Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:55, реферат
Мигранты – это люди, которые в большей или меньшей степени попадают в ситуацию маргинализации в силу потери своих "территориальных корней". Привязанность к определенному местопребыванию оказывает влияние на соматическое и психическое здоровье человека, его этику, чувство хозяина, восприятие природы, а также внутреннего пространства (чувство дома). Эти влияния находят выход на проблемы этноса, продолжения рода, семьи. У человека возникают многие его потребности и естественно-антропологические права.
1. Понятие миграции………………………………...............................................3
2. Социально-экономические вопросы миграционной политики……………...4
3. Правовые основы социальной работы с мигрантами……..…………………6
4. Виды миграции и проблемы социальной работы……………………………7
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
РЕФЕРАТ
На тему: Проблемы миграции и социальная работа с мигрантами
Исполнитель
Проверил
к.п.н.
Благовещенск 2013
Содержание.
1. Понятие миграции………………………………..........
2. Социально-экономические вопросы миграционной политики……………...4
3. Правовые основы социальной работы с мигрантами……..…………………6
4. Виды миграции и проблемы социальной работы……………………………7
1. Понятие миграции
Миграция – это перемещение людей по различным причинам через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства. Такое перемещение может осуществляться в пределах одной страны (внутренняя миграция) или из одной страны в другую (международная миграция).
В основе миграционных процессов лежат причины экономического, политического, социального, национального, религиозного и другого порядка. Миграционные процессы могут носить естественный и вынужденный характер.
Миграционные процессы, если они
крупномасштабны, имеют существенные
последствия для государства, а
поэтому всегда находятся в центре
внимания не только миграционных служб,
но и социальных работников. Недавнее
историческое прошлое нашей страны
подтвердило влияние
Но были и другие виды миграции – депортация народов, высылка – следствия репрессивной государственной политики 30 - 40-х гг. с их далеко идущими негативными последствиями. Последствия реформ 90-х гг. породили новую небывалую волну вынужденной миграции, вызванную межнациональными конфликтами, ущемлением прав русскоязычного населения в бывших советских республиках, войной в Чечне, ухудшением экономической ситуации в северных регионах.
Мигранты – это люди,
которые в большей или меньшей степени
попадают в ситуацию маргинализации в
силу потери своих "территориальных
корней". Привязанность к определенному
местопребыванию оказывает влияние на
соматическое и психическое здоровье
человека, его этику, чувство хозяина,
восприятие природы, а также внутреннего
пространства (чувство дома). Эти влияния
находят выход на проблемы этноса, продолжения
рода, семьи. У человека возникают многие
его потребности и естественно-антропологические
права. Среди последних – право на жилье,
определение этнической принадлежности,
право на "такой жизненный уровень,
включая пищу, одежду, жилище, медицинский
уход и социальное обслуживание, который
необходим для поддержания здоровья и
благосостояния его самого и его семьи,
и право обеспечения на случай безработицы,
болезни, инвалидности, вдовства, наступления
старости или иного случая утраты средств
к существованию по независящим от него
обстоятельствам". Приведенная цитата
из Всеобщей декларации прав человека
как раз и характеризует естественно-антропологические,
или, как их чаще недостаточно точно называют,
социальные*, права. И все они в немалой
степени реализуются благодаря наличию
такого биотического (естественно-
Для мигрантов, таким образом, характерно
добровольное или вынужденное изменение
(потеря) прежней территориальности,
что влечет за собой, как правило,
временное или постоянное "поражение"
многих из перечисленных, а также
ряда других прав. Эти изменения
болезненно оборачиваются для физического
и психологического здоровья, духовности
(чувства достоинства), профессиональной
активности (трудоустройства по специальности)
вынужденных мигрантов. При вынужденной
миграции серьезно нарушается социальная
интеграция человека: из одной природной
и социальной среды он перемещается
в другую, болезненно разрывая множество
естественно-антропологических
2. Социально-экономические вопросы миграционной политики.
Социальному работнику приходится постоянно ориентироваться в социологических аспектах проблемы миграции. Например, содержание его деятельности может видоизменяться в зависимости от вида миграции. Вынужденная миграция или добровольная, эмиграция или иммиграция, законная или незаконная, внешняя трудовая или внутренняя социально-экономическая, межрегиональная, сельско-городская, перемещение репрессированных народов, возвратная и невозвратная – каждый из видов накладывает свой отпечаток на жизнь людей.
Видам миграции и работе с мигрантами посвящен ряд исследований социологов и антропологов. Часть этих разработок положена в основу Федеральной миграционной программы. Все эти работы и документы уделяют внимание проблеме дезинтеграции и реинтеграции в процессе миграции. Особенно болезненно дезинтеграция и реинтеграция проходят при вынужденной (принудительной) миграции. Принудительная миграция возникает в случае чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, войн, территориальных конфликтов – экстренная миграция). В 90-е гг. XX в. в настоящее массовое бедствие превратилась экстренная вынужденная миграция в таких регионах, как Югославия, Кавказ, Закавказье. Потоки беженцев и вынужденных переселенцев хлынули из Северного Кавказа, Таджикистана, Средней Азии и Прибалтики. К таким масштабам миграционных процессов ни власти, ни соответствующие социальные службы оказались не готовы. Не хватает финансов, жилья, стройматериалов, рабочих мест. Ощущается острый дефицит и специально подготовленных социальных работников, специализирующихся на реинтеграции вынужденных мигрантов. Миграция и сопутствующая ей в той или иной мере маргинализация (особенно при вынужденной и экстренной миграции) обостряют проблемы со здоровьем, создают тяжелые стрессовые состояния, подталкивают к бездомности, безработице, бедности, безысходности и даже к суицидальным состояниям.
Искоренение (в смысле отрыва от родных "корней", т. е. мест) проживающих в определенных регионах сообществ, навязанный им отказ от действующих систем производства и нарушение неформальных социальных отношений, связывающих многих людей, представляют собой болезненную цену некоторых проектов развития, цену, оплачиваемую в категориях социальной дезинтеграции общественной деятельности и коллективизма".
В Концепции государственной
По данным ФСМ, на 1 января 1999 г . численность зарегистрированных вынужденных переселенцев составляла 392,4 тыс. семей, или 978,4 тыс. человек, а зарегистрированных беженцев соответственно 52,4 тыс., или 128,4 тыс. (см.: Российская газета. – 1999. – 10 июля).
Последствия названных бедствий, конфликты в Северной Осетии и Чечне приводили уже в 1994 – 1996 гг. к образованию потоков миграции в среднем 2,5 – 3 млн. человек*. В 1997 г. в Россию прибыло свыше 580 тыс. граждан, в 1998 г. – до 500 тыс., а общее число вынужденных мигрантов превысило 5 млн. человек. По разным экспертным оценкам, количество беженцев и вынужденных переселенцев составляет от 6 до 9 млн. человек.
Внутренняя социально-
3. Правовые основы социальной работы с мигрантами
Правовой аспект реинтеграции мигрантов
затрагивает объективные и
Первые – это обеспечение
правовой нормативной базы финансирования,
материального снабжения, организации,
подготовки штатов социальных работников,
а также обеспечения
Вторые – это поддержание
правового достоинства
Перечислим некоторые из правовых нормативных актов, способствующих реинтеграции мигрантов. Прежде всего, это законы Российской Федерации "О беженцах" от 19.02.93 г. (в редакции 28.06.97 г.), "О гражданстве Российской Федерации", Федеральный закон "О переселении граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", федеральные миграционные программы на 1994 – 1997 гг. и на 1998 – 2000 гг., постановления Правительства "О мерах по развитию социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий" от 05.11.95 г., "О трудовой занятости населения на Северном Кавказе" от 22.02.2000 г.
Перечисленные выше правовые нормативные акты – свидетельство усилий по реализации некоторого объема социальных прав человека, обозначенных во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), документах Всемирной конференции по правам человека (июнь 1993 г.), Конференции ООН о статусе беженца (1971 г.), Всемирного форума по социальному развитию в Копенгагене (1995 г.).
Человеческое достоинство
Социальному работнику часто приходится
выступать и как юрисконсульту
мигрантов. Это очень серьезная
и ответственная часть
Вступление России в Совет Европы
"повышает планку" требований к
последовательному
4. Виды миграции и проблемы социальной работы
Концепция государственной миграционной
политики России представляет собой
систему основных принципов и
приоритетов федеральных
Информация о работе Проблемы миграции и социальная работа с мигрантами