Разрабатывая текст анкеты,
следует избегать однообразия используемых
типов и форм вопросов, помнить, что каждый
из них имеет свои достоинства и недостатки.
Не следует забывать при этом и о последующей
обработке анкетных данных. Необходимо
также соблюдение системности анкеты,
чтобы использовать не только информацию
об ответах на отдельные вопросы, но и
ту, которая обнаруживается при осмыслении
всех ответов на них как совокупного мнения
респондента.
АНКЕТА
Просим Вас принять участие
в социологическом опросе, посвященном
исследованию проблем профилактики алкоголизма
современной молодежи. Ваши ответы позволят
улучшить работу в данной области. Заранее
благодарим за участие!
1. Каков состав Вашей
семьи?
а) Мама, Папа, Я;
б) Мама и Я;
в) Папа и Я;
г) другое _______________________________________________________.
2. Каков уровень
достатка Вашей семьи?
а) денег ни на что не хватает,
мы часто занимаем в долг;
б) денег, в общем-то, хватает,
но покупка одежды – это проблема;
в) мы живем в достатке.
3. На что обычно
Вы тратите карманные деньги?
а) на обед;
б) на сигареты;
в) на пиво, коктейль;
г) не тратите.
4. Интересуются
ли Вашей жизнью родители?
а) они постоянно лезут в мою
жизнь;
б) им на меня плевать;
в) они помогают мне во всём;
г) им некогда, они всё время
заняты.
5. Как с Вами
обращаются родители?
а) кричат на меня из-за всякой
ерунды;
б) меня любят, я это чувствую;
в) меня часто наказывают физически;
6. Как часто
выпивают Ваши родители?
а) выпивают по праздникам;
б) они вообще не пьют;
в) выпивают каждый день;
г) только в выходные дни.
7. Предлагают ли
Вам алкоголь родители во время
семейных застолий?
а) да, и я всегда соглашаюсь;
б) нет, говорят я еще маленький;
в) да, но я стесняюсь пить при
родителях.
8. Чувствуете ли
Вы себя увереннее, выпив алкоголь?
а) да, когда я выпиваю, чувствую
себя увереннее;
б) нет, я и так уверен в себе;
в) алкоголь не влияет на мою
самоуверенность.
9. Среди Ваших
друзей есть те, которые выпивают
алкогольные напитки?
а) да;
б) нет.
10. Когда Вам
друзья предлагают выпить алкогольные
напитки, вы:
а) всегда соглашаетесь;
б) иногда можно и выпить;
в) всегда отказываетесь.
11. Удавалось ли
Вам купить алкоголь в магазинах?
а) нет, продавец отказал, узнав,
что мне нет 18 лет;
б) да, легко;
в) я и не пытался, мне это не
нужно.
12. Имеется ли
у Вас возможность посещать
желаемую секцию?
а) да;
б) нет.
13. Укажите Ваш
пол:
а) мужской;
б) женский.
14. Укажите Ваш
возраст:
а) 15 лет;
б) 16 лет;
в) 17 лет;
г) 18 (и старше).
Благодарим
за сотрудничество!
Заключение
Данная работа посвящена изучению
причин алкоголизации подростков. Подростки,
одна из самых уязвимых социальных групп.
У детей быстро развивается алкогольная
зависимость, и, к сожалению уже установлен
факт, что детский алкоголизм неизлечим.
В подростковой среде алкоголь давно стал
нормой. Потребление алкоголя в раннем
возрасте приводит к необратимым изменениям
в психике и в конечном итоге наступает
полная деградация. В глобальном масштабе
повсеместный алкоголизм приводит к изменению
генофонда нации, конечно же, не в лучшую
сторону.
В результате опроса выяснилось,
что 73% опрошенных респондентов когда-либо
употребляли алкогольные напитки. Далее,
с целью выявления наиболее распространенных
причин употребления алкогольных напитков,
анализу подверглись анкеты тех респондентов,
которые когда-либо употребляли алкогольные
напитки.
Большинство опрошенных респондентов
(65%)воспитываются в полных семьях. Таким
образом, гипотеза – следствие 1 о том,
что подросток, который воспитывается
в неполной семье, чаще склонен к алкоголизации,
не подтвердилась.
Гипотеза – следствие 2 о том,
что подросток из семьи с низким достатком
менее подвержен алкоголизации, так как
не имеет средств для покупки алкоголя
частично подтвердилась, так как большинство
опрошенных (73%) указали, что живут в достатке.
Так же большинство опрошенных
респондентов (81,5%)указали, что их родители
уделяют им достаточно внимания, поэтому
гипотеза – следствие 3 о том, что подросток,
не получивший достаточно внимания в семье,
будет искать его на стороне и, соответственно,
может попасть в компанию, где алкоголь
- это норма не подтвердилась.
Никто из опрошенных не подвергается
жестокому обращению со стороны родителей.
Таким образом, гипотеза – следствие 4
о том, что жестокое обращение с подростком
со стороны родителей не влияет на его
алкоголизацию полностью подтвердилась.
Большинство опрошенных (59%)
ответили, что их родители выпивают по
праздникам и 35% указали, что на семейных
застольях родители предлагают им выпить
алкогольные напитки. Поэтому гипотеза
– следствие 5 о том, что асоциальная семья,
в которой алкоголь является нормой, является
причиной алкоголизации подростков, подтвердилась
частично.
В результате опроса выяснилось,
что 14% опрошенных в чувствуют себя увереннее
употребляя алкогольные напитки, 26% ответили,
что алкоголь не влияет на их самоуверенность,
и 60% указали что они и так уверенны в себе.
Таким образом, гипотеза – следствие 6
о том, что употребляя алкоголь, подросток
чувствует себя увереннее, частично подтвердилась.
Большинство опрошенных студентов
(92%) ответили, что среди их друзей есть
те, которые выпивают алкогольные напитки.
26% респондентов всегда отказываются,
когда друзья предлагают им выпить алкогольные
напитки, только лишь 6% всегда соглашаются
на подобные предложения. Однако, 68% опрошенных
согласны с тем, что иногда можно и выпить.
Таким образом, гипотеза – следствие 7
о том, что подросток, скорее всего, будет
употреблять алкогольные напитки, если
в его окружении алкоголь является нормой
почти полностью подтвердилась.
81% опрошенных когда-либо
пытались купить алкоголь в
магазинах. В 33% случаев, алкогольные напитки
не продали, узнав, что покупатель несовершеннолетний
и 48% подростков легко покупали алкоголь.
Таким образом, гипотеза – следствие 8
о том, что доступность алкоголя в продаже
оказывает прямое влияние на уровень алкоголизации
подростков, частично подтвердилась.
Большинство опрошенных студентов
74,1% указали, что у них нет возможности
посещать желаемую секцию, поэтому гипотеза
– следствие 9 о том, что из-за отсутствия
возможности посещать желаемую секцию
подросток чаще оказывается на улице,
где он может попасть в асоциальную компанию,
почти полностью подтвердилась.
Таким образом, гипотеза – основание
о том, что причиной алкоголизма подростков
являются причины социально-экономического
характера, а именно его социальное окружение,
почти полностью подтвердилась.
Алкогольные обычаи социального
окружения во многом определяют алкогольные
установки подрастающего поколения, их
оценки пьянства окружающих, отношение
к возможности собственной алкоголизации.
Они являются первым и наиболее важным
звеном в развитии алкоголизации у подростков,
основой «социальной толерантности» к
пьянству.
Библиографический список
1. Бабаян Э.А., Гонопольский М.
Ребенок и алкоголь / М.: Весма-Т, 2001.
2. Березин С.В., Лисецкий К.С.,
Мотынга И.А. Психология раннего алкоголизма./
Самара, 2005.
3. Борисов Е.В., Василевская
Л.П. Алкоголь и дети / М., 2004г.
4. Волкова С.В., Бабенко Л.И. Методическое
руководство по обеспечению первичной
профилактики алкоголизма среди несовершеннолетних.
/ Твое время, 2003.
5. Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном
воспитании / М., 2005г. 15.
6. Копыт Н.Я., Скворцева Е.С.
Алкоголь и подростки. / М., 2004г.
7. Олейникова О.Ю. Особенности
социально-педагогической деятельности
с подростками, употребляющими алкогольные
напитки.
8. Сирота Н.А., Ялтинский В.М. Профилактика
наркомании и алкоголизма./ Изд. Академия,
2003.
9. Фомина А.Б., Ранняя профилактика
девиантного поведения детей и подростков
/ Под ред. А.Б. Фоминой. – М.: Педагогическое
общество России, 2003.
10. Шакурова Н.В., Методика и
технология работы социального педагога
/Н.В. Шакурова – М.: Изд-во Академия, 2002.
–
11. Шарыгина И., Трудности взросления
и алкоголь / Народное образование.№9.
М., 2003г.
1
Андреева Л. Подростки группы риска.// Воспитание
школьников. №4. 2000г.
2
Бабаян Э.А., Гонопольский М. Ребенок и алкоголь–
М.: Весма-Т, 2001.
3
Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А.
Психология раннего алкоголизма. -
Самара, 2005. – с. 168.
4
Копыт Н.Я., Скворцева Е.С. Алкоголь и подростки.
М., 2004г.
5http://zx058.ucoz.com/blog/2011-12-11-126
6
Андреева Л. Подростки группы риска.// Воспитание
школьников. №4. 2000г.
7
Бабаян Э.А., Гонопольский М. Ребенок и алкоголь–
М.: Весма-Т, 2001.
8
Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А.
Психология раннего алкоголизма. -
Самара, 2005. – с. 168.
9
Копыт Н.Я., Скворцева Е.С. Алкоголь и подростки.
М., 2004г.