Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 18:53, реферат
Целью работы является изучение и характеристика социологии личности.
Работа состоит из введения, пяти глав, выводов и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 18 страниц.
Введение…………………………………………………………….…………..........2
1. Понятие социологии личности……………………..….............................…3
2. Социальная типология личности…………………………………………..4
3. Проблемы личности в социологии………………………….………..……8
4. Формирование личности в процессе социализации……………………..10
5. Социальные роли и социальный статус личности……………………….13
Выводы…………………………………………………………………..……...…...18
Список использованной литературы……………………………..……...…...........19
Придерживаясь общепринятой схемы уровней социальных систем, можно выделить следующие проблемы социологии личности:
1. На уровне общесоциологической теории раскрываются социальная сущность личности, ее взаимосвязь с обществом, изучаются общие законы ее развития, формы и виды социальной деятельности; личность рассматривается как объект и субъект общественных отношений; изучаются закономерности включения человека в общую социальную систему, овладения им различными формами общественного сознания и т. д.
2. На частносоциологическом уровне (т.е. на уровне собственно специальной социологической теории личности) изучаются социальное положение личности (ее социальный статус), ее социальные роли, системы социальной типизации, прослеживается пересечение различных типов социальных связей и отношений; выявляются влияния социальных факторов на всестороннее развитие личности, тенденции ее социальной активности, включенности в различные сферы деятельности; характеризуются социальные механизмы формирования личности (ее социализации, социальной и профессиональной адаптации, формирования ее ценностных ориентаций, интересов и потребностей и т. п.).
3. На уровне эмпирических социологических исследований проблемы личности изучаются исходя из конкретных эмпирических характеристик всех без исключения социальных процессов, в которые включаются люди в их жизнедеятельности, в системе их социального взаимодействия и всего многообразия социальных связей. Изучение проблем личности на этом уровне имеет важную особенность: личностные эмпирические характеристики обнаруживаются почти в любом конкретном социологическом исследовании, в т. ч. и тогда, когда оно имеет иное целевое назначение (напр., изучение текучести кадров, состояния морально-психологического климата и т. п.).
Поэтому в сравнении с другими специальными социологическими теориями социология личности, развивая собственную методологию, методику, процедуры и технику исследования, располагает и особенно широким междисциплинарным диапазоном, вбирая в себя и используя приемы и процедуры других специальных социологических теорий. [5, стр.159]
Наследование социокультурных черт и ценностей общества социальным путём через механизм передачи их из поколения в поколение, когда каждый отдельный индивид, каждое новое поколение неизменно проходят свой собственный своеобразный путь освоения культурного наследия того общества, в котором они рождаются и живут. Этот процесс называется социализацией.
Социализация –
В сущности, социализация
процесс превращения
Социализация – длительный
и многократный процесс, охватывающий
практически всю жизнь
Содержание и направленность
процесса социализации определяется двумя
основными тенденциями –
Все те, кто осуществляет социализацию или способствует ей, целенаправленно воздействуя на ход этого процесса, называются агентами социализации. Это родители, семья, воспитатели, учителя, друзья, коллеги, детские дошкольные воспитательные учреждения, школы, вузы, техникумы, трудовые коллективы и т.д. В практике социализации очень важно постоянно согласовывать деятельность агентов социализации, пополнять их систему новыми звеньями с целью повышения её эффективности. Социализация в основном происходит на основе группового опыта. Но во многом результаты социализации зависят от социальной активности самой личности.
Социализация включает в себя различные этапы, каждому из которых присущи свои особенности. Этот вопрос по-разному решается в научной литературе. Одни исходят из того, что главным показателем зрелости личности служит её трудовая деятельность, и поэтому выделяют в социализации три самых общих этапа: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Другие подразделяют этот процесс лишь на два этапа: «первичная социализация» (от рождения до утверждения зрелой личности) и «вторичная социализация», связанная с перестройкой личности в период её социальной зрелости. Третьи предлагают более дробное временное деление: младенчество, детство, юность, разные степени зрелости. [12, стр.45-66]
Наиболее интенсивно социализация осуществляется на начальных этапах, когда происходит подготовка детей, юношей и девушек к жизни и деятельности в мире взрослых. На начальном этапе дети получают элементарные знания, овладевают начальными навыками мышления, познания и действия, постепенно осваивают всё более сложные правила поведения и начинают знакомиться с простейшими образцами культурных ценностей и норм, учиться им следовать даже тогда, когда ещё хорошо не понимают их смысл и назначение.
Очень сложен и важен юношеский этап социализации, когда подростки и молодые люди, переживающие так называемый переходный возраст, овладевают значительно более широкой и сложной системой знаний, завершают формирование фундамента своей личности и её мировоззрения.
На этапе зрелой личности, который у разных людей наступает в различное время, зависящее от конкретных условий и обстоятельств как личной, так и общественной жизни, социализация не завершается, хотя и происходит, как правило, сравнительно менее интенсивно и в иных формах. Главное на этом этапе – приобретение и освоение самостоятельных социальных статусов и социальных ролей, активное и разностороннее включение в производственную, общественную, политическую и иную деятельность.
В отличие от первичной
социализации детей, юношей и девушек
социализация взрослых носит вторичный
характер, будучи связана с заменой
ранее приобретённых и
На этапе старости
интенсивность и широта социализации
сокращается и принимает
Каждая личность в обществе занимает определённое место и выполняет конкретные функции, обладая соответствующими правами и обязанностями, т.е. имеет определённый социальный статус. Социальный статус – определённая позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
Важно усвоить следующее:
Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввёл в науку американский социолог Р. Мертон). [10, стр.74]
В статусном наборе обязательно найдётся главный статус. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин главным чаще всего является статус, связанный с основным местом работы, а для женщин – с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен – он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
Различают также социальный и личный статусы. Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его воспринимают и оценивают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами.
Разновидностями социального
статуса выступают
Перечисленными совокупность существующих в человеческом обществе статусов не исчерпывается. Приписываемый, достигаемый, смешанный, социальный, личный статусы, а также профессиональный, экономический, политический, демографический, религиозный и кровнородственный относятся к разновидностям основных статусов. Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы.
Ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса или статусов. Если он покидает одну ячейку, то обязательно оказывается в другой. Вовсе не обязательно, что в данный момент времени у одного человека только один статус. Как раз наоборот, их очень много, и гораздо больше, чем мы подозреваем. За каждым статусом – постоянным или временным, основным или неосновным – стоит большая социальная группа либо социальная категория.
Индивид обладает множеством статусов и принадлежит ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков. В общественном мнении вырабатывается, изустно передаётся, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где они ценятся и уважаются более других. Место в такой незримой иерархии – называется рангом. Говорят о высоком, среднем и низком рангах. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (и тогда она называется межгрупповой) и между индивидами в рамках одной группы (внутригрупповая). И здесь место человека выражают тем же термином «ранг» Противоречие в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях описывает несовпадение статусов.
Оно возникает при двух обстоятельствах:
Хотя статусы прямо не вступают в социальные отношения, а только косвенно – через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Политические, религиозные, демографические, кровнородственные, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей. Статус определяет тот интерес, который данный человек явно или неявно, постоянно или временно будет преследовать или защищать.