Россия переживает социальный,
демографический, экологический и духовно-нравственный
кризисы. Распадаются вертикальные управленческие
связи, экономические и межличностные
отношения. Падает уровень жизни, происходит
резкое расслоение общества, деформированы
традиционные институты социализации
и культурной преемственности, разрушены
базовые духовно-нравственные основы
социального бытия. Нарастание без духовности
влечет за собой внутреннюю нестабильность.
Социальная сфера характеризуется
кризисом систем образования, воспитания,
социального обеспечения, здравоохранения
и т.п., массовой безработицей, появлением
миллионов беженцев, бездомных, разгулом
преступности, алкоголизма, наркомании
и проституции, и прежде всего - за счет
молодежи.
Из всех дефектов социализации
наиболее социально опасны имеющие место
дефекты социализации в семье.
Уникальность сегодняшней ситуации
в России состоит в том, что взрослеющая
молодежь включается в становящийся рынок.
Это усложняет процесс социализации и
адаптации молодых людей. Ее социальный
опыт первичен и в том смысле, что старшему
поколению зачастую нечем «поделиться»,
более того, оно пытается навязать молодым
и псевдо рыночный опыт, что обостряет
межпоколенческие отношения.
Общество вынуждает молодежь
лавировать между нормами противоположных
типов экономики. Такое лавирование - серьезнейшее
противоречие социализации современной
молодежи. Важно и другое: сегодня в адаптацию
к рынку включено все население страны,
ранее усвоенные образцы поведения не
способствуют достижению успеха. Здесь
у молодых людей определенные преимущества.
В российском обществе в настоящее
время фактически отсутствует общественно
одобряемая модель социального поведения.
Этому положению в немалой степени способствовали
как слабости современной социологической
теории вообще. Принадлежность к культуре,
местоположение в структуре и человеческое
действие: объяснение в социологии и социальной
науке, так и российской социологической
теории, в частности. Это очень важный
момент и мы особо подчеркиваем его значение.
В преобладающем ныне в общей
социологии типе теоретизирования совершенно
отсутствует или считается второстепенным
стремление объяснять. Весьма слаб интерес
к вопросам типа: «Почему эти люди действуют
таким образом? Почему данный социальный
порядок изменяется именно таким образом?»
Объяснить нечто - значит дать правдоподобное
обоснование того, почему в данной ситуации,
в которой существовала, по крайней мере,
еще одна возможность, актуализировалось
именно это нечто там же.
Личность как субъект социальных
отношений характеризуется автономностью,
определенной степенью независимости
от общества, способной противопоставить
себя обществу. Личная независимость при
этом сопряжена с умением властвовать
над собой, а это, в свою очередь, предполагает
наличие у личности самосознания, т.е.
способности к. самоанализу, самооценке,
самоконтролю.
В центре внимания социологической
мысли всегда были и остаются проблемы
взаимодействия личности, социальной
группы и общества в целом. Действительное
решение основного вопроса психологии
и социологии о приоритете личности или
общества заключается не в обособлении
и тем более не в противопоставлении одного
другому, а в организации их тесного и
гармоничного взаимодействия. Нет и не
может быть совершенствования общества
вне совершенствования личности, как нет
и не может быть свободного и всестороннего
развития личности вне и независимо от
подлинно цивилизованного общества.
Заключение.
Подводя итог, осуществим хотя
бы приблизительную оценку описанным
процессам. Важно при этом определить,
какое воздействие они оказывают на процесс
формирования личности ребенка, затем
молодого человека, а затем уже следующего
поколения, по отношению к которому они
будут отцами и матерями, в каком соотношении
они окажутся с теми законами, по которым
осуществляется процесс формирования
личности.
Можно считать, что происходящие
перемены окажут весьма травмирующее
воздействие на ценностный мир всего нынешнего
и последующего поколений.
Наиболее существенным будет
урон, нанесенный ценностному миру той
молодежи, которая характеризуется ослабленными
связями с семьей, довольно значительными
задержками социального развития, малой
успешностью в системе образования.
Наличие проблемы идентификации
и социально-культурной интеграции молодых
людей.
Следует ожидать усиление воздействия
на ценностные структуры молодежи национального
фактора.
Значительное воздействие на
ценностные структуры оказывает экономический
фактор: чем ниже уровень материального
обеспечения, тем выше требования «крепкой
руки», и, наоборот, с его повышением - выше
ценность свободы.
Необходимо, чтобы общество
строго соблюдало законы развития личности.
До тех пор, пока в России не сформируются
постиндустриальные ценности на идейном,
поведенческом и материальном уровне,
в обществе будет в массовом порядке присутствовать
и воспроизводиться социальная аномия.
Корни социальной патологии,
отягощающей проблему кризиса, в
конечном счете, уходят в отсутствие
добровольно признаваемой системы ценностей,
на основе которых в некоторых странах,
создается механизм эффективного социального
контроля.
Итак, формирование и развитие
личности - очень актуальная проблема
современной социологии. Это связано с
тем, что по экономическим, политическим,
социальным причинам в России в настоящее
время наблюдается кризис социализации.
А социализация является аспектом формирования
и развития личности. Для разрешения этого
кризиса на практике необходима твердая
теоретическая научная база (в социологии).
Кроме того, изучение личности
является попыткой ответить на фундаментальный
вопрос социологии, который заключатся
в изучении характера взаимодействия
между обществом и индивидом (индивид
является основой развития личности).
- Практическая часть.
Вопрос 1. Как высчитаете, каждый ли
человек является личностью с социологическом
понимании?
По поему мнению каждый человек
является личностью. Так как, следуя определению:
личность – это индивид, который является
носителем не только биологических и психологических
особенностей, но и социально – значимых
качеств. Понятие "личность" подчеркивает
надприродную сущность человека, то есть
то, что не детерминировано генетически
и биологически. Данное определение применимо
к любому человеку.
Личность можно рассмотреть
как типичного носителя норм, ценностей,
традиций определенной социальной группы.
Однако отказ принимать ценности не отменяет
того, что некто является личностью. Скорее
наоборот, "бунтарь" в нашем сознании
в большей степени является личностью,
чем человек, покорно подчиняющийся существующим
нормам. Следовательно, и принятие норм
и ценностей, и протест против них являются
свойствами личности. Личность формируется
во взаимодействии внутренних побуждений
и внешних ограничений.
Вопрос 2. Личность – продукт
биографии. Правильно ли это?
Ответ на этот вопрос может
вызвать много противоречий. На мой взгляд,
человек становиться личностью на протяжении
всего своего жизненного пути. Личностные
качества приходят к человеку в процессе
его жизнедеятельности. Они проявляются
в его делах, поступках и духовном развитие.
То есть человек может изменить собственную
историю с помощью своих поступков, действий:
последующий ход жизни зависит от тех
или иных решений человека.
Жизненный путь личности есть
разворачивающийся во времени и пространстве
социальный процесс, заключающийся в непрерывном,
индивидуальном порядке постоянно меняющихся
типических событий, имеющих определенную
ценность для индивида и являющихся результатом
его взаимодействия с природной и социальной
средой.
Такого рода изменения или "поворотные
этапы" в жизни человека очень важны,
поскольку "показывают" историю формирования
личности, становление собственно человека.
Вопрос 3. Выберите из перечня
характеристик те, которые являются свойствами
личности:
- высокий
- целеустремленный
- любознательный
- смуглый
- ответственный
- консерватор
- сильный
- здоровый
- трудолюбивый
Список литературы
1. Андреева
Г.М. Социальная психология Учебник. / Г.М.Андреева.
– М.: Аспект Пресс, 2001
2. Андреенкова
Н.В., Воронченкова Г.А. Развитие трудовых
конф ликтов в России в период перехода
к рыночной экономике //Социологи ческие
исследования,-1993.
3. Ансар П. Современная
социология// Социологические исследования.
- 1995 г.- 12, 1996 г. - 1-2, 7-10.
4. Бокачев И.
А. Проблема личности в социологии. // Вестник
СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки»,
2004. - №1 (11).
5. Бергер П., Лукманн Т.
Социальное конструирование реальности:
Трактат по социологии знания.
- М.: Медиум,1995.
6. Монсон П. Современная
западная социология. - СПб,1992.
7. История социологии: Учеб.
пос. (Под общ. ред. А.Н.Елсукова и др..-Мн.:Высш.шк.,1997,
8. Радугин А.А., Радугин
К.А. Социология. - М., 1997,
9. Смирнов П.И.
Социология личности: Учеб. пособие. / П.И.Смирнов.
– СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. – 380 с.
10. Социология./Под общ. ред.
Э.В.Тадевосяна.
11. Теория общества. Сборник
//Под общ. ред. А.Ф.Филиппова. М.: «КАНОН-пресс-Ц»,
«Кучково поле», 1999,
12. Парк Р. Экология человека//Теория
общества. Сборник (Под общ. ред.А.Ф.Филиппова,
13. Терборн Г. Принадлежность
к культуре, местоположение в структуре
и человеческое действие: объяснение в
социологии и социальной науке//Теория
общества Под общ. ред. А.Ф.Филиппова.