Проблемы информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

На рубеже 60-70 годов XX века в развитых странах становится очевидным, что информационные технологии и процессы начинают оказывать существенное влияние на развитие общества. Попытки осмыслить это влияние приводят к зарождению концепции информационного общества – общества, в котором главной ценностью и структурообразующей основой является информация, и в котором все процессы тесно связаны с информацией и информационными технологиями. Проблема информационного общества стала приоритетной и значение ее постоянно нарастает.
Целью исследования является анализ проблем информационного общества в PR.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
1.Теоритические основы исследования информационного общества……....5
1.1.Роль информации в обществе………………..……………………………..5
1.2.Понятие информационного общества……..……………………………....9
2. Проблемы и перспективы развития информационного общества………..12
2.1.Проблемы формирования информационного общества………………..12
2.2.Итоги становления информатизации общества и возможные перспективы её развития……………………………………………………………………... .17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список используемой литературы……………………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Хамитова А.А.docx

— 57.98 Кб (Скачать файл)

Еще одной значимой проблемой  является правовое регулирование в  информационном пространстве и, прежде всего, в Интернете. Современные  технологии предоставляют людям  различные услуги в режиме «он-лайн», такие как  поиск информации, электронная торговля, дистанционное образование, взаимодействие с государственными структурами и т.д.  Однако при этом неизбежно возникают проблемы правового характера, связанные, например, распространением непристойных или запрещенных материалов, авторскими правами, мошенничеством, несанкционированным доступом к конфиденциальной информации.   Решение таки проблем требует государственного вмешательства в виде принятия соответствующих законов, регулирующих связанную с ним деятельность. Более того, учитывая глобальный характер Интернета, справиться с этой проблемой возможно лишь в рамках международного сотрудничества.  Существуют различные мнения относительно государственного регулирования Интернета, и в некоторых странах (мусульманские страны, Китай) вмешательство со стороны спецслужб и государства весьма существенно. Вместе с тем необходимо отметить, что активное вмешательство государства может приводить к ограничению различных свобод и не всегда использоваться  оправданно. Так, например, государство часто вмешивается в деятельность  СМИ и других органов, ограничивая доступ людей к информации или распространяя информацию, которую хочет навязать. В то же  время  государственные служащие вместо реальной деятельности на благо общества, зачастую занимаются деятельностью по формированию собственных имиджей и благоприятного общественного мнения.

Следует отметить, что во многих странах по ряду причин вообще нет специальных законов о  регулировании содержания Интернета, и в частности законов об электронной  торговле. При возникновении конфликтных  ситуаций, как правило, используются традиционные законодательства тех стран, закон которых в данном случае нарушается. Однако в этом случае могут возникать конфликты законодательств – действия законные в одной стране, могут быть запрещены в другой. Решением этих проблем, по-видимому, должна стать разработка единого законодательства, регулирующего деятельность в Интернете вне зависимости от географии. В любом случае, решение проблем правового регулирования  новых видов деятельности в условиях развития информационных технологий является крайне важным для поддержания  порядка  и устойчивого  развития общества. 

Влияние информатизации на формирование личности  становится все более актуально темой  различных исследований. Проблемы, связанные с этим, можно подразделить на  психологические, социальные, этические, ценностные и другие.

 Происходит заметная  унификация массового сознания, поскольку люди «потребляют» одни и те же информационные продукты глобального характера (новости, реклама, художественные произведения и т.д.), идет массированная пропаганда образа жизни, присущего западной, техногенной цивилизации. Особенно сильно этот механизм «глобализации массового сознания» воздействует на молодежь. Теряется национальная идентичность, происходит деградация языка, нивелируются морально-этические принципы. За счет  информационно-психологического воздействия на индивидуальное и общественное сознание, происходит  политическая, экономическая и культурная экспансия развитых стран.

Все большее распространение  массовой культуры, неизбежность столкновения с виртуальной реальностью, в  которой трудно различимы иллюзия и действительность, создают некоторые психологические (и даже психические) проблемы. Создавая свой образ в виртуальном пространстве, человек может потерять адекватное восприятие реального мира.

По мере нарастания объема информации людям становится труднее  ориентироваться в ее содержании, ограждать себя от ее избытка, выбирать именно то, что нужно.  Воздействие  информации открывает большие возможности манипулирования  сознанием и общественным мнением. Таким образом, можно говорить о таком неприятном аспекте, как утрата информационным обществом устойчивости. Из-за возрастания роли информации малые группы могут оказывать существенное влияние на всех остальных. Попытки контроля со стороны государственных служб ставят под угрозу личностные свободы граждан.

В условиях существования  открытых, легкодоступных и легко  наполняемых информационных сетей возникает проблема ограничения информации, считающейся социально и экономически опасной, проблема безопасности персональных и других видов данных, проблема соблюдения авторских прав и прав производителей электронной информации.

Изменяется система образования. Мультимедийные  и дистанционные технологии обучения с одной стороны способствуют раскрытию индивидуальных склонностей ребенка, а с другой приводят к уменьшению важной с точки зрения морально-этического воспитания роли учителя-наставника в образовательном процессе.

Наконец, говоря о воздействии  на личность, можно упомянуть и  физический аспект. Малоподвижный образ жизни, не способствует физическому и духовному здоровью, а, в конечном счете, сказывается и на производительности умственного труда.

Последнее время все большую  популярность получает термин  «информационная война». В общем смысле информационная война – это  любая деятельность в информационном пространстве в рамках некоторых антагонистических целей (материальное превосходство; решение, принимаемое человеком или группой людей и пр.).

Следует отметить, что сама по себе идея информационного противоборства существовала всегда. Информация использовалась как оружие в войнах и инструмент политической борьбы (сбор секретных сведений, агитация, дезинформация, пропаганда т.д.). Однако в конце  XX века в условиях формирования глобального информационного пространства идея информационного противоборства выходит на новый уровень.

Появляется  новый тип  войны – информационная война. Эта  война ведется не обычным оружием, и в ней даже может не быть человеческих жертв. Однако в противостоянии  государств эта война может быть куда более эффективна.

Однако, информационное оружие, прежде всего,  может быть направлено не только на разрушение государственной инфраструктуры, экономики и прочего. Оно может быть направлено непосредственно на людей. Посредством различных рекламных акций, пропаганды, дезинформации и т.п. формируется общественное мнение, меняются ценностные ориентиры. Воздействие различной информации через телевидение, Интернет и другие средства  на подсознание может быть столько велико, что его можно сравнить с «зомбированием» людей.  А это приводит к тому, что война в классическом понимании вообще не будет иметь смысла.

В качестве одного из первых ярких примеров информационной войны  обычно приводят противостояние СССР и США в период холодной войны, в частности программу Стратегической Оборонной Инициативы (известной  как «Звездные войны»), о которой  президент США Р. Рейган объявил  23 марта 1983 года. Значительно позже  стало ясно, что  программа представляла собой не более, чем мистификацию – на тот момент США не имели ни технических, ни финансовых возможностей ее реализации. Однако, военным руководством СССР идея СОИ была воспринята всерьез, и в определенных кругах возникло представление о существенном технологическом отставании СССР, что, по мнению ряда экспертов,  в дальнейшем  негативно сказалось на развитии страны и, в конечном счете,  способствовало краху государственно системы на рубеже  90-х годов.

За последние 20 лет информационные войны (часто  связанные с «правильным» освещением в СМИ каких-либо событий, яркий пример – война в Южной Осетии летом 2008 года) стали обычным явлением. Однако, важным моментом является то, что информационные войны – не всегда могут быть только  инструментом политической борьбы.  Часто к подобным методам прибегают и в сфере бизнеса, чтобы заполучить лидерство на рынке, устранить конкурентов и т.п.

 

 

 

 

 

2.2. Итоги становления информатизации общества и возможные перспективы её развития

 

Выдающимися достижениями конца XX в. называют расшифровку генома человека и появление первого экипажа на международной космической станции. Ученые, инженеры настойчиво и кропотливо проникают в тайны естества человека и активно осваивают ближний космос. Эти достижения символизируют два основных направления познания: познание себя и окружающего мира. Существенную роль во всем этом сыграла информатика как наука, как отрасль производства и как прикладная дисциплина, становление и бурное развитие которой происходило именно в последней четверти XX в. За это время люди узнали о мире больше, чем за все предшествующее время существования человеческой цивилизации. В эти годы информатика развивалась столь быстро, а ее влияние на все стороны жизнедеятельности человека и общества было столь стремительным, что данный период стали рассматривать как информационную революцию, наподобие научно-технической, имевшей место в конце XIX – начале XX в. Однако такой скорый взлет информатики и проникновение информационных технологий во все сферы человеческой, предметной деятельности не позволяют однозначно оценить революционное их воздействие, его позитивные и негативные стороны. 2

Уже сейчас нельзя не видеть углубляющегося противоречия между  людьми, занимающимися разработкой  информационных технологий, и отдельными категориями людей, например, жителей села определенной возрастной группы (этим людям очень трудно либо вовсе невозможно адаптироваться к среде информационного общества). Информационные технологии подчас бесцеремонно вмешиваются в частную жизнь людей и организаций и разрушают ее. Обостряется проблема отбора качественной и достоверной информации.

Становление информационного  общества является атрибутом прогресса, поскольку роль знания как решающего  фактора развития общества становится все более очевидной.

Фаза перехода общества к  информационной стадии своего развития  может быть определена на основе следующих критериев:

  • социально-экономического (критерия занятости);
  • технического;
  • космического.

Важно подчеркнуть, что успехи отдельно взятой страны в информатизации не могут быть оценены только по одному из критериев. Более того, не преуменьшая значимости приведенных выше критериев, следует подчеркнуть, что для определения фаз и стадий развития общества необходима оценка по достаточно сложной системе критериев социального прогресса. Лидирование в области техники, занятости в информационном секторе при господстве "общества потребления" в целом не может соответствовать представлению о развитии информационного общества как атрибута прогресса.3

 Дальнейшее развитие цивилизации  зависит от того, как скоро  будут изобретены методы быстрой и качественной обработки информации.

При условиях стабильного развития информационных технологий, средств  и систем связи, сферы производства  и  услуг, информатизация будет  происходить  успешно с опорой на быстрое развитие высоких технологий в машиностроении и средств связи. При успешном развитии информатизации будет происходить открытие существующих и создание новых баз данных и знаний, неограниченный доступ ко всем средствам связи, и особенно к персональным компьютерам; компьютеризация системы переквалификации кадров и образования, автоматизация промышленности, обрабатывающей и добывающей отраслей, транспорта и переработки сельскохозяйственных продуктов, роботизация и создание гибких производств. Это соответственно приведёт к увеличению численности трудящихся в сфере информатизации и услуг.

Через 15-20 лет при интенсивной  закачке иностранных инвестиций, опыта и технологий – возможен выход на уровень конкурентоспособных производств и создание индустриально-информационного общества, а при своевременной реформе науки через 20-25 лет - включение в систему информационных обществ.

Все технологии, которые будут созданы  в ближайшем будущем, станут называть "технологиями третьего тысячелетия" или "технологиями XXI века". XXI в. станет переломным в развитии человечества.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог всей курсовой работе, стоит выявить  следующие особенности  информационного общества:

Если рассматривать процесс  становления информационного общества с технократической точки зрения, то можно говорить  о том, что  оно сейчас  активно формируется  и в некоторой степени уже  существует в отдельных  развитых странах. Однако, если брать за основу предложенные теоретиками гуманистические идеи, то такое общество, несмотря на все постиндустриальные предпосылки,  в настоящее время не состоялось и, по-видимому, не состоится в ближайшем будущем.

Глобальной целью информатизации является обеспечение необходимого уровня информированности населения, обусловленного целями социально-экономического развития страны.

Главным итогом информатизации станет обеспечение свободного своевременного доступа населения к региональному, государственному и мировому информационному фонду, формирование потребности и сознания необходимости его использования в процессе своей деятельности у каждого члена общества.

Информация о работе Проблемы информационного общества