Проблемы молодежного суицида в современных условиях
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 10:57, контрольная работа
Краткое описание
Суицид, а проще говоря - самоубийство. Проблема, пугающая своей актуальностью в наше располагающее к стрессам и депрессиям время. Беда, которую трудно предотвратить - в большинстве случаев. Причины, побудившие человека расстаться с жизнью, остаются загадкой даже для родных и близких. Самое страшное, что все чаще на этот роковой шаг решаются молодые люди, у которых все еще впереди. Откуда берет начало эта печальная тенденция?
Содержание
Введение 1. Причины суицидального поведения 2. Проблема суицидального поведения современной молодежи 3. Профилактика суицидов
Все эти причины могут выступать
в различных комбинациях, или даже выступать
все вместе, но в менее выраженных формах
(то есть, генеральной причины нет, есть
множество беспокойств, которые, накапливаясь,
подводят подростка к краю бездны).
3. Профилактика
суицидов
За любое суицидальное поведение
ребёнка в ответе взрослые!
Ко всем намекам на суицид следует
относиться со всей серьезностью. Не может
быть никаких сомнений в том, что крик
о помощи нуждается в ответной реакции
помогающего человека, обладающего уникальной
возможностью вмешаться в кризис одиночества.
Профилактика депрессий у подростков
является важной для профилактики суицидов.
В профилактике депрессий у подростков
важную роль играют родители. Как только
у подростка отмечается сниженное настроение,
и другие признаки депрессивного состояния
- необходимо сразу же, немедленно, принять
меры для того, чтобы помочь ребенку выйти
из этого состояния.
Во-первых, необходимо разговаривать
с ребенком, задавать ему вопросы о его
состоянии, вести беседы о будущем, строить
планы. Эти беседы обязательно должны
быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку
оптимистический настрой, вселить уверенность,
показать, что он способен добиваться
поставленных целей. Не обвинять ребенка
в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости»,
лучше показать ему позитивные стороны
и ресурсы его личности. Не надо сравнивать
его с другими ребятами - более успешными,
бодрыми, добродушными. Эти сравнения
усугубят и без того низкую самооценку
подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего
с подростком-вчерашним и настроить на
позитивный образ подростка-завтрашнего.
Во-вторых, заняться с ребенком
новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь
новое, делать то, что никогда раньше не
делали. Внести разнообразие в обыденную
жизнь. Записаться в тренажерный зал или
хотя бы завести привычку делать утреннюю
гимнастику, прокладывать новые прогулочные
маршруты, съездить в выходные на увлекательную
экскурсию, придумывать новые способы
выполнения домашних обязанностей, посетить
кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную
уборку. Можно завести домашнее животное
- собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок.
Забота о беззащитном существе может мобилизовать
ребенка и настроить его на позитивный
лад.
В-третьих, подростку необходимо
соблюдать режим дня. Необходимо проследить
за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально
питался, достаточно времени находился
на свежем воздухе, занимался подвижными
видами спорта. Депрессия - психофизиологическое
состояние. Необходимо поддерживать физическое
состояние подростка в этот период.
И в-четвертых, обратиться за
консультацией к специалисту - психологу,
психотерапевту.
Поскольку причинами суицидов
среди подростков являются также и нарушения
межличностных отношений в школе, необходимо
принять меры по формированию классных
коллективов, нормализации стиля общения
педагогов с учащимися, оптимизации учебной
деятельности учащихся, вовлечению учащихся
в социально-значимые виды деятельности,
организации школьного самоуправления,
формированию установок у учащихся на
самореализацию в социально-одобряемых
сферах жизнедеятельности (культуре, спорте,
искусстве, науке и др.).
Взаимоотношения с учащимися
должны строиться на основе уважения,
убеждения, спокойном, доброжелательном
тоне общения.
Для предотвращения суицидов
у детей учителя могут сделать следующее:
- вселять у детей уверенность
в свои силы и возможности;
- внушать им оптимизм
и надежду;
- проявлять сочувствие
и понимание;
- осуществлять контроль
за поведением ребенка, анализировать
его отношения со сверстниками.
Формальное отношение части
классных руководителей к своей работе
выражается в незнании ситуации, в которой
находится ребенок, отсутствии контроля
за посещаемостью и успеваемостью ребенка.
Все это не позволяет вовремя оказать
учащемуся необходимую помощь, организовать
соответствующую работу.
Администрации школ необходимо
направить пристальное внимание и установить
контроль за стилем общения учителей с
учащимися в целях предотвращения случаев
оскорбления, унижения, психологического
и физического насилия со стороны педагогов.
Направления работы
специалистов (педагога-психолога, психотерапевта)
по профилактике депрессии и суицидов
Психолог должен рассказать
учителям и родителям, что такое суицид,
как выглядит депрессивный подросток.
Ведь классическое представление о том,
что это ребенок с грустными глазами, не
всегда соответствует действительности.
Депрессивным может оказаться как раз
тот, кто выпивает, смолит папироску и
хамит маме.
Для предотвращение суицидальных
попыток при наличии суицидального поведения
психологу необходимо:
- снять психологическое
напряжение в психотравмирующей ситуации;
- уменьшить психологическую
зависимость от причины, повлекшей суицидальное
поведение;
- формировать компенсаторные
механизмы поведения;
- формировать адекватное
отношение к жизни и смерти ребенка.
При малейшем подозрении
на психическую патологию у ребенка надо
обязательно проконсультироваться у психиатра.
Без ведома родителей этого делать нельзя,
но обсудить ситуацию со специалистом
психолог имеет право.
Если есть подозрение,
что у ребенка депрессия, нужно всячески
стараться объяснить родителям, чем они
рискуют, если оставят ребенка без помощи.
Чтобы подросток не счел психолога предателем,
нужно сказать примерно следующее: «Твое
состояние, возможно, связано с тем, что
ты в последнее время не можешь самостоятельно
справляться со своими проблемами. По
поводу этого нам нужно обязательно получить
квалифицированную консультацию, а по
правилам эту консультацию нельзя получить
без ведома родителей. Давай подумаем
вместе, как мы родителей в эту ситуацию
будем включать». Если же у подростка проблемы
с родителями, это вопрос каждого отдельного
случая.
Итак, виноватых в
самоубийстве, как правило, нет. Любой
суицид - это личное, осознанное решение
самого человека. И распоряжаться своей
жизнью - неотъемлемое право каждой личности.
Hо лучшая профилактика суицида - дать
возможность каждому ощутить это право,
равно как и право искать другие методы
для решения проблем! Если человек чувствует
себя нужным хотя бы самому себе, если
он имеет право голоса хотя бы в отношении
себя самого - уже поэтому жизнь становится
для него достаточно большой ценностью!
Заключение
Н. Карамзин справедливо назвал
самоубийство «неизъяснимым феноменом
в нравственном мире». Все существующие
теории, с помощью которых психологи, социологи
и философы пытаются объяснить суицидальное
поведение, мягко говоря, не справляются
со своей задачей. Понять суицид невозможно.
Единственное, что мы можем
- пытаться вернуть заблудившимся душам
веру в жизнь и отношение к ней как к высшей
ценности. Но с подростками это, возможно,
даже сложнее чем со взрослыми людьми.
У подростков совершенно сбита ценностно-ориентационная
сфера личности. Нет традиций, по которым
подростки могли бы жить, и нет инстинктов,
которые могли бы вести их. А что же тогда
есть? Есть культ насилия, саморазрушения
и ненависти в масс-медиа, есть множество
примеров того, как бездарные самоубийцы
превращались в «непонятых гениев», и,
наконец, есть вопросы без ответов.
Какие вопросы? Ну, например,
«зачем я живу?», «как справиться с этим
миром и успешно влиться в него?», «почему
меня все ненавидят?» и так далее. Если
подросток не находит ответы (а чаще всего
именно так и происходит), он может выбрать
страшную альтернативу.
Список литературы
«Актуальные проблемы суицидологии»
под ред. Портнова А.А.М., 1978.
Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н.
и др. Социология: курс лекций: Учебное
пособие. - Ростов-н/Д: Феникс, 1999.
Гуревич П.С. О жизни и смерти //
Жизнь земная и последующая. Сборник. -
М., Политиздат, 1991.
Камю А. «Бунтующий человек».,
М., Политиздат., 1990
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология.
Курс лекций. - М.: Центр, 1997
Фролов С.С. Социология. - М.: Логос,
1996
Белоглазов Г. «Социологический
анализ самоубийств в России» (www вариант).
Иванов В.Н. Девиантное поведение:
причины и масштабы // Социально-политический
журнал. - 1995. - №2.