Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:52, реферат
Ведущие страны рыночной экономики большое внимание уделяют эффективному функционированию таких отраслей, как образование, культура, здравоохранение, туризм и отдых, жилищно-коммунальное хозяйство, экология. Совокупность этих отраслей обычно определяется как социальная сфера. По мере развития рыночной экономики значение социальной сферы постоянно возрастает.
1. Введение…………………………………………………………………………………………………….3
2. Прогнозирование и планирование социального развития и повышения уровня жизни………………………………………………………………………………………………………4
3. Заключение………………………………………………………………………………………………12
4. Список литературы………………………………………………………………………………..…13
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московская академия экономики и права»
Смоленский филиал
Факультет: Экономический
Специальность: 080100.65 «Финансы и кредит»
Реферат
по дисциплине: «Экономическая теория»
на тему: «Прогнозирование и планирование в макроэкономике социального развития и уровня жизни населения»
Выполнила студентка
Руководитель:
Стабронькина Л.Н.
Смоленск 2012 год
Содержание
1.
Введение…………………………………………………………
2.
Прогнозирование и
3.
Заключение……………………………………………………
4.
Список литературы…………………………………
Введение
Ведущие страны рыночной экономики большое внимание уделяют эффективному функционированию таких отраслей, как образование, культура, здравоохранение, туризм и отдых, жилищно-коммунальное хозяйство, экология. Совокупность этих отраслей обычно определяется как социальная сфера. По мере развития рыночной экономики значение социальной сферы постоянно возрастает.
Обоснование направлений социально-
Актуальность данной темы заключается в том, что в стране еще не достаточно полно на практике отражаются те социальные гарантии, о которых говорит Конституция.
Современные условия хозяйствования
требуют максимального
Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями при прогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции, программы, мероприятия, является сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся
налаживание
новых многообразных
Прогнозирование и планирование социального развития и повышения уровня жизни
В системе внутренней политики государства особое место занимает социальная политика.
Социальная политика — особый аспект внутренней политики, целью и содержанием которого является регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми. Важнейшее свойство политики состоит в том, чтобы в концентрированной форме выражать потребности, интересы социальных групп, классов, партий, поэтому социальная политика есть не что иное, как концентрированное воплощение потребностей, интересов людей в области социальных отношений и условий их жизнедеятельности. Социальные отношения возникают и развиваются между людьми в процессе их общения между собой. Это общение приобретает различные формы: а) между социальными группами; б) между классами; в) между нациями; г) внутри социальных групп, классов и наций; д) между семьями и внутри них. Условия жизнедеятельности людей — это материальные и духовные блага, сферы деятельности, необходимые для их существования и развития. Таким образом, социальная политика — это политика, обращенная непосредственно к населению: классам, нациям, социальным группам и слоям населения, к семье, личности. Поэтому можно говорить о том, что главным объектом социальной политики является население страны, выступающее в качестве потребительной силы общества, субъекта потребностей и потребления. Стратегия и тактика современной социальной политики Российской Федерации содержится в программе социальных реформ.
В ней выделены следующие стратегические цели социальной политики:
— достижение ощутимого улучшения
материального положения и
— обеспечение эффективной
— гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
— переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
— нормализация и улучшение демографической
ситуации, снижение смертности населения,
особенно детской и граждан
— существенное улучшение социальной инфраструктуры.
В соответствии с программой социальных реформ в России, намеченные цели социальной политики планируется достигнуть в два этапа.
Главные задачи первого этапа носят достаточно локальный характер. Это: стабилизация уровня жизни населения, постепенное сокращение масштабов бедности, уменьшение разрыва в уровне жизни между различными категориями населения, недопущение массовой безработицы, усиление защиты трудовых и социальных прав граждан.
Второй этап должен протекать в
более благоприятных
Народное благосостояние является одним из ключевых объектов стратегического планирования. Содержание этой категории раскрывается через такие понятия как: «условия жизни», «уровень жизни», «качество жизни».
Под «условиями жизни» понимают наиболее непосредственные объективные обстоятельства жизнедеятельности населения (занятость, оплата труда и доходы, формы расселения, характер жилища, имущественная обеспеченность семей; развитие системы социальных выплат и отраслей социальной сферы).
«Уровень жизни» — это
обеспеченность населения
«Качество жизни» — это понятие,
характеризующее, с одной стороны,
самого субъекта общественной жизни
и потребностей — человека (например,
продолжительность жизни, уровень
физического и психического здоровья,
образования, культурного и
Задачи стратегического
Стратегическое планирование уровня
жизни в Российской Федерации
осуществляется в настоящее время
в форме разработки соответствующих
разделов прогнозов социально-
В процессе разработки прогнозов уровня жизни, комплексных и локальных федеральных целевых программ используется целая система показателей, состоящая из трех групп.
В первую группу входят синтетические показатели уровня жизни.
К ним относят:
1) показатели,
характеризующие уровень
2) показатели
уровня удовлетворения
3) показатели удовлетворения потребностей населения в труде (занятость экономически активного населения, продолжительность рабочей недели, уровень безработицы и ее структура, доля неквалифицированного и тяжелого труда и т.д.);
4) показатели,
характеризующие
5) показатели,
характеризующие состояние
6) показатели уровня и качества обеспеченности жильем;
7) душевые показатели: производство ВВП, ВНП, НД; общих и конечных доходов домашних хозяйств; фактического конечного потребления домашних хозяйств материальных товаров и нематериальных услуг, расходов домашних хозяйств на конечное потребление материальных товаров, фактического конечного потребления домашними хозяйствами материальных товаров).
Во вторую группу входят натуральные показатели, измеряющие объемы потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, прожиточный минимум, число перевезенных пассажиров различными видами транспорта и т.д.).
Третью группу составляют показатели, выражающие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентрации и дифференциации доходов и потребление и др.).
В условиях рыночного хозяйства
уровень жизни населения
Важным инструментом государственного
регулирования и
В процессе расчетов величины прожиточного минимума может быть использован ряд методов:
1.Статистический (прожиточный минимум устанавливается на уровне доходов, которыми располагают 10—20% самых малоимущих граждан страны).
2. Нормативный (определяется по фактической стоимости потребительских товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину).