Предмет и основные категории этносоциологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 04:25, контрольная работа

Краткое описание

Идеологические догмы советского времени, толкование внутри - и межэтнических отношений только как интернационалистских длительное время сдерживали этносоциологические исследования и определяли их характер. Раскрепостившаяся в период преобразований 80-90-х годов этносоциология развивается в настоящее время по четырем основным направлениям:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Предмет и основные категории этносоциологии…………………………….5
2. Межэтнические отношения…………………………………………………....8
3. Современные тенденции развития этносов…………………………………11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 30.98 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Кузбасский государственный  технический университет имени  Т.Ф.Горбачева»

 

Кафедра социологии, политических отношений права

 

 

Учебная дисциплина «социология»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ №22

 

 

 

 

 

Выполнила:

Ст. гр. СДз-09

Федосова И.Б.

Проверил:

Ештокин С. А.

 

 

 

КЕМЕРОВО 2013

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Предмет и основные  категории этносоциологии…………………………….5

2. Межэтнические отношения…………………………………………………....8

3. Современные тенденции  развития этносов…………………………………11

Заключение……………………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной  из  структурных  подсистем  общества  является  этническая.   По отношению к составляющим ее  элементам  -  этносам  она  представляет  собой систему, но каждый этнос - это тоже система, причем, система базовая.

Этнический  состав  населения  Земли  сложился   в   ходе   длительного исторического  развития  в  результате  сложных  этнических  и  миграционных

процессов. В настоящее  время  на  планете  проживает  около  четырех  тысяч

этносов  - от небольших по численности (тодо - Индия, ботокуды  -  Бразилия,

алакалуфы и яманы - Аргентина  и  т.д.)    до  многомиллионных  (американцы,

японцы, русские и др.).

Этносы являются объектом непосредственного  и  опосредованного  интереса нескольких наук:

- социальной антропологии, изучающей  примитивные  сообщества;

- этнографии, описывающей сходство  и  различия  между  народами;

- этнологии, исследующей этногенез  (происхождение этносов), их основные  характеристики  и свойства;   

- этноконфликтологии,    изучающей    психологические     аспекты межэтнических противоречий.

Этносоциология - пограничная отрасль  знания, возникшая  на  стыке  двух наук:  этнологии  и  социологии.  Этносоциология  изучает  этническое  через призму социального, а значит,  рассматривает  социальные  проблемы  этносов, происходящие в  них  социальные  процессы  и  межэтнические  отношения.  Эта научная  дисциплина  занимается  сравнительными   исследованиями   различных этнических  групп,   специфики  проявления   в   них   социальных   явлений.

Этносоциология - это отечественное  изобретение второй  половины  60-х  годов ХХ века.  На  Западе  исследования  этносоциологического  характера  ведутся давно, но они не были оформлены в особую  отрасль  знания  и  осуществлялись под эгидой культурной и социальной антропологии. Но  в  60-70-х  годах  и  в Европе  (в   частности,   в   Голландии)   возникло   направление,   близкое отечественной этносоциологии, представителями которого являются А.Инкельс, М.Хехтер, Ван ден Берге и другие.

Идеологические догмы советского времени, толкование    внутри -    и    межэтнических     отношений     только     как интернационалистских   длительное   время   сдерживали   этносоциологические исследования  и  определяли  их   характер.   Раскрепостившаяся   в   период преобразований 80-90-х годов этносоциология развивается  в  настоящее  время по четырем основным направлениям:

1) всестороннее изучение жизни  этносов  в ее социально-экономическом, социально-политическом  и  духовном  воплощении;

2) анализ   современных   внутриэтнических   процессов;

3) исследование актуальных вопросов  межэтнических отношений;

4) осмысление  ошибок  прошлых лет в  области этнической политики. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Предмет этносоциологии.

Этносоциология - новое научное направление, возникшее на стыке этнографии и социологии. Во второй половине 60-х годов ХХ ст. В странах Востока этносоциология выделялась в самостоятельную отрасль знаний. Понятие Этносоциология состоит из двух слов разного происхождения: этнос (латин. ethnos - общество, род, племя, народ) и социология (лат. societas - общество, игрец. Logos - учение). Дословно этносоциология - учение о национальности общества. Однако, суть понятия Этносоциология - область социологии, исследующая происхождение, сущность, функции различных, этносов (род, племя, народность, нация) с целью выявления общих закономерностей, их взаимодействия и выработки механизмов вписывания в систему социальных отношений, которые сложились. Иначе, этносоциология изучает социальные аспекты жизни и деятельности этнических образований, а также национальную специфику социальных общностей и отношений. 
Возникновение научного направления этносоциологии обусловлено интересами науки и общественной жизни. Национальные проблемы изучают различные науки: философия, история, юридические, экономические и др. Каждая из них имеет предметную область, что позволяет проанализировать все стороны развития и взаимодействия этнических общностей. В 40 - 60-х годах ХХ века во всем мире, в связи с мощным подъемом национально-освободительного движения возрастает значение этносоциальных знаний. Этносоциология имеет предмет исследования: этносы и Этносоциальные процессы, национально-региональные особенности социальной структуры народов и другие, то есть ту сферу знаний, фактически выпадает из поля зрения философов, экономистов, историков, этнографов и других специалистов. Этносоциология исследует социально значимые явления в быту и культуре людей разных национальностей, социальную обусловленность изменений в национальной культуре, в том числе в языке, национальных ориентациях, ценностях национальных традициях и обычаях, социальную определенность этнического самосознания межнациональных отношений.

Основные категории этносоциологии.

Этническая общность – группа людей, которые связаны между собой  общим происхождением и длительным совместным существованием. В процессе долгой совместной жизнедеятельности  людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких  признаков относятся язык, особенности  бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа или этноса. (В некоторых языках, а нередко и в научной литературе термины «народ» и «этнос»  употребляются как синонимы.) Данные признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, прежде всего  общность своего происхождения и  тем самым свое этническое родство. В то же время он отличает себя от других народов, которым свойственны  свое происхождение, свой язык и своя культура.

Этническое самосознание народа рано или поздно проявляется во всем его  самосознании, в котором фиксируются  его происхождение, унаследованные традиции, понимание им своего места  среди других народов и этносов.

Этнические общности называют также  кровнородственными. К ним относятся  кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья.

Семья – это наименьшая кровнородственная  группа людей, связанных единством  происхождения. Она включает бабушек, дедушек, отцов, матерей и их детей.

Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды в свою очередь  объединяются в кланы.

Клан – это группа кровных  родственников, носящих имя предполагаемого  предка. Клан сохранял общую собственность  на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени  кланы до сегодняшних дней сохранились  в различных уголках мира (на Кавказе, в Африке и Китае, у американских индейцев). Несколько кланов, объединившись, составляют племя.

Племя – более высокая форма  организации, охватывающая большое  число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходит до десятков тысяч человек.

В ходе дальнейшего культурного  и экономического развития племена  преобразовывались в народности, а те – на высших стадиях развития – в нации.

Народность – этническая общность, занимающая на лестнице общественного  развития место между племенем и  нацией. Народности возникают в эпоху  рабовладения и представляют собой  языковую, территориальную, экономическую  и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.

Нация – автономная, не ограниченная территориальными рамками общность людей. Представители одной нации  уже не имеют общего предка и общего происхождения. У нее обязательно  должны быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и  культуре.

Нация возникает в период преодоления  феодальной раздробленности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени политической организации классы, внутренний рынок  и единый хозяйственный уклад, собственная  литература и искусство.

2. Межэтнические отношения.

- это отношения между  этносами как субъектами межнационального, межэтнического взаимодействия и отношения. Основателями изучения межэтнических отношений являются Г. Гарфинкель, В. Вундт, Э. Богардус, перешедшие от описательных характеристик этносов к количественным измерениям проявлений национальных особенностей сознания и поведения людей. В теориях межэтнических отношений американских социологов важное место занимают проблемы сосуществования этнических групп на одной территории в ретроспективе истории Америки. Проблемами этнических меньшинств занимался Луис Вирт, внесший вклад в изучение проблем урбанизма. Он определяет «группу меньшинств» как совокупность людей, обращение с которыми является отличным от обращения с др. членами общества из-за характерных для них физических или культурных особенностей. Группы меньшинств часто являются объектами предрассудков или суждений, соответствующих стереотипным представлениям. В теории расового угнетения, разработанной Р. Блаунером, проводится аналогия между обращением с группой меньшинства и практикой межд. колониализма. Выделены след. 5 компонентов колониальных отношений: 1) навязывание туземцам господствующей культуры; 2) стремление изменить и контролировать культуру туземцев на основе господствующей культуры; 3) полит. господство; 4) эконом. эксплуатация; 5) идеология, оправдывающая власть господствующей группы. Американские социологи Дж. Симпсон и Дж. Мильтон Уингер, классифицируя др. типы отношений между группами большинства и меньшинства, выделяют 6 категорий отношений: а) ассимиляция, или полное уничтожение группы меньшинства насильственным способом или путем постепенного смешения групп; б) плюрализм, или сохранение различий среди групп меньшинств, а также готовность господствующей группы поддерживать эти различия; в) законодательная защита меньшинств, или «официальная» гарантия самостоятельности групп меньшинства; г) перемещение населения, или меры по изгнанию группы меньшинства из общества; д) порабощение на длительное время, или господство одной части населения над другой, сравнительно малочисленной группой. Благодаря работам основоположников отечественной школы этносоциологов и этнопсихологов: Б. Ф. Поршневу, Ю. В. Бромлею, Ю. В. Арутунян, Л. М. Дробижевой и др. в отечественной науке сформировались свои особенности изучения межэтнических отношений. В советской этносоциологии межэтнические отношения так же, как и в мировой науке, рассматривались в широком и более узком - социально-психологическом плане, но отечественные исследователи изучают межэтнические отношения комплексно с учетом этносоциологии, политической социологии и социальной психологии. В. Н. Иванов, И. В. Ладодо, М. М. Назаров, Г. Ю. Семгин рассматривают их в контексте социальной стратификации. А. Г. Здравомыслов анализирует гл. о. конфликтные ситуации в межэтнических отношений. Большинство отечественных ученых специализируется на изучении межэтнических отношений в республиках и областях РФ, поэтому фундаментальные исследования по автономным округам - редкость, среди немногих, кто занимается этим, следует назвать В. В. Мархинина и И. В. Удалову. В последнее время ведутся острые споры о механизмах этнической политики и моделях нации, позволяющих более эффективно управлять межэтническими отношениями В 1960-1970 гг. Институт этнографии АН СССР (в настоящее время - Институт этнологии и антропологии РАН) проводил исследования межэтнических отношений в республиках бывшего СССР. Этносоциологи работали над масштабным проектом «Оптимизация социально-культурных условий развития и сближения наций в СССР». В данном проекте используется термин «оптимизация межнациональных отношений», который по своему смыслу близок к термину «гуманизация межнациональных отношений», но его содержание несколько уже, поскольку в контексте советской национальной политики он предполагал в первую очередь создание однотипной социально-классовой системы и уравнивание социальных статусов всех этнических групп, входивших в состав СССР. На сегодняшний день Институтом социально-политических исследований РАН, Институтом этнологии и антропологии РАН, а также региональными исследовательскими центрами реализуется целый ряд проектов по изучению отношений в «этнопроблемных» регионах России и «ближнего зарубежья», особо обращается внимание на проблему гармонизации межэтнических отношений. Понятие гармонизации межэтнических отношений близко по содержанию с понятиями культурного плюрализма, мультикультурализма и интегрированного многообразия, которые подразумевают сохранение этнокультурной идентичности не доминирующих групп населения, а также их равную интеграцию в полиэтническое общество. В работах российских ученых гармонизация межэтнических отношений рассматривается в основном как управленческий процесс, что в некоторой степени сужает содержание данного понятия. Концепция гармонизации межэтнических отношений должна рассматривать данное явление не только в качестве многофакторного, многоуровневого и полисубъектного социального процесса, но и как результат этого процесса - в качестве относительно гармоничной модели отношений между этническими группами. Методология и методика исследований межэтнических отношений значительно изменилась по сравнению с предыдущим периодом. В настоящее время более широко применяются социально-психологические методики, для характеристики межэтнические отношения используются понятия и проблематика социальной дистанции и этнические границы. Изменилась и парадигма изучения этнических проблем, наметился переход к конструктивистскому рассмотрению этничности как символической категории, продукта межгрупповых отношений.

3. Современные тенденции развития этносов.

Тенденции развития современных государств и правовых систем исследователи в значительной степени связывают с явлениями, с которыми определенным образом взаимосвязаны государство и право, на которые они воздействуют либо испытывают с их стороны воздействие. К таким явлениям, как правило, относят общество, политическую и экономическую системы, культуру, природу. К явлениям, оказывающим все возрастающее воздействие на деятельность государства и права относят и этнос.

В современном мире наблюдается  значительное возрастание роли этнических факторов в социально-экономических, политических, демографических и других внутренних, региональных и мировых процессах. Не будет преувеличением сказать, что современный мир переживает своеобразный "этнический ренессанс".

Сформировавшийся этнос выступает  как социальный организм самовоспроизводящий  себя на основе передачи новым поколениям исторического опыта и культуры. В процессе развития этноса, каждый этнос проходит несколько исторических этапов и соответствующих им типов  этнической общности. Исторически развиваясь этнос проходит стадии племени, народности и нации.

Первоначально, основой для объединения  служили брачные связи между  родами — фратриями. В дальнейшем, по мере освоения общей территории и развития производственных сил, возникает  общность экономических и политических интересов, что приводит к формированию племенной организации.

Высшей ступенью развития племенной  организации, предшествующей появлению  государства, является союз племен. Он возникает путем объединения нескольких племен для достижения конкретной цели, будь то война, сооружение ирригационной системы или миграция, и является переходным состоянием этноса от племени к народности.

Народность — вид этноса, сформированный на основе консолидации племен, вызванной  укреплением социально-экономических  и политических связей между ними, и характерной общностью культуры, языка и образа жизни. Главными показателями формирования народности является возникновение  государства и общей религии. Развитие социальных связей внутри государства, переход от натурального к товарному  хозяйству и установление капиталистических  экономических отношений, предопределяет возникновение на основе народности более совершенной формы этноса — нации.

Традиционно в российской социологии используется следующее определение  нации: "Нация — исторические сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, психического склада, жизни, проявляющаяся в общности культуры".

Информация о работе Предмет и основные категории этносоциологии