Психологическая характеристика основных потребностей людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал обсуждаться в психологии сравнительно недавно, в первой четверти ХХ века. При этом потребность как переживание нужды рассматривалась среди различных эмоциональных проявлений, а порой - и как инстинкты. Очевидно, первой работой, специально посвященной потребностям, является книга экономиста и ученого Луйо Брентано. Он определил потребность как «всякое отрицательное чувство, соединенное со стремлением устранить его при помощи удаления вызывающей его неудовлетворённости». С тех пор появилось много различных точек зрения на её сущность - от чисто биологических до социально - экономических и философских. Так к первым можно отнести представления З.Фрейда о влечении и рассуждения Г.Холла (G.Hall, 1961) о «драйве». Существует точка зрения о потребностях как отсутствии блага у психолога Д.А.Леонтьева Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей //Психологический журнал.-1992.-№ 2. - как отношении между личностью и окружающим миром.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы понятия потребностей личности
§ 1.1 Научные подходы к определению понятия потребности человек
§ 1.2 Классификация и виды потребностей
Глава 2. Экспериментальное изучение основных потребностей человека как личности
§ 2.1 Выделение и характеристика наиболее значимых потребностей с точки зрения практического поведения личности
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Психологическая характеристика основных потребностей людей.rtf

— 134.42 Кб (Скачать файл)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

На тему

 

Психологическая характеристика основных потребностей людей

 

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы понятия потребностей личности

§ 1.1 Научные подходы к определению понятия потребности человек

§ 1.2 Классификация и виды потребностей

Глава 2. Экспериментальное изучение основных потребностей человека как личности

§ 2.1 Выделение и характеристика наиболее значимых потребностей с точки зрения практического поведения личности

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал обсуждаться в психологии сравнительно недавно, в первой четверти ХХ века. При этом потребность как переживание нужды рассматривалась среди различных эмоциональных проявлений, а порой - и как инстинкты. Очевидно, первой работой, специально посвященной потребностям, является книга экономиста и ученого Луйо Брентано. Он определил потребность как «всякое отрицательное чувство, соединенное со стремлением устранить его при помощи удаления вызывающей его неудовлетворённости». С тех пор появилось много различных точек зрения на её сущность - от чисто биологических до социально - экономических и философских. Так к первым можно отнести представления З.Фрейда о влечении и рассуждения Г.Холла (G.Hall, 1961) о «драйве». Существует точка зрения о потребностях как отсутствии блага у психолога Д.А.Леонтьева Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей //Психологический журнал.-1992.-№ 2. - как отношении между личностью и окружающим миром.

Потребности являются одним из важных факторов, побуждающих субъектов к активной деятельности. Благодаря потребностям жизнь приобретает целенаправленность, что происходит при удовлетворении потребности, либо предотвращении неприятного столкновения со средой. Удовлетворение потребностей - это процесс освоения определённой формы деятельности, обусловленной общественным развитием. Поскольку процесс удовлетворения выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Изучение потребностной сферы личности, соотнесение своих субъективных представлений о потребности с её объективным содержанием, поиск средств овладения целью как объектом определяет актуальность выбранной темы курсовой работы.

Методологической основой исследования послужили взгляды на феноменологию потребностей А.Маслоу. В настоящее время они являются основными. Он выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Эти группы составляют иерархическую структуру, т.е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.

В работе также использована литература известных зарубежных и отечественных ученых, занимающихся проблемами двигательной активности деятельности, в том числе мотивации и потребности. В частности, таких авторов, как Х. Хекхаузен, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, Д.А. Леонтьев, А.Г. Маклаков, Е.П. Ильин, Корин Свит.

Целью данной работы является выявление особенностей потребности как движущего фактора активности.

Объект исследования - потребности личности.

Предмет исследования - исторические представления

Задачи курсовой работы:

Осуществить литературный обзор основных научных подходов к изучению потребностей.

Рассмотреть основную классификацию потребностей

Изучить иерархию и структуру потребностей.

Методы исследования:

Изучение историко-психологической литературы по данной теме.

 

 

Глава 1. Теоретические основы понятия потребностей личности

 

§ 1.1 Научные подходы к определению понятия потребности человека

 

Общепризнано, что потребности - это движущая сила человеческой деятельности, поведения. В то же время существует большой разброс в понимании сущности потребностей - от биологической трактовки до социально-экономической. Рассмотрим наиболее распространенные среди них.

Потребность как нужда - это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов (С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, А. Пьерон, В.И. Ковалев, В.А. Ядов, Л.И. Божович). Однако потребностное состояние у человека возможно и при избытке чего-либо, в связи с чем появляется потребность избавиться от этого избытка. Близким к этому стоит понимание потребности как отражение нужды в сознании человека.

Потребность как зависимость - это состояние организма, выражающее его зависимость от конкретных условий существования (В.А. Василенко, Б.И. Додонов). Однако зависимость показывает лишь, какие отношения существуют между организмом и внешней средой, но не отражает сущности потребностей.

Следует отметить, что приведенные выше два определения потребностей являются наиболее распространенными. Однако, наряду с ними, имеются и другие взгляды.

Потребность как отношение. В этом случае потребность понимается как отношение между субъектом и миром (Д.А. Леонтьев). Это скорее философский подход к пониманию потребностей, чем психологический. Но при этом исчезает собственно психологическое содержание потребностей.

Потребность как отсутствие блага. Состояние отсутствия блага - это и есть потребность (В.С. Магун). Предметом потребности при этом является отсутствующее благо. Если в предыдущем определении психологический подход заменялся философским, то в этом случае - социально-экономическим.

Потребность как отклонение от уровня адаптации. Потребность определяется как отклонение некоторой реальности, внутренней или внешней, от сложившихся ожиданий относительно этой реальности (Д.К. Мак-Клелланд). Человек, например, привык к определенному общению или получает удовольствие от данного вида еды, или определенной обстановки. Отклонение от этого привычного для человека уровня вызывает у него потребность в восстановлении ожидаемого состояния. Другие примеры: привычная обстановка вызывает скуку, которая переживается как потребность в новизне. Достигнутый результат перестает удовлетворять человека, что активизирует потребность в достижении.

Потребность как состояние (И.А, Джидарьян, В.Н. Мясищев, К. Обуховский). Действительно, переживание нужды свидетельствует об изменениях в состоянии организма и личности. Другое дело, является ли это состояние единственным выражением потребности.

Само по себе потребностное состояние лишь сигнализирует о том, что удовлетворение потребности натолкнулось на трудности. Поэтому потребностное состояние заставляет человека лишь искать причину страдания.

Потребность как динамическое состояние (К. Левин). Курт Левин понимал под потребностью динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-либо намерения, действия. Очевидно, что всякая потребность стремится к удовлетворению. Процесс удовлетворения состоит в разрядке динамического напряжения. Таким образом, потребность, это некая напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению). Отсюда вытекает, что динамическое состояние, напряжение является решающим фактором, детерминирующим поведение человека.

Анализ приведенных определений потребностей показывает, что все они содержат в себе факты, которые необходимо учитывать для понимания сути потребностей.

Во-первых, становится очевидным необходимость разделения потребностей на потребности организма и потребности личности. При этом потребности организма (нужды) можно разделить на не осознаваемые (не ощущаемые) и осознаваемые (ощущаемые). Потребности личности всегда осознаваемы либо на уровне ощущений (биологические потребности), либо на уровне понимания (социальные потребности).

Во-вторых, очевидно и то, что потребность тесно связана с нуждой. Однако нужда организма в чем-то отражает его объективное состояние, а потребность личности связана с осознанием нужды, т. е. имеет субъективную сторону.

В-третьих, понятно, что из потребности личности невозможно исключить потребностное состояние, отражаемое в сознании субъекта и сигнализирующее о необходимости удовлетворения возникшего желания.

Наконец, в-четвертых, само возникновение потребности является механизмом, запускающим активность человека на достижение цели, способную удовлетворить его потребность.

Учет перечисленных фактов позволяет Е.П. Ильину определить потребность личности как «переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием потребность личность.

 

§1.2 Классификация и виды потребностей

 

Как в отечественной, так и в зарубежной психологии личности существует множество классификаций потребностей. Предыдущий анализ сущности потребности, выявивший неоднозначность подходов, объясняет и множество классификаций потребностей. Некоторые авторы, например, Мюррей насчитал более 140 потребностей человека. Тем не менее, и в отечественной и в западной психологии сложились определенные традиции в классификации потребностей.

Можно выделить две классификации потребностей. В первой из них все потребности разделяются на биологические (материальные), социальные и идеальные (духовные).

Реализация биологических потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование человека. Это потребности в пище, одежде, сне, жилище, безопасности, сексуальные потребности, потребность экономии сил.

Социальные потребности отражают потребности человека принадлежать к какой-либо группе, в признании, доминировании, лидерстве, самоутверждении, внимании и привязанности окружающих, в уважении и любви, дисциплинированности, независимости-зависимости.

Идеальные потребности - это потребности познания окружающего мира, смысла своего существования, самоуважении и самореализации, собственно познавательные потребности, эстетические потребности.

Другая классификация делит все виды потребностей на два больших класса: потребности сохранения (нужды) и развития (роста). Первый класс включает в себя:

- физиологические (голод, жажда, сон, активность, секс) (по А. Маслоу),

- потребность в безопасности (по А. Маслоу) и сохранении (по К. Обуховскому),

- изобилия (полнота удовлетворения биологических потребностей) (по Р. Акоффу),

- биологические (по П.В. Симонову),

- материальные (по Ф.М. Достоевскому). Второй класс потребностей это:

- потребности в уважении и любви,

- самоуважении,

- самоактуализации (по А. Маслоу),

- познавательные, в том числе и познания смысла жизни,

- потребности в эмоциональном контакте, (по К. Обуховскому),

- социальные и идеальные потребности (по П.В. Симонову).

Однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее - тем видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.

Различают потребности:

- по сферам деятельности:

- потребности труда

- познания

- общения

- отдыха

по объекту потребностей:

- материальные

- духовные

- этические

- эстетические и др.

по значимости:

- доминирующие/второстепенные

- центральные/периферические

- по временной устойчивости:

- устойчивые

- ситуативные

по функциональной роли:

- естественные

- обусловленные культурой

по субъекту потребностей:

- групповые

- индивидуальные

- коллективные

- общественные

Желание (конкретизированная потребность) - потребность, принявшая конкретную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида с историческими, географическими и другими факторами страны или региона

Потребность - это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в чем-либо. Существуют разнообразные классификации потребностей, одну из наиболее значимых из них предложил П. В. Симонов, он считал, что потребности человека могут быть разделены на биологические, или органические (потребность в пище, воде, кислороде и др.), и социальные. К социальным потребностям следует отнести в первую очередь потребность в контактах с себе подобными и потребность во внешних впечатлениях, или познавательную потребность. Эти потребности начинают проявляться у человека в самом раннем возрасте и сохраняются на протяжении всей его жизни.

Информация о работе Психологическая характеристика основных потребностей людей