Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:16, курсовая работа
Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал обсуждаться в психологии сравнительно недавно, в первой четверти ХХ века. При этом потребность как переживание нужды рассматривалась среди различных эмоциональных проявлений, а порой - и как инстинкты. Очевидно, первой работой, специально посвященной потребностям, является книга экономиста и ученого Луйо Брентано. Он определил потребность как «всякое отрицательное чувство, соединенное со стремлением устранить его при помощи удаления вызывающей его неудовлетворённости». С тех пор появилось много различных точек зрения на её сущность - от чисто биологических до социально - экономических и философских. Так к первым можно отнести представления З.Фрейда о влечении и рассуждения Г.Холла (G.Hall, 1961) о «драйве». Существует точка зрения о потребностях как отсутствии блага у психолога Д.А.Леонтьева Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей //Психологический журнал.-1992.-№ 2. - как отношении между личностью и окружающим миром.
Введение
Глава 1. Теоретические основы понятия потребностей личности
§ 1.1 Научные подходы к определению понятия потребности человек
§ 1.2 Классификация и виды потребностей
Глава 2. Экспериментальное изучение основных потребностей человека как личности
§ 2.1 Выделение и характеристика наиболее значимых потребностей с точки зрения практического поведения личности
Заключение
Список литературы
Не мало важный вклад в классификацию потребностей внес американский психолог А. Маслоу. Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года "Мотивация и Личность" (Motivation and Personality).
Сам Маслоу выделяет 5 уровней потребностей, не ставя их в иерархическую последовательность:
1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
2. Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.
3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.
Позже была составлена более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):
1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
3. Потребность в принадлежности и любви.
4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.
потребность личность человек
Глава 2. Экспериментальное изучение основных потребностей человека как личности
§2.1 Выделение и характеристика наиболее значимых потребностей с точки зрения практического поведения личности
Выделяют две основные функции потребностей личности: сигнальную и побуждающую.
Первая состоит в том, что возникновение потребности сигнализирует человеку о появлении дефицита, изменении состояния (физического или психического), нужности чего-то. Именно измененное состояние, осознаваемое либо неосознаваемое человеком является сигналом, запускающий деятельность.
Вторая функция состоит в побуждении активности, деятельности для удовлетворения потребности, с целью устранения или усиления потребностного состояния. Потребность выступает как источник активности, побудитель деятельности, поведения человека.
Таким образом, видно, что почти одни и те же потребности перетасовываются между собой в зависимости от способа их классификации. Приведенные классификации позволяют выделить наиболее значимые с точки зрения практического поведения личности потребности.
Потребность в достижении (успехе). Она выражает стремление человека к улучшению результатов деятельности. Потребность в достижении наиболее тесно связана с успешностью в деятельности. Как правило, эта потребность наиболее полно удовлетворяется среди лиц с высоким уровнем мастерства. У женщин данная потребность выражена сильнее, чем у мужчин.
У людей со слабой потребностью в достижениях слабо выражена внутренняя мотивация деятельности. При этом они больше побуждаются защитной мотивацией (мотивация избегания неудачи: не получить плохую оценку, не быть отчисленным или уволенным и т. п.).
Потребность в аффиляции (межличностном общении). Данная потребность предусматривает высокий уровень эмпатии. Следует отличать эту потребность от потребности в покровительстве, помощи, признании со стороны других. Все это - разные стороны потребности в аффиляции.
Экспериментальное изучении данной потребности выявило следующие факты. При среднем уровне потребности в аффиляции у студентов наблюдается положительное ее влияние на успеваемость. Сильный уровень - отрицательно связана с успешностью. У женщин этот вид потребности выражен сильнее, чем у мужчин. Кроме того потребность в аффиляции значимо влияет на степень удовлетворенности студентов учением. Причем у мужчин это влияние сильнее, чем у женщин. В то же время потребность в аффиляции практически не оказывает влияния на облегчение учебной деятельности. Более того, у лиц с высоким уровнем этой потребности несколько возрастают трудности учения. С возрастом потребность в аффиляции уменьшается. Установлено, что она положительно коррелирует с тревожностью.
Потребность в доминировании - возникает и удовлетворяется в процессе общения. Наряду с этой потребностью говорят о потребности в самоутверждении, в лидерстве, в независимости, ответственности. По мнению Ю.М. Орлова - все это различные потребности, весомая компонента в которых принадлежит потребности в доминировании.
Данные экспериментального изучения этой потребности выявили ее противоречивое влияние на успеваемость. Например, стремление к доминированию, вне связи с другими потребностями, снижает учебную успешность студентов. Чем сильнее потребность в доминировании, тем меньше вероятность сдать сессию на отлично. Вместе с тем вероятность сдать сессию не ниже, чем на хорошо, уже не зависит от степени развития потребности доминирования.
Положительная связь этой потребности с потребностью в достижении оказывает положительное влияние учебную успешность. Студенты с высоким уровнем потребности в доминировании испытывают меньше трудностей в учении. По-видимому, этот вид потребности повышает общий уровень мотивации, способствуя тем самым облегчению учебной деятельности. У женщин влияние доминирования на облегчение учения выражено сильнее. При этом эффект облегчения возрастает с ростом успеваемости.
Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Классифицировать все виды деятельности вряд ли представляется возможным, поскольку для того, чтобы представить и описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико, что обусловлено индивидуальными особенностями людей.
Заключение
Подводя итоги проведенной работы по изучению потребностей как движущего фактора активности, следует отметить, что каждая новая «теория», внося что-то новое, отвергает представления предыдущих, однако большинство психологов признают за потребностью функцию побуждения активности (поведения, деятельности) человека.
Динамичность классификации потребностей заключается в том, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Т.е. без удовлетворения низших потребностей невозможно достижение высшего уровня - самоактуализации. Что же касается самого высокого класса способностей - самоактуализации, то, по А.Маслоу, самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у небольшого меньшинства она является в какой-то степени свершившейся. Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Иерархия потребностей является преимущественно индивидуальной или групповой. Общим можно считать лишь то, что удовлетворение потребностей существования на некотором базовом уровне является необходимым условием формирования всех остальных потребностей. Следовательно, при классификации потребностей должны учитываться не только их виды, но и уровни удовлетворения. В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний у одних людей после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования будет доминировать стремление к максимизации потребления материальных благ; у других -- к власти и славе; у третьих -- к знаниям и творчеству; у четвертых -- к духовному совершенствованию.
Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего - то желают. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека.
Когда человек удовлетворяет и её, следующая требует удовлетворения. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.
Список литературы
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. ЛГУ, 2008.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания М., 2009.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2010.
Ковалев А.Г. Психология личности. М., 2009.
Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М., 2010.
. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2005. - 304 с.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. II. М.: Педагогика, 2004. - 322 с.
Орлов Ю.К. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2006. - 287 с.
Маслоу А. Психология бытия / Отв. ред. С.Н. Иващенко. Пер. с анг. О.О. Чистякова. - М., Киев: Рефл. - бук.: Ваклер, 2005. - 300с.
Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действиям. - М.: АПН, 2004. - 184 с.
Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология. Тексты. Вып. 5. - М., 2004. - С. 15-110.
Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека. - М.: Знание, 2005. - 63 с.
Симонов П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. - М.: Наука, 2006. - 98 с.
Абаев Н.В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. - Новосибирск, Наука, 1983. - 214 с.
Абашидзе Е.К. Персоналистическая психология (В. Штерн). - Тбилиси; Изд-во АН ГССР, 2001. - 96 с.
Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., Наука, 1980. - 216 с.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человековедения. - М., Наука, 2005. - 116 с.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., Изд-во АПН РСФСР, 2002. - 164 с.
Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. - Учен. Зап. ЛГУ, 2003, вып. 16. - №265. - 56 с.
Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 2004. - 286 с.
Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Мысль, 2004. - 341 с.
Ковалев В.И. К проблеме мотивов // Психологический журнал, 2006. - Т. 2. - №1. - с. 18-22
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2005. - 304 с.
Немов, Р.С. Практическая психология- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 320с.
Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991, с. 52-73.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., Питер, 2002. 720 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. - Минск: Харвест, м.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 800 с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум / Л.Д.Столяренко.- Ростов - на - Дону: «Феникс», 1999. -576с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3 - е междунар. Изд. - СПб.: Питер, 2003. - 608 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2 - е междунар. Изд. - СПб.: Питер, 2003. - 860 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Психологическая характеристика основных потребностей людей