Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:42, реферат
Актуальность данной работы объясняется тем, что нам необходимо знать, как устроено человеческое общество, где сосредоточена власть, какие чувства управляют нашим поведением, и как наше общество стало таким, какое оно есть сегодня. Социология дает уникальную возможность приоткрыть завесу, плотно скрывающую первоосновы социальной жизни, и тем самым преодолеть убеждение, что вещи всегда таковы, какими они нам кажутся.
Введение 2
Глава 1. Сущность современной социологии 4
Глава 2. Объект и предмет социологии 7
Глава 3. Задачи и функции социологии 13
Заключение 17
Список литературы 18
Конечно же, объектом социологического познания есть общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п. Объект социального исследования содержит социальное противоречие, проблему, которая подлежит научному анализу. Объектом могут стать любые стороны социальной реальности, но лишь после того, как они включены в процесс социологического познания, осмыслены и выделены. Однако социальный объект обладает множеством качественных и количественных характеристик и может изучаться различными общественными науками. Социальные общности изучаются философией, политэкономией, психологией, политологией, историей. Социолог же выделяет в социальном объекте те свойства и отношения, которые необходимы для познания явлений общественной жизни, исследования становления, функционирования и развития социальных систем. Ввиду того, что социальная система может обнаруживаться на различных уровнях социальной действительности, то при разработке одной и той же проблемы возможно обращение к различным социальным объектам.
В отличие от объекта науки, ее предмет - это существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых необходимо для решения теоретической и практической проблематики. Предмет исследования предполагает объект, но не совпадает с ним. Предмет социологического исследования обусловливается свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед социологом, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он располагает. Надо сказать, что один и тот же социальный объект может изучаться с целью решения различных научных проблем, а предмет исследования обозначает границы, в пределах которых объект изучается в конкретном исследовании. Согласно сложившейся традиции при определении предмета социологического познания, выделяются ключевые, те или иные социальные явления. Обычно к ним относят человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и т.д.
Естественно, общество объективно состоит
из различных социальных общностей,
эта свойственная черта любого человеческого
объединения, обусловленная многими
общими, специфическими факторами. Между
социальными общностями, внутри них,
а также между общностями и
отдельной личностью не только могут,
но и реально возникают
3. Задачи и функции социологии
Установив предмет социологии и определив ее своеобразие как самостоятельной многоаспектной науки, можно сформулировать ее основные задачи и функции.
Если ограничиться только наблюдением за социальными процессами и явлениями, а затем изложить их, это еще не будет социологией. Социология - нечто большее: она должна быть руководством для изучения общества, всех форм взаимодействия в нем различных индивидов и групп. Следовательно, одной из основных задач социологии является изучение социальных факторов, понимание социальных отношений и взаимодействий, в которые вступают отдельные индивиды, их группы и общности и которые создают своей сложной совокупностью живую и развивающуюся социальную ткань общества.11
Вторая задача социологии заключается в том, чтобы из всей совокупности изучаемых процессов и явлений выделить основные, воспроизводимые в потоке социальных событий, повторяющиеся, и на этой основе определить основные социальные статусы и роли, осуществляемые людьми, т.е. социальную структуру общества не только в ее статике, но и в динамике, в процессе изменения и развития.
Третья задача социологии состоит в том, чтобы объяснить развитие общества как структурированную социальную действительность. Понимание того, какой социальный каркас, какая структура составляет основу общества, очень важно, но этим пониманием не исчерпываются ее задачи. Очень важно правильно объяснить назначение различных социальных структур, их место и роль в развитии общества. Существует несколько методов объяснения социальной действительности, которые воплощаются в нескольких типах ее истолкований. Наиболее употребляемыми в социологии являются следующие способы объяснения: каузальное, или причинное объяснение (из-за наличия X возникает У); функциональное объяснение (X способствует существованию и эффективному функционированию системы S); диалектическое (X есть следствие событий или процессов, происходящих вследствие противоречия или конфликта между У и Z); целевое (некая социальная группа Р произвела У, т.к. стремится добиться X).12 В структурной (П. Сорокин) и структурно-функциональной (Т. Парсонс) социологии первые три типа истолкований можно использовать без особых проблем, в то время, как целевое объяснение социальных процессов и явлений является проблематичным. Большинство исследователей сомневается в том, что целое общество или даже определенный социальный институт может действовать ради достижения какой-либо цели, считая, что целевые действия характерны для индивидов, в лучшем случае - для групп. «Понимающая» социология М. Вебера сделала целевое объяснение человеческих поступков даже своим доминирующим типом понимания и объяснения, но и никто иной, как Вебер восставал против применения в социологическом объяснении таких всеобщих категорий, как «государство», «народ» и т.п.
Четвертая задача социологии предопределяется
тем, что на основе выявления тенденций
и закономерностей
И, наконец, пятая задача социологии
как науки состоит в том, чтобы
на основе выявления тенденций и
закономерностей социального
Функции социологии как
науки могут быть сведены к следующему:
1. Познавательная функция, имеющая
своей целью и содержанием изучение общества
и понимание его структуры, особенностей
взаимодействия в обществе различных
индивидов и их групп. Она позволяет ответить
на вопрос: «Каково общество, в котором
мы живем?»
2.Концептуально-описательная функция, предоставляющая исследователю и изучающему социологию определенную систему теорий, понятий и категорий, а также правил описания, отражающих особенности социальной реальности. Она позволяет ответить на вопрос «Что и как делается в обществе?»
3. Оценочная функция, т. е. осуществление оценки того, соответствует или нет то или иное общество, существующие в ней социальные организации и институты, права и нормы ожиданиям индивидов и социальных групп, их нуждам и потребностям и целям. Она отвечает на вопрос: «Справедливо или несправедливо наше общество, демократично оно или нет?»
4. Объясняющая функция, дающая научное объяснение социальным явлениям, событиям и процессам на основе выявленных фактов, тенденций и закономерностей. Она позволяет ответить на вопрос «Почему в нашем обществе происходит именно так, а не иначе?»
5. Мировоззренчески- идеологическая
функция, претворяющая в жизнь определенные общественно-политические
идеалы. Она отвечает на вопрос: «Во имя
чего, для каких целей осуществляются
те или иные социальные действия?»
6. Прогностическая функция, т.
е. выявление прогнозов на основе познания
тенденций и закономерностей социального
развития, построение наиболее вероятных
сценариев тех или иных событий в будущем.
Она отвечает на вопрос: «Что может произойти
в обществе в будущем?»
7. Управленческая функция, связанная с тем, что выявив тенденции и закономерности социального развития, определив прогнозируемые варианты тех или иных вариантов в обществе, - социология способна стать действенным инструментом социального управления процессами, протекающими в обществе. Она дает возможность ответить на вопрос: «Как лучше, эффективнее управлять социальными процессами?»
8. Образовательная (обучающая) функция, вытекающая из того, что социология, определив социальную сущность тех или иных процессов и явлений, выявив тенденции и закономерности их развития, осуществив прогноз их изменений в будущем, - способна через систему учебных заведений и различные институты повышения квалификации кадров широко тиражировать и распространять социологические знания и оценки. Она отвечает на вопрос: «Что нужно знать об обществе, как лучше использовать эти знания?»
Все эти функции органично
Заключение
Подводя итог, следует подчеркнуть, что социология - наука о социальном в различных его проявлениях, раскрывающая закономерности возникновения, функционирования и развития социальных образований различного уровня и отношений между ними.
Как и любая другая наука, социология имеет свой метод - социологический метод, - который разделен на две группы: общенаучные и частно-научные.
Социология представляет собой разветвленную систему знания. Она включает общую социологическую теорию о становлении, развитии и функционировании общностей различных уровней и об отношениях между ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей теорией; эмпирические исследования. Социология как система знания опирается на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения связываются воедино на базе фундаментальных принципов истолкования социальных явлений и процессов.
Свою роль в современном обществе социология, как наука, определяет через функции, которые она выполняет.
В системе наук об обществе социология занимает ведущее место. Во-первых, социология дает другим общественным наукам научно обоснованную теорию общества и его структурных элементов. Во-вторых, представляет другим наукам технику и методику изучения человека и его деятельности, а также методы измерения этой деятельности.
Список литературы:
1. Е.М. Бабосов.
Общая социология. Издание 2-е, стереотипное.
Минск, 2004. http://gendocs.ru/v36254/%D0%
2. Григорьев
С.И.,Растов Ю.Е. Основы современной социологии.
2001 - http://sbiblio.com/biblio/
3.Зборовский Г.Е. Общая социология. 3-е
изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004 - http://www.alleng.ru/d/sociol/
4.Зборовский Г.Е. Орлов Г.Г. Введение в
социологию. 1992 - http://www.bibliofond.ru/view.
5.Краткий словарь по социологии. М., 1989
- http://rudocs.exdat.com/docs/
6.Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Учебник для вузов - М.: Норма, 2003 - http://bookfi.org/book/579423;
7.Тощенко Ж.Т.Социология 2-е изд., доп.
и перераб. - М.: Прометей: Юрайт-М, 2001 - http://socioline.ru/pages/
8.Харчева В.Г. Основы социологии М.: Логос,
2000 - http://www.alleng.ru/d/sociol/
9.http://www.gumer.info/
10.http://fictionbook.ru/
11. http://abc.vvsu.ru/Books/
12. http://fb.ru/article/3106/
1 http://fictionbook.ru/author/
2
http://rudocs.exdat.com/docs/
3
http://abc.vvsu.ru/Books/
4
http://www.bibliofond.ru/view.
5
http://fb.ru/article/3106/
6 http://www.gumer.info/
7 Григорьев
С.И.,Растов Ю.Е. Основы современной социологии.
2001 - http://sbiblio.com/biblio/
8 Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Учебник для вузов - М.: Норма, 2003 - http://bookfi.org/book/579423
9 Тощенко
Ж.Т.Социология 2-е изд., доп. и перераб.
- М.: Прометей: Юрайт-М, 2001 - http://socioline.ru/pages/
10 Харчева
В.Г. Основы социологии М.: Логос, 2000 - http://www.alleng.ru/d/sociol/
11 Зборовский
Г.Е. Общая социология. 3-е изд., испр. и доп.
- М.: Гардарики, 2004 - http://www.alleng.ru/d/sociol/
12 Е.М. Бабосов.
Общая социология. Издание 2-е, стереотипное.
Минск, 2004. http://gendocs.ru/v36254/%D0%