5. Нормативно- правовая база
государственной семейной политики как
основа для повышения престижа семьи в
современных условиях .
В 90-е гг.
в деятельности государства по
отношению к семье формируются
некоторые позитивные тенденции.
В обществе осознается необходимость
глобальных решений по укреплению
семьи, осуществления радикальных мер семейной политики. Возросло
внимание регионов к проблемам семьи,
что нашло отражение в становлении территориальных
органов власти, непосредственно занимающихся
ее проблемами, осуществлении целевых
программ поддержки семьи, проведении
анализа ее положения, развитии социального
обслуживания. В стране складывается определенный
потенциал негосударственных субъектов
семейной политики, включая различные
общественные, религиозные, коммерческие
организации, политические партии и движения.
Начался процесс формирования общественных
организаций, объединений, деятельность
которых отражает интересы семьи. Действуют
такие организации, как Российская ассоциация
«Планирование семьи», Союз солдатских
матерей, Союз многодетных матерей, Фонд
помощи детям-инвалидам. Возрастает роль
науки в изучении жизнедеятельности семьи,
выявлении общих закономерностей и особенностей
ее функционирования и развития. Было
усилено внимание к проблемам семьи и
семейной политики в процессе подготовки
и проведения Международного года семьи
(1994). Национальный совет совместно с министерствами
и ведомствами, неправительственными
организациями осуществил комплекс организационных,
информационных, научных, других мероприятий,
направленных на решение проблем семьи,
укрепление семейных ценностей и семейного
образа жизни, активизацию конкретной
работы по поддержке семей в регионах.
Тенденция повышения ответственности
государства за семью получила отражение
в законодательстве страны. Так, Семейный
кодекс РФ, принятый в 1995 г., регулирует
сферу брачно-семейных отношений и устанавливает
условия и порядок вступления в брак, прекращения
брака и признания его недействительным,
определяет личные неимущественные и
имущественные отношения членов семьи.
Принятые государством меры имели целью
законодательно закрепить основные социальные
гарантии для лиц с несовершеннолетними
детьми, трудящихся с семейными обязанностями
(пособия на детей, налоговые, пенсионные,
другие льготы). В трудовом законодательстве
предусмотрены гарантии для беременных
женщин и женщин, имеющих детей, связанные
с их трудоустройством и увольнением,
улучшением условий труда. Часть этих
льгот была распространена на одиноких
мужчин, воспитывающих детей. Обоим родителям,
имеющим несовершеннолетних детей, уменьшен
налогооблагаемый совокупный доход на
сумму в размере двух минимальных зарплат
на каждого ребенка. В соответствии с пенсионным
законодательством женщины, родившие
пять и более детей и воспитавшие их до
8 лет, а также матери-инвалиды с детства
получили право на пенсию по возрасту
по достижении 50 лет и при общем стаже
не менее 15 лет. Принципиальным сдвигом
является рассмотрение семьи в некоторых
государственных документах в качестве
субъекта права. В частности, такой статус
в 1995 г. был придан семьям вынужденных
переселенцев (Постановление Правительства
Российской Федерации от 26 декабря 1995
г. № 1278). В 1996 г. правовой статус получили
семьи, переселяющиеся в сельскую местность,
а также фермерские семьи (Постановление
Правительства Российской Федерации от
7 февраля 1996 г. № 135). Эта тенденция прослеживается
и в жилищном законодательстве. По Федеральному
закону «О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации «Об основах
федеральной жилищной политики» (от 12.01.96
№ 9-ФЗ) размер расходов на оплату жилья
связан с совокупным доходом семьи на
одного человека, причем компенсации (субсидии)
предусматриваются, если доход не превышает
установленный прожиточный минимум. Кроме
того, в Законе Российской Федерации «Об
образовании» (в ред. Федерального закона
от 13.01.96 № 12-ФЗ) «семейное образование»
признается одной из форм системы образования.
В статье 52 «Права и обязанности родителей»
это положение вновь находит подтверждение:
родители «имеют право дать ребенку начальное
общее, основное общее, среднее (полное)
общее образование в семье».Вопросы государственной
семейной политики нашли также отражение
в нормативных документах, регламентирующих
социальную политику в отношении детей
и женщин. По этим направлениям социальной
политики приняты пакеты нормативных
документов, ряд предусмотренных в них
мер адресованы семье и могут быть отнесены
к компетенции семейной политики. В этой
связи следует выделить такие документы,
определяющие политику в отношении детей,
как Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №
81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей», Указ Президента Российской
Федерации от 14 сентября 1995 г. №942 «Об основных
направлениях государственной социальной
политики по улучшению положения детей
в Российской Федерации до 2000 г. (Национальный
план действий в интересах детей)», Постановление
Правительства Российской Федерации от
13 января 1996 г. № 28 «О плане действий по
улучшению положения детей в Российской
Федерации на 1995 1997 годы», ряд указов Президента
Российской Федерации по вопросам президентской
федеральной целевой программы «Дети
России», в частности, Указ Президента
Российской Федерации «О продлении действия
президентской программы «Дети России»
от 19 февраля 1996 г. №210.Проблема двойной
нагрузки работающей женщины-матери нашла
отражение в Указе Президента Российской
Федерации от 18 июня 1996 г. № 932 «О национальном
плане действий по улучшению положения
женщины и повышению ее роли в обществе
до 2000 года». Утвержденный правительством
в соответствии с указом развернутый план
действий предусматривает, в частности,
решение социальных проблем женщин, связанных
с совмещением профессиональных и семейных
обязанностей. Вместе с тем в стране отсутствует
единая правовая база государственной
семейной политики, принимаемые государством
меры в основном адресованы индивидууму
и слабо учитывают интересы семьи как
социального института. Становление идеологии
государственной политики в отношении
семьи представляет собой неоднозначный
и противоречивый процесс, основными вехами
которого стали Концепция семейной политики
Комитета по делам семьи, семейной и демографической
политике (1991), Концепция государственной
семейной политики Национального совета
по подготовке и проведению Международного
года семьи (1993) и Основные направления
государственной семейной политики (1996),
утвержденные Указом Президента Российской
Федерации от 14 мая 1996 г. №712. В этих документах
отражены идеология общечеловеческих
ценностей, приоритета интересов семьи
и личности, созданы условия для выхода
на новый уровень взаимодействия государства
и семьи. Однако сложившиеся предпосылки
не были эффективно использованы для формирования
семейной политики как направления социальной
политики, системы государственной деятельности,
развития ее методологических, программных,
организационно-управленческих основ.
Важным этапом в развитии официальной
парадигмы государственной семейной политики
стал вышеназванный Указ Президента Российской
Федерации «Об Основных направлениях
государственной семейной политики» (от
14 мая 1996 г. №712). Основные направления
государственной семейной политики отражают
многие острые проблемы жизнедеятельности
семьи. Впервые на государственном уровне
семейная политика получила государственное
определение. Она рассматривается как
составная часть социальной политики,
система принципов, оценок и мер, нацеленная
на «обеспечение необходимых условий
для реализации семьей ее функций и повышение
качества жизни семьи» (ст.8). В настоящее
время политика в отношении семьи в России
имеет положительную тенденцию. В условиях,
когда значительная часть семей всё ещё
имеет низкие доходы, приоритетной целью
политики стала социальная защита уязвимых
категорий населения. На федеральном уровне
усилия сосредоточены на материальной
поддержке и социальном обслуживании
семей. В тоже время необходимо повышать
внутренние ресурсы семьи для самообеспечения,
поддержания здоровья и личностного развития
своих членов.
Заключение
В целях ослабления
негативных тенденций в развитии
семьи, повышения престижа материнства, отцовства, создания благоприятных
условий для самореализации семьи, рождения
и воспитания детей, выработки эффективной
семейной политики в условиях разграничения
полномочий власти и с учетом положительного
опыта регионов, усиления взаимодействия
между органами власти (законодательной
и исполнительной) и структурами гражданского
общества при выработке и реализации мер
по защите и поддержке семьи и детей,
участники, общественных слушаний я рекомендую:
-развивать нормативную правовую базу,
ориентированную на повышение престижа
семьи, материнства, отцовства, создание
благоприятных условий для рождения и
воспитания детей, развитие семейных форм
воспитания детей-сирот;
-рассмотреть возможность увеличение
расходной части бюджета на реализацию
уже принятых нормативных правовых актов
по вопросам семейной политики из дополнительных
доходов бюджета на 2007 год и последующие
годы;
-поддержать и подключиться к реализации
к Комплексной социальной программе Всероссийской
политической партии «Единая Россия»
«Семьи и дети группы риска» и создать
единую информационную межведомственную
базу данных о детях и семьях, находящихся
в социально опасном положении;
-обратиться в Правительство Российской
Федерации с предложением о создании координирующего
органа по вопросам семьи, материнства
и детства на уровне Российской Федерации;
-при разработке и принятии регионального
бюджета приоритетными направлениями
определить расходы на реализацию
национальных проектов в области здравоохранения,
образования, жилья, развития села в интересах
семьи и детей, на обеспечение жильем детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей;
-в дополнение к существующим памятным
и знаменательным датам, способствующим
повышению престижа семьи и признанию
ее как фундаментальной ценности общества
принять соответствующие решения об учреждении;
-совместно с общественными объединениями
разработать и рассмотреть возможность
проведения ежегодного конкурса «Семья
года»;
-ввести в практику привлечение общественных
организаций к разработке и обсуждению
законов и решений, направленных на укрепление
материального, физического, нравственного
здоровья семьи, женщин, детей;
-обеспечить широкое информирование населения
о правах, пособиях, льготах и иных действующих
мерах социальной поддержки семей с детьми;
-инициировать разработку мер, направленных
на защиту детей от информации, пропаганды
и агитации, наносящих вред его здоровью,
нравственному и духовному развитию с
внесением необходимых дополнений в Закон
Рязанской области «О нравственности»;
-разработать проект Закона, предусматривающий
награждение многодетных матерей, достойно
воспитывающих 3,4,5 и более детей Почетным
знаком «Материнская слава» I, II, III с выплатой
единовременной премии награжденным.
Заключение
К 2000 году в России
завершён период политических
и экономических преобразований,
которой оказал большое воздействие
и в том числе на институт
семьи. На ближайшую перспективу
для нашей страны определён
либеральный путь развития, поэтому дальнейшее формирование семейной
политики будет осуществляться в контексте
принятой модели развития.
В связи с либеральной
моделью развития России неизбежен
уход от поддержки государством
всех семей (как в СССР) и
переход на адресную помощь (только нуждающимся).
Время уже показало,
что избранный путь развития
имеет хорошие перспективы. Постепенно
население страны приспосабливается
к условиям рыночной экономики.
С 2001 года фиксируется устойчивое
увеличение реальных доходов
населения (за вычетом инфляции). Семьи в числе первоочередных
приоритетов определяют образование детей;
нацелены на жизнеобеспечение семьи на
трудовой основе. Имеющий место кризис
90-х годов в стране способствовал не
только негативным влияниям (вплоть
до распада семьи ), но и росту семейных
ценностей, укреплению семейных связей.
Таким образом происходит модернизация
института семьи в новых условиях, выявляется
его значительная устойчивость в социальной
структуре общества.
Адекватная современному
периоду развития России семейная политика должна способствовать
формированию гармоничной личности, которая
будет жить в условиях технологий XXI века.
И здесь необходимо выравнивание через
семью стартовых возможностей детей,
защита их интересов, а укрепление экономических
и нравственно- культурных основ семьи
следует рассматривать как инвестицию
в будущее страны.
Благополучная семья
– это основа деятельности
государства, а благополучие семьи
– это цель деятельности любого
социального государства. Благополучная
семья – это прежде всего полная семья , где в воспитании
детей принимают участие оба родителя.
Ещё, это семья, имеющая 2-3 ребёнка (очень
важный показатель). Наконец, это определённый
достаток и культурно- нравственный
уровень. Только благополучная семья имеет
возможность обеспечить условия для правильного
( во всех смыслах) развития своих детей,
а дети – это то, ради чего и создаётся
семья .
Государственная
политика должна способствовать
возрождению и укреплению семейных
ценностей. Стабильное развитие
России в последние несколько лет показывает, что избранная
стратегия в целом правильна и позволяет
надеяться на скорые результаты .
Заключение
Государственная
семейная политика, объектом которой
является семья, формируется на
основе закономерностей функционирования института семьи. Модернизация государственной
семейной политики связана с модернизацией
семьи как социального института. Это
два взаимосвязанных процесса. Семья -
это структурное базисное образование,
своеобразное “ядро” общества, его первичная
клеточка. Наиболее значимые, актуальные
общественные интересы формируются в
семье и агрегируются сначала на уровне
семьи, так как именно она является уникальным
носителем и транслятором социального
опыта. Значение семьи в общественной
жизни определяется такими ее основными
социальными функциями, как регулирование
отношений между полами и поколениями,
рождение и социализация детей, передача
материальных и духовных ценностей от
поколения к поколению, внутрисемейное
перераспределение доходов, формирование
потребностей и совместное потребление
материальных и культурных благ, организация
и ведение домашнего хозяйства, личного
подсобного хозяйства и семейного производства,
восстановление сил и здоровья, уход за
малолетними детьми, больными и престарелыми.
Семья выполняет функции эмоционального
и духовного общения, взаимной поддержки
и сотрудничества, удовлетворения сексуальных
потребностей и другие. От нормального
функционирования семьи во многом зависит
личное счастье мужчин и женщин, психическое,
физическое и духовное здоровье супругов
и детей, удовлетворенность человека жизнью.
Вот и получается, что здоровая, благополучная,
законопослушная семья – это и опора государства,
и основа общественного согласия, а также
политической и социальной стабильности.
Бесспорно, что все эти условия приводят
к повышению престижа в семье в современном
обществе.
В конце своей
работы мне бы хотелось привести
слова президента Чувашии Н.В.
Федорова: «Счастливая семья
– залог жизнеспособности и
стабильности общества. 2003 год в
республике объявлен Годом семьи, которая стала главным
объектом внимания руководства Чувашии.
В этом году приняты важнейшие социальные
программы по развитию села, открытию
дополнительных офисов семейного врача,
завершению газификации республики. Растет
число граждан, получивших социальное
жилье и льготные ипотечные кредиты на
строительство жилья. Уверен, эти меры
по укреплению и улучшению условий жизни
сможет ощутить каждая семья Чувашии».
Список использованной
литературы :
- Климантова Г. И. Государственная семейная политика современном России : Учебное пособие .- М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» , 2004.
- Холостова Е. И. Социальная работа с семьёй : Учебное пособие .- М. : Издательско- торговая корпорация «Дашков и К» , 2006.
- Феминология . Семьеведение . Под редакцией Л.Т. Шинелевой . М. : Издательство МГСУ «Союз» , 1997.
- Зуйкова Е.М. , Ерусланова Р. И. Феминология и гендерная политика : Учебник .- М. : Издательско- торговая корпорация «Дашков и К» , 2007.
- Соц. Защита : профессионализм, партнёрство, ответственность : Материалы межрегиональной научно- практической конференции / Под ред. В. В. Андреева и Р.И. Еруслановой .- М .: ИНИОН РАМ РФ , 2005.