Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 22:59, практическая работа
Цель работы :
изучение суеверных представлений и их роли в жизни и деятельности студентов.
Задачи для реализации цели :
- исследование распространённости суеверий различного рода среди студентов;
-исследование функций суеверий в жизни студентов;
СПХФА
Кафедра гуманитарных наук
Социологическое исследование на тему
«Проблема суеверий в студенческой среде»
Выполнили ст.гр. 232
Попова Анна
Юшина Алена
Санкт-Петербург
2014 год
Введение
Предпосылкой к данному исследованию послужили отмеченные нами в ходе общения со студентами действия и поступки, связанные с их верой в наличие сверхъестественных явлений. Нас заинтересовало, насколько важное место в жизни как студентов занимают подобные верования и каковы мотивы их реализации.
Цель работы :
изучение суеверных представлений и их роли в жизни и деятельности студентов.
Задачи для реализации цели :
- исследование распространённости суеверий различного рода среди студентов;
-исследование функций суеверий в жизни студентов;
-исследованиемотивов их реализации;
Теоретические данные
Суеверно-ритуальная деятельность направлена на совершение ритуальных действий, защищающих субъекта от негативного влияния таинственных сил. Носитель суеверий приписывает причинно-следственные связи явлениям окружающего мира, объективно не зависящим друг от друга.
В основу исследования легли следующие гипотезы: суеверия в целом широко распространены среди студентов, но чаще всего встречаются суеверия, связанные с экзаменационной сессией. Основным мотивом реализации студентамипримет является потребность в безопасности и защите своей личности от негативных переживаний; соответственно, основная функция суеверий- аффективно-защитная.
Как известно, суеверия тесно связаны по своему происхождению с магическим (мифологическим) мышлением, преобладающим в общественном сознании на ранних этапах развития человечества. Под магическим мышлением подразумевается вера человека в собственную способность повлиять на явления внешнего мира сверхъестественным образом. При этом субъект магического мышления убежден в том, что его мысли, слова и действия вызывают эффекты, которые не могут быть объяснены обычной причинно-следственной логикой. Суеверные представления являются продуктом магического мышления. Существенным компонентом суеверий являются приметы — явления, предвещающие беду, неудачу, несчастье либо, наоборот, счастье, успех, прибыль. Чтобы избежать первого и приблизить второе, суеверный человек совершает ритуальные, защитные действия, прибегает к помощи заклинаний и заговоров.
В. Даль рассматривает суеверие как ошибочное, ложное верование; веру в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знамения; веру в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно. По мнению Л.Леви-Брюля суеверия как разновидность коллективных представлений возникают в ходе передачи их от поколения к поколению в результате действия механизмов внушения, заражения и подражания. Суеверия носят императивный характер: они воспринимаются человеком почти автоматически, навязываются ему с раннего детства, почти не поддаются критике, передаются в неизменном виде. В суевериях смешаны когнитивные элементы с эмоциональными переживаниями, вызванными явлениями окружающего мира.
С точки зрения Б.Ф. Поршнева, суеверные представления противостоят разуму человека и как проявления доисторического сознания являются продуктом несвободы, свойственной родоплеменным традициям и обычаям. В качестве психологических факторов суеверий А.Ф. Анисимов и В.И. Лебедев называют голод, холод, усталость, болезни. Подобные явления порождают эмоциональные переживания страха, растерянности, подавленности, бессилия, горя, которые усиливаются в экстремальных условиях экономического спада, инфляции, безработицы, упадка культуры. В состоянии дезорганизации психической деятельности, тревоги, аффекта растет внушаемость, лежащая в основе мистицизма.
Вероятно, поэтому так развиты суеверия у наших современников, постоянно подвергаемых опасностям со стороны неконтролируемых ими природных сил. Например, известной суеверностью отличаются моряки, летчики, шахтеры и конечно же студенты.
Суеверия можно анализировать как частный случай социальных установок, т.е. суеверное представление — это установка на восприятие и понимание людей, предметов и явлений окружающего мира как связанных между собой причинно-следственными связями при объективном отсутствии зависимостей между ними (приписывание причинно-следственных зависимостей предметам и явлениям окружающего мира, объективно не связанным между собой). Рассматривая суеверие в качестве установки, следует выделить в ней аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты. Аффективный компонент включает в себя эмоциональные состояния и процессы, переживаемые по поводу реализуемых примет, — страх, тревогу, гнев, волнение, а также радость, удивление, восторг, интерес. Когнитивный компонент суеверия представлен процессами восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. Познавательные процессы, призванные опознать и категоризировать незнакомые события и людей, а также обеспечить предвидение возможных последствий встречи с ними и выстроить стратегию собственного поведения по отношению к ним, приобретают особое значение, если распознаваемые явления расцениваются как потенциально опасные. Поведенческий компонент суеверия означает совершение ритуальных символических действий (заклинаний, молитв, заговоров, наговоров), призванных защитить и оберечь суеверного человека при появлении предвещающих беду примет, вызвать желаемое действие или предотвратить нежеланное событие.
Изучение суеверно-ритуальной деятельности предполагает выделение в ней следующей структуры. Целью суеверно-ритуальной деятельности может быть, например, обретение уверенности в себе, предотвращение нежелательных событий. Результатом деятельности, соответственно, является достижение цели. Мотивы суеверно-ритуальной деятельности — это потребности, исходя из которых люди следуют приметам. Это потребности в защите и безопасности, эмоциональной стабильности, в том, чтобы быть уверенным в себе, не испытывать страха и др. Средствами этой деятельности являются ритуалы, защитные действия. Предмет суеверно-ритуальной деятельности — это предметы и явления окружающей действительности, подлежащие изменению, а также внутренние процессы, мысли, чувства.
Объекты, предметы, методы исследования
В качестве объекта исследования выступали студенты из различных ВУЗов, факультетов и даже стран. Предметом исследования были суеверные представления. Мы использовали анкетирование, как основной метод получения данных. Нами было опрошено 68 человек.
Опрашиваемым была предложена следующая анкета (звездочкой помечены вопросы, обязательные к ответу):
Верите ли вы в приметы/ суеверия? *
Как Вы относитесь к суеверным людям? *
Когда Вы пользуетесь приметами?
Насколько Вы доверяете приметам?
В каких ситуациях вы чаще всего пользуетесь приметами?
С какими эмоциями для Вас связаны эти ситуации?
В чем проявляется помощь примет которыми вы пользуетесь ?
Какими приметами Вы чаще всего пользуетесь?
Становитесь ли Вы более суеверным/ой в преддверии экзамена?
Посещаете ли вы церковь перед экзаменом/ молитесь за успешную сдачу экзамена?
Распределение ответов на данные вопросы представлено в приложении.
Основные результаты и выводы
В ходе опроса были получены следующие сведения о распространенности суеверий среди студентов. Опрошенные разделились на 4 группы:
1.Студенты верящие в приметы , полностью им доверяющие, постоянно пользующиеся ими , составили 10% опрошенных.
2. Студенты, иногда верящие в приметы, частично им доверяющие и иногда им пользующиеся, составили 33% опрошенных.
3. Студенты, верящие приметам, но с оговорками либо не всегда верят или частично доверяют или не всегда используют, составили 13% опрошенных. 4. Студенты, неверящие в приметы , составили 26 % опрошенных.
В целом всегда или иногда верят и пользуются приметами 74 % опрошенных студентов. Таким образом, наше гипотеза о том, что суеверия широко распространены в студенческой среде, подтвердилось.
К самым распространенным среди студентов суевериям можно отнести приметы связанные с дорогой. Им следуют 42% опрошенных. Поведение, реализуемое человеком накануне предстоящей дороги, может включать действия, которые способствуют легкому прохождению пути, призваны сберечь от несчастий на пути.
Также, широко распространенной среди студентов является вера в ряд хозяйственно-бытовых примет. Такого рода предрассудки разделяют 21% опрошенных. Это такие приметы, как «рассыпать соль – к ссоре», « нельзя сметать крошки со стола рукой, так как в доме не будет достатка», « на столе нельзя сидеть, оставлять ножи, класть ключи, так как будут неприятности» и т.п.
И лишь на третьем месте по распространённости у студентов находятся экзаменационные приметы, т. е. приметы связанные с подготовкой и сдачей экзаменов/зачетов/контрольных работ. Данными приметами пользуются лишь 19% опрошенных.
Также респонденты знают, доверяют и пользуются другими группами примет - приметами, связанными с реакциями человеческого тела-15%, погодными приметами- 4%
Таким образом наша гипотеза о наибольшей распространённости экзаменационных примет среди студентов- не подтвердилась.
Мотивы безопасности присущи 65% опрошенных, которые доверят приметам , реализующим потребность человека чувствовать себя защищённым и уверенным, избавляться от страха и неудач. Выявленные мотивы безопасности объединяют две группы побуждений к суеверно-ритуальной деятельности: мотив избегания неудачи(26%) и мотив стабилизации эмоционально-личностной сферы (39%)
Мотивы достижения успеха в процессе суеверно-ритуальной деятельности отмечают всего у 29% опрошенных.
И для 7% опрошенных, пользующихся приметами, характерно наличие познавательных мотивов суеверно-ритуальной деятельности. Эта категория студентов, пользуясь суеверными представлениями, руководствуется в своем поведении желанием предвидеть предстоящие события, прогнозировать возможные неприятности.
Анализ мотивов суеверно-ритуальной деятельности в целом демонстрирует преобладание мотива безопасности над остальными мотивами. Исходя из этого, можно сделать вывод о том , что в основе суеверно-ритуальной деятельности зачастую лежат иррациональные, необъяснимые страхи и суеверный человек стремиться избавиться от них, защитить свое самосознание и эмоциональные сферу от различных негативных переживаний. А значит, главной функцией суеверно-ритуальной деятельности является аффективно-защитная функция - суеверные представления регулируют эмоциональную сферу человека, защищая его от негативных переживаний, осуществляя разрядку, снимая напряжение, успокаивая и давая облегчение. Наша гипотеза потверждена.