Прогнозирование и планирование в макроэкономике социального развития и уровня жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:52, реферат

Краткое описание

Ведущие страны рыночной экономики большое внимание уделяют эффективному функционированию таких отраслей, как образование, культура, здравоохранение, туризм и отдых, жилищно-коммунальное хозяйство, экология. Совокупность этих отраслей обычно определяется как социальная сфера. По мере развития рыночной экономики значение социальной сферы постоянно возрастает.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………………………………….3
2. Прогнозирование и планирование социального развития и повышения уровня жизни………………………………………………………………………………………………………4
3. Заключение………………………………………………………………………………………………12
4. Список литературы………………………………………………………………………………..…13

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Прогнозирование и планирование в макроэкономике социального развития и уровня жизни населения.docx

— 28.69 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Московская академия экономики и права»

Смоленский  филиал

 

 

 

Факультет: Экономический 

Специальность: 080100.65 «Финансы и кредит»

 

 

Реферат

 

 

по дисциплине: «Экономическая теория»

на тему: «Прогнозирование и планирование в макроэкономике социального развития и уровня жизни населения»

  

 

 

 

Выполнила студентка            

                                                                                      Курс 2 группа 10-1ЭОБ

                                                                                      Бархатова О.А.

 

Руководитель:

Стабронькина Л.Н.

 

 

 

Смоленск 2012 год

Содержание

 

1.      Введение…………………………………………………………………………………………………….3

2.      Прогнозирование и планирование  социального развития и повышения   уровня жизни………………………………………………………………………………………………………4

3.      Заключение………………………………………………………………………………………………12

4.      Список литературы………………………………………………………………………………..…13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ведущие страны рыночной экономики  большое внимание уделяют эффективному функционированию таких отраслей, как  образование, культура, здравоохранение, туризм и отдых, жилищно-коммунальное хозяйство, экология. Совокупность этих отраслей обычно определяется как социальная сфера. По мере развития рыночной экономики  значение социальной сферы постоянно  возрастает.

Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в  том, что бы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более  отдаленного будущего в исследуемой  области, руководствуясь реальными  экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой – способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций  его последствий в прогнозируемом периоде.

Актуальность данной темы заключается  в том, что в стране еще не достаточно полно на практике отражаются те социальные гарантии, о которых говорит Конституция.

Современные условия хозяйствования требуют максимального расширения сферы и совершенствования методов  прогнозирования и планирования. Чем выше качество прогнозов и  планов, тем более весомым будет  их вклад в общественное развитие.

Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями  при прогнозировании  и планировании, разработке соответствующей  концепции, программы, мероприятия, является сохранение и развитие высокоэффективной  структуры экономики, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся

налаживание новых многообразных экономических  связей в масштабах региона, государства  и с внешним миром.

Прогнозирование и планирование социального развития и повышения  уровня жизни

В системе внутренней политики государства  особое место занимает социальная политика.

Социальная политика — особый аспект внутренней политики, целью и содержанием которого является регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми. Важнейшее свойство политики состоит в том, чтобы в концентрированной форме выражать потребности, интересы социальных групп, классов, партий, поэтому социальная политика есть не что иное, как концентрированное воплощение потребностей, интересов людей в области социальных отношений и условий их жизнедеятельности. Социальные отношения возникают и развиваются между людьми в процессе их общения между собой. Это общение приобретает различные формы: а) между социальными группами; б) между классами; в) между нациями; г) внутри социальных групп, классов и наций; д) между семьями и внутри них. Условия жизнедеятельности людей — это материальные и духовные блага, сферы деятельности, необходимые для их существования и развития. Таким образом, социальная политика — это политика, обращенная непосредственно к населению: классам, нациям, социальным группам и слоям населения, к семье, личности. Поэтому можно говорить о том, что главным объектом социальной политики является население страны, выступающее в качестве потребительной силы общества, субъекта потребностей и потребления. Стратегия и тактика современной социальной политики Российской Федерации содержится в программе социальных реформ.

 

В ней выделены следующие стратегические цели социальной политики:

— достижение ощутимого улучшения  материального положения и условий  жизни людей;

— обеспечение эффективной занятости  населения, повышение качества и  конкурентоспособности рабочей  силы;

— гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

— переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

— нормализация и улучшение демографической  ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного  возраста;

— существенное улучшение социальной инфраструктуры.

В соответствии с программой социальных реформ в России, намеченные цели социальной политики планируется достигнуть в  два этапа.

Главные задачи первого этапа носят  достаточно локальный характер. Это: стабилизация уровня жизни населения, постепенное сокращение масштабов бедности, уменьшение разрыва в уровне жизни между различными категориями населения, недопущение массовой безработицы, усиление защиты трудовых и социальных прав граждан.

Второй этап должен протекать в  более благоприятных экономических  условиях. Имеются предпосылки, что  российская экономика начнет динамично  развиваться, в результате чего появятся: материальные и финансовые возможности  для увеличения расходов на социальные нужды; предпосылки для реального  роста денежных доходов населения, искоренения массовой бедности, обеспечения  оптимального уровня занятости. На этом этапе намечается решить следующий  комплекс задач: повысить минимальные  государственные гарантий заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума соответствующих  групп населения, ввести новый стандарт оплаты труда — часовую тарифную ставку; на основе социального партнерства  внедрить механизм тарифного регулирования  заработной платы во внебюджетном секторе  экономики, приблизить уровень оплаты труда работников бюджетной сферы  к уровню заработной платы в производственных отраслях.

Народное благосостояние является одним из ключевых объектов стратегического  планирования. Содержание этой категории  раскрывается через такие понятия  как: «условия жизни», «уровень жизни», «качество жизни».

Под «условиями жизни» понимают наиболее непосредственные объективные обстоятельства жизнедеятельности населения (занятость, оплата труда и доходы, формы расселения, характер жилища, имущественная обеспеченность семей; развитие системы социальных выплат и отраслей социальной сферы).

  «Уровень жизни» — это  обеспеченность населения необходимыми  для его жизнедеятельности материальными  и духовными благами, достигнутый  уровень их потребления и степень  удовлетворения потребностей людей  в этих благах.

«Качество жизни» — это понятие, характеризующее, с одной стороны, самого субъекта общественной жизни  и потребностей — человека (например, продолжительность жизни, уровень  физического и психического здоровья, образования, культурного и интеллектуального  потенциала), а с другой, комфортность, удобство жизненных условий, состояние  среды обитания людей.

Задачи стратегического планирования уровня жизни определяются целями социальной политики. Хотя, и это следует  иметь в виду, результаты такой процедуры планирования, как прогнозирование социального развития страны, учитываются в процессе формирования стратегии и тактики социальной политики. Главная задача стратегического планирования уровня жизни состоит в том, чтобы по крайней мере не допускать в ближайшей перспективе падения жизненного уровня населения по сравнению с уже достигнутым, а в дальнейшем, создать необходимые предпосылки для роста народного благосостояния, повышении качества жизни. Локальные же задачи — являются производными от главной, подчиненными ей и, вместе с тем, они отражают особенности деятельности государства по регулированию отдельных аспектов народного благосостояния.

Стратегическое планирование уровня жизни в Российской Федерации  осуществляется в настоящее время  в форме разработки соответствующих  разделов прогнозов социально-экономического развития страны, комплексных программ Правительства РФ по развитию национальной экономики, а также федеральных  целевых комплексных программ, предусматривающих  решение узловых проблем, способствующих повышению уровня и качества жизни  населения.

В процессе разработки прогнозов уровня жизни, комплексных и локальных  федеральных целевых программ используется целая система показателей, состоящая  из трех групп.

В первую группу входят синтетические показатели уровня жизни.

 

 

К ним относят:

1)        показатели, характеризующие уровень удовлетворения  потребностей, связанных с поддержанием  жизни (коэффициенты рождаемости,  смертности, естественного прироста  населения в целом и его  отдельных социальных групп;

2)        показатели  уровня удовлетворения потребностей  по сохранению и защите здоровья    (смертность, продолжительность жизни,  заболеваемость;

3)         показатели  удовлетворения потребностей населения в труде (занятость экономически активного населения, продолжительность рабочей недели, уровень безработицы и ее структура, доля неква­лифицированного и тяжелого труда и т.д.);

4)        показатели, характеризующие удовлетворение  потребностей в развитии личности   российских граждан (численность  населения имеющего различные  уровни образования, доля времени  на культурную деятельность в  структуре свободного времени,  доля средств расходуемых на  образование и культуру в федеральном  бюджете, в совокупных расходах  населения);

5)        показатели, характеризующие состояние окружающей  среды;

6)       показатели уровня и качества обеспеченности жильем;

7)        душевые показатели: производство ВВП, ВНП, НД; общих  и конечных доходов домашних  хозяйств; фактического конечного  потребления домашних хозяйств материальных товаров и нематериальных услуг, расходов домашних хозяйств на конечное потребление материальных товаров, фактического конечного потребления домашними хозяйствами материальных товаров).

Во вторую группу входят натуральные  показатели, измеряющие объемы потребления  конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов  питания, прожиточный минимум, число  перевезенных пассажиров различными видами транспорта и т.д.).

Третью группу составляют показатели, выражающие пропорции и структуру  распределения благосостояния (распределение  населения по доходным группам, показатели концентрации и дифференциации доходов  и потребление и др.).

В условиях рыночного хозяйства  уровень жизни населения зависит  от объема доходов, получаемых им за работу по найму, от коммерческой деятельности, от собственности, от работы в семейном хозяйстве, а также социальных выплат из федерального и местного бюджетов.

Важным инструментом государственного регулирования и стратегического  планирования доходов населения  является определение величины прожиточного минимума, поскольку именно на него государство ориентируется при  определении минимального размера оплаты труда. Под величиной прожиточного минимума понимают показатель абсолютного измерения низких доходов населения, обеспечивающих потребление им важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне.

В процессе расчетов величины прожиточного минимума может быть использован  ряд методов:

1.Статистический (прожиточный минимум  устанавливается на уровне доходов, которыми располагают 10—20% самых малоимущих граждан страны).

2.  Нормативный (определяется по фактической стоимости потребительских товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину).

Информация о работе Прогнозирование и планирование в макроэкономике социального развития и уровня жизни населения