниками, так как преследуется общая цель – оказать помощь клиенту и родственнику.
5) Оценить ситуацию с точки зрения родственника.
6) При необходимости привлечение специализированного психолога.
7) Проводить информационные консультации по особенностям ухода за больным родственником при том или ином заболевании.
8) Выявить причины беспокойств родственников и не оставлять их без внимания.
9) При желании родственников или пациента проводить патронаж и после выписки из больницы.
Список использованной литературы
1. Григорьев С.И., Гусляков Л.Г., Ельчанинов В.А. Теория и методология социальной работы. М.: 2008.
2. Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением. М., 2011
3. Павленок П.Д. Основы социальной работы. М., 2010.
4. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика. М., 2011.
5. Черносвитов Е.В.. Прикладные методы социальной медицины. Спб, 2010.
6. Черносвитов Е.В. Социальная медицина. Спб, 2011.
7. Шмелева С.В., Татарина В.Г. Соледжание и методика социально-медицинской работы. М., 2009.
8. http://www.ivszn.ru/ сайт Департамента социальной защиты Ивановской области.
27