Проблемы формирования «общенациональной идеи» (идеологии) в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:33, реферат

Краткое описание

Цель реферата – отразить конкретные проблемы формирования общенациональной идеи, рассмотреть некоторые особенности самого понятия «национальная идея», а также выявить сложности процесса осуществления общенациональной идеи на примере идеи гражданского общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ» ИДЕЯ. 6
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ. 9
2. 1. Особенности политического менталитета в России и проблема рационализации «народных чувств». 9
2. 2. Проблемы национального вопроса. 13
2.3. Государственно-политические реалии в современной России. 17
ГЛАВА 3. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 20
3. 1. Гражданское общество 20
3. 2. Перспективы становления гражданского общества в современной России. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 28

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по социологии.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 

Кафедра  истории и социологии 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине: социология

на  тему: Проблемы формирования «общенациональной идеи»

(идеологии)  в России 
 
 
 
 
 

  
 
 

                   Выполнила: студентка 1 курса  

                  специальности «финансы и кредит»

                   группы ФиК – 193

                    
                 
                 

  «Мурманск»

2010

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

       «За последнее десятилетие наше общество дважды пережило разрушение претендовавших на всеобщность идейно-ценностных конструкций: на рубеже 80-х и 90-х годов рухнул «социализм», а через пару лет за ним последовала «радикально-либеральная модель» образца 1991 г. Россия оказалась ныне в идейном и ценностном вакууме, что усугубляет ее системный кризис и затрудняет переход к восходящей фазе развития. Консервация подобного состояния чревата невосполнимой утратой отличительной черты российской цивилизации - ее духовности.»1

     Этими словами начинается статья, опубликованная в журнале «Полис», на тему об идеологических условиях общественного согласия в России.

     В последнее время в Российской Федерации и за её пределами действительно происходит большое количество событий, которые говорят о существовании в российском обществе кризисных явлений. В частности, они проявляются и в сфере идеологии и национального самосознания.

     Следующая выдержка из статьи А.А. Возьмителя описывает именно такие кризисные явления. В статье говорится, что примерно в течение последних  пятнадцати лет в нашей стране насаждается миф о деидеологизации общества и государства. Но на самом деле ситуация несколько иная. «Вместе с разрушением системы единомыслия, культивируемой коммунистической идеологией, в условиях развала системы правовой, социальной и моральной регуляции, произошел не переход к духовной свободе, а переход к новому закабалению масс чуждыми идеалами и ценностями, в основе которых агрессивная бездуховность, корыстолюбие, ненависть и насилие. Воцарилась идеология продажности, оборотной стороной которой является безудержное потребление, навязываемое людям в качестве высшей ценности. ... Однако с такой идеологией можно надежно двигаться «вперед» только к полному краху России».2

     В связи с этим становится очевидным, что в современном российском обществе необходима стержневая консолидирующая идея, которая как магнит притягивала бы к себе другие значимые для страны идеи и ценности, упорядочивая их в систему национальных приоритетов и целей, близких и понятных российскому народу. Существование такой идеи сделало бы невозможным влияние разнообразных негативных идей. Другими словами, сегодня условием процветания России и её многонационального народа является именно общенациональная идея, идеология.

     Национальная  идея — идеология, благодаря которой  народ становится народом, нация  — нацией. Основным условием ее формирования является учет образа мышления всех людей, влияния их мировоззрения на действительность. В этом смысле правильное восприятие национальной идеи, значение чувства национального самосознания следует признать в качестве одной из насущных задач времени.

     Очевидно, что процесс формирования идеологии представляется длительным и трудным, что обусловлено целым рядом причин. Среди которых, безусловно, можно выделить как глобальные, всеобъемлющие (политический менталитет российского народа, проблемы идентичности разных национальностей), так и более узкие (несовершенства законодательства, коррупция). Однако в независимости от масштаба, все проблемы оказывают крайне сильное влияние, а их совокупное рассмотрение и подробный анализ могут дать ответ на волнующие нас вопросы о стабильности политических режимов, успехе демократических преобразований, повышении благосостояния населения и так далее. И без ответов на эти вопросы дальнейшее успешное развитие страны просто невозможно.

     Несмотря  на то, что в последнее время понятие «национальная идея» глубоко входит в нашу жизнь, эта проблема остается сегодня в ряду малоизученных и недостаточно проработанных. Кроме того, с понятием «национальная идея» (и тем более «идеология») в российском обществе связано множество неоднозначностей и даже стереотипов.

      Цель  реферата – отразить конкретные проблемы формирования общенациональной идеи, рассмотреть некоторые особенности  самого понятия «национальная идея», а также выявить сложности  процесса осуществления общенациональной идеи на примере идеи гражданского общества.

      Следовательно, объектами исследования в данной работе являются:

1) сущность понятия «общенациональная  идея»

2) особенности политического менталитета  россиян

3) проблема рационализации «народных  чувств»

4) проблема национального вопроса в современной России

5) государственно-политические реалии 

6) проблемы и перспективы становления  гражданского общества как национальной  идеи Российской Федерации. 

 

ГЛАВА 1. Сущность понятия «общенациональная» идея.

     История человечества есть история идей и идеологий.

     Идеи  являются продуктом человеческого  мышления. Национальная идея есть результат интеллектуальной деятельности всей нации, всего многонационального народа.

     Идеология является выражением целей и устремлений, потребностей и интересов наций, народов, общественных групп, различных слоев общества в целом, а также охватывает принципы и методы их осуществления. Она придает смысл жизни личности, обогащает содержание нашего бытия, мобилизует на достижение высоких гуманистических целей.

     Национальная  идеология приобретает важное значение в жизни миллионов людей, представляющих разные нации и народности, становится мощным фактором формирования общественного  сознания. Отсутствие прогрессивной  идеи и идеологии лишает человека, общество, государство стратегической цели на пути прогресса.

     Любая идеология должна выполнять следующие  основные функции:

     — убеждать в достоверности определенной идеи;

     — быть программой действия;

     — организовывать и мобилизовывать людей  на ее реализацию;

     — идейно воспитывать;

     — вырабатывать идеологический иммунитет;

     — быть духовно-нравственным критерием.

     Соответственно, только в случае реализации этих функций, идеология содействует достижению практических результатов, позволяет государству и нации двигаться вперед к намеченной цели.

       Идеология необходима каждому обществу. Без  идеологии человек, общество, государство  потеряют ориентиры на своем пути. И если где-то возникает идеологический вакуум, то там, естественно, будет править  другая идеология. Именно об этом и пишут многие современные журналисты, социологи, политики, упоминая, в частности, печальный опыт России в 90-е годы. Это время, по всеобщему мнению, было ознаменовано сильнейшим воздействием «инородных» идей при полном отсутствии каких-либо ориентиров и обесценивании истинно важных принципов человеческого существования.

       «Сейчас, когда завершился век, на который пришлось много испытаний, бедствий, трагедий, войн, репрессий, в период, когда человечество перешагнуло порог нового тысячелетия, борьба старых и новых идеологий как никогда набирает стремительный темп. Разнообразные, иногда совершенно противоречивые мировоззрения, споры между политическими, национальными, религиозными течениями, сектами порой выходят за рамки дискуссий и становятся причиной кровавых столкновений, массовых убийств, приносят много бедствий людям».3 Именно идеология нашего общества, выражая жизненные интересы простого человека, который является опорой этого общества, должна стать источником силы и энергии для народа в достижении им мирной, безопасной, благополучной, обеспеченной жизни.

       Итак, каким же требованиям должна отвечать и что должна сконцентрировать в  себе национальная идея, национальная идеология?

       1. национальная идеология, прежде всего, должна охватить в себе высшие цели и задачи, поставленные сегодня перед обществом, отразить духовную самобытность, своеобразие и уникальность священных традиций и чаяний нашего многонационального народа, формировавшихся на протяжении многих веков и тысячелетий.

       2. независимо от разнообразия взглядов и жизненных позиций, стремлений и надежд различных социальных категорий и групп, преобладающих в нашем обществе, веры и убеждений каждого человека единая идея-идеология призвана объединить их вокруг единого национального знамени, обеспечить приоритет высших интересов и целей народа и государства.

       3. наша национальная идеология должна быть совершенно свободна от любых проявлений элементов агрессивного национализма, экстремизма и тому подобных пороков, неуважительного и пренебрежительного отношения к другим нациям и народам, должна стать надежной опорой в достижении нами уважения среди соседних государств и народов, в мировом сообществе и на международной арене.

       4. национальная идея, исходя из  высших духовных и общечеловеческих  ценностей, должна стать источником мудрости и силы в благородном деле воспитания молодого поколения в духе патриотизма, верности своей земле и Отечеству.

       5. она должна органически связывать  наше славное прошлое и великое  будущее, чтобы мы могли по  достоинству гордиться бессмертным наследием наших великих предков, и вместе с тем открыть нам широкие возможности к овладению достижениями мировой культуры и прогресса.

       Национальная  идеология — уникальный инструмент сплочения народа. Тот народ, который  имеет такую идеологию, в состоянии  поставить перед собой великие цели и достичь их. Сплочение, единство нации, народа — вот залог прогресса.

       Исследование  сущности понятия «общенациональная  идея» позволит выявить проблемы  формирования такой идеи, объективно существующие в условиях российской действительности.

       Кроме того, понимание сути этого понятия  раскрывает всю важность и значимость формирования национальной идеи в каждой стране.   
 
 
 

ГЛАВА 2. Проблемы формирования общенациональной идеологии.

2. 1. Особенности политического менталитета в России и проблема рационализации «народных чувств».

     Политический  менталитет – это  и представления и убеждения, присущие определенной социальной общности; это и совокупность установок, которые предполагают активное восприятие окружающей действительности, как на уровне отдельной социальной общности, так и ее субъектов; это и особого рода конструкт «коллективного бессознательного».

     Политический  менталитет связан с опытом, повседневной жизнью и включает в себя: представления  о политической реальности; ценностные политические ориентации, носящие как осознанный, так и неосознанный характер; политические установки, стихийные предрасположенности особым образом реагировать на политическую ситуацию.

     Существуют  некоторые базовые представления, ценности и установки, присущие на уровне повседневности значительной части российского общества. Именно в их осмыслении заложена возможность установить суть одной из проблем формирования общенациональной идеологии (национальной идеи) в современном российском обществе.

     Для российского политического менталитета характерным является культ государственной власти, преклонение перед ней как воплощением силы и господства. «Такая фетишизация государственной власти порождает этатизм, причем не в западном, а, скорее, в восточном смысле. Этатизм основывается на том, что российское государство, наделяющееся сверхъестественными свойствами, рационально воспринимается как создатель российской действительности». 4

     В российском политическом менталитете  доминирует определенный образ государственной власти. Народ не столько поручает власти выполнение каких-либо функций, сколько вручает ей свою судьбу. На этой основе в российском политическом менталитете утвердился в качестве ценности и базовой установки патернализм.

Информация о работе Проблемы формирования «общенациональной идеи» (идеологии) в России