Проблемы молодежного суицида в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 10:57, контрольная работа

Краткое описание

Суицид, а проще говоря - самоубийство. Проблема, пугающая своей актуальностью в наше располагающее к стрессам и депрессиям время. Беда, которую трудно предотвратить - в большинстве случаев. Причины, побудившие человека расстаться с жизнью, остаются загадкой даже для родных и близких. Самое страшное, что все чаще на этот роковой шаг решаются молодые люди, у которых все еще впереди. Откуда берет начало эта печальная тенденция?

Содержание

Введение
1. Причины суицидального поведения
2. Проблема суицидального поведения современной молодежи
3. Профилактика суицидов

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Социология контрольная.docx

— 46.62 Кб (Скачать файл)

Все эти причины могут выступать в различных комбинациях, или даже выступать все вместе, но в менее выраженных формах (то есть, генеральной причины нет, есть множество беспокойств, которые, накапливаясь, подводят подростка к краю бездны).

 

 

 

 

 

 

 

3. Профилактика  суицидов

За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния - необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами - более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное - собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия - психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту - психологу, психотерапевту.

Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).

Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.

Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:

- вселять у детей уверенность в свои силы и возможности;

- внушать им оптимизм  и надежду;

- проявлять сочувствие  и понимание;

- осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

Формальное отношение части классных руководителей к своей работе выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, отсутствии контроля за посещаемостью и успеваемостью ребенка. Все это не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу.

Администрации школ необходимо направить пристальное внимание и установить контроль за стилем общения учителей с учащимися в целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия со стороны педагогов.

 

 

 

 

 

 

Направления работы специалистов (педагога-психолога, психотерапевта) по профилактике депрессии и суицидов

Психолог должен рассказать учителям и родителям, что такое суицид, как выглядит депрессивный подросток. Ведь классическое представление о том, что это ребенок с грустными глазами, не всегда соответствует действительности. Депрессивным может оказаться как раз тот, кто выпивает, смолит папироску и хамит маме.

Для предотвращение суицидальных попыток при наличии суицидального поведения психологу необходимо:

- снять психологическое напряжение в психотравмирующей ситуации;

- уменьшить психологическую зависимость от причины, повлекшей суицидальное поведение;

- формировать компенсаторные механизмы поведения;

- формировать адекватное отношение к жизни и смерти ребенка.

 

При малейшем подозрении на психическую патологию у ребенка надо обязательно проконсультироваться у психиатра. Без ведома родителей этого делать нельзя, но обсудить ситуацию со специалистом психолог имеет право.

Если есть подозрение, что у ребенка депрессия, нужно всячески стараться объяснить родителям, чем они рискуют, если оставят ребенка без помощи. Чтобы подросток не счел психолога предателем, нужно сказать примерно следующее: «Твое состояние, возможно, связано с тем, что ты в последнее время не можешь самостоятельно справляться со своими проблемами. По поводу этого нам нужно обязательно получить квалифицированную консультацию, а по правилам эту консультацию нельзя получить без ведома родителей. Давай подумаем вместе, как мы родителей в эту ситуацию будем включать». Если же у подростка проблемы с родителями, это вопрос каждого отдельного случая.

Итак, виноватых в самоубийстве, как правило, нет. Любой суицид - это личное, осознанное решение самого человека. И распоряжаться своей жизнью - неотъемлемое право каждой личности. Hо лучшая профилактика суицида - дать возможность каждому ощутить это право, равно как и право искать другие методы для решения проблем! Если человек чувствует себя нужным хотя бы самому себе, если он имеет право голоса хотя бы в отношении себя самого - уже поэтому жизнь становится для него достаточно большой ценностью!

 

 

 

Заключение

Н. Карамзин справедливо назвал самоубийство «неизъяснимым феноменом в нравственном мире». Все существующие теории, с помощью которых психологи, социологи и философы пытаются объяснить суицидальное поведение, мягко говоря, не справляются со своей задачей. Понять суицид невозможно.

Единственное, что мы можем - пытаться вернуть заблудившимся душам веру в жизнь и отношение к ней как к высшей ценности. Но с подростками это, возможно, даже сложнее чем со взрослыми людьми. У подростков совершенно сбита ценностно-ориентационная сфера личности. Нет традиций, по которым подростки могли бы жить, и нет инстинктов, которые могли бы вести их. А что же тогда есть? Есть культ насилия, саморазрушения и ненависти в масс-медиа, есть множество примеров того, как бездарные самоубийцы превращались в «непонятых гениев», и, наконец, есть вопросы без ответов.

Какие вопросы? Ну, например, «зачем я живу?», «как справиться с этим миром и успешно влиться в него?», «почему меня все ненавидят?» и так далее. Если подросток не находит ответы (а чаще всего именно так и происходит), он может выбрать страшную альтернативу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

«Актуальные проблемы суицидологии» под ред. Портнова А.А.М., 1978.

Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н. и др. Социология: курс лекций: Учебное пособие. - Ростов-н/Д: Феникс, 1999.

Гуревич П.С. О жизни и смерти // Жизнь земная и последующая. Сборник. - М., Политиздат, 1991.

Камю А. «Бунтующий человек»., М., Политиздат., 1990

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. - М.: Центр, 1997

Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1996

Белоглазов Г. «Социологический анализ самоубийств в России» (www вариант).

Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. - 1995. - №2.

Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. - 1993. - №4.

Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. - 1998. - №9.

Пелипа В.Е. «Депрессия и суицид в практике общесоматических лечебных учреждений» // Лечащий врач №06/98

Смедович С.Г. «Самоубийство в зеркале статистики» // Социс., 1990, №4.

Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд, М., 1994

 


Информация о работе Проблемы молодежного суицида в современных условиях