Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 17:47, курсовая работа
Краткое описание
Подходя к изучению теории рациональной бюрократии Макса Вебера, важно отметить, что она является одной из важнейших концепций управления в современном обществе. Научное определение термина «бюрократия» (от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. κράτος — господство, власть) — то направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчиненным); также под бюрократией разумеют класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из этих агентов центральной правительственной власти. Слово бюрократия было введено в 1745 году Ж.К. де Гурне.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….......3 Глава 1 Теория рационализации Макса Вебера…………………………………...6 Глава 2 Концепция рациональной бюрократии §1 Рациональная бюрократия Макса Вебера…………………………………….10 §2 Идея легального господства в рациональной бюрократии Макса Вебера……………………….....................................................................................15 Глава 3 Рациональная бюрократия в современном обществе §1Применимость рациональной бюрократии в РФ……………………………...23 §2 Виды рациональной бюрократии в современных организациях…………...24 §3 Критический анализ теории рациональной бюрократии……………………..27 Заключение………………………………………………………………………….41 Список использованной литературы……………………………………………...43
Ранее многочисленный вспомогательный
персонал (секретари, водители, работники,
обслуживающие здания и оборудование,
и т.п.) не включался в систему должностей
государственной службы. Теперь они входят
в категорию обеспечивающих специалистов,
существующих для организационного, информационного,
документационного, финансово-экономического,
хозяйственного и иного обеспечения деятельности
государственных органов.[13] Ранее они
формально и статусно не являлись чиновниками,
однако в статистике в настоящее время
они объединяются с государственными
служащими в одну группу, как занятые в
органах государственной власти и управления.
Это важно учитывать, сравнивая численность
чиновников в разные периоды времени.
Мнение о том, что постсоветская
бюрократия очень многочисленна и раздута
сверх необходимости, разделяется не только
широкой публикой, но и рядом журналистов
и исследователей. Обычно используемый
аргумент в пользу такого утверждения:
приводятся ссылки на статистические
данные, согласно которым, занятых в сфере
управления, в наши дни в России больше,
чем это было в годы существования Советского
Союза. В середине 1980-х общая численность
занятых в аппарате управления в СССР
колебалась от 2 млн. до 2,4 млн. человек.[14,
стр.18] Однако нужно учитывать процедуры
подсчёта соответствующих статистических
показателей, изменения правил отнесения
тех или иных лиц к категории работников
сферы государственного управления, появление
у органов государственного управления
новых функций.
Во-первых, любые статистические
сравнения предполагают, что используемые
показатели сопоставимы. Определение
точной численности работников сферы
государственного управления в советское
время – непростая задача, поскольку соответствующие
функции были «размыты» между разными
ведомствами и организациями. К тому же
многие функции государственного управления
выполнялись освобождёнными работниками
партийного и профсоюзного аппаратов,
которые могли формально не включаться
в численность органов государственного
управления.
Во-вторых, публикуемые данные
о численности занятых в органах управления
в России в 1990-е годы и в настоящее время
также нуждаются в пояснении. Эти цифры
могут включать не только собственно управленцев,
большинство из которых занимают государственные
или муниципальные должности, но и многочисленную
армию работников, их обслуживающих. Понятно,
что, согласно таким подсчётам, численность
собственно тех, кто выполняет функции
государственного управления, преувеличена.
В-третьих, внутри самой бюрократии
произошли глубокие структурные изменения,
затрагивающие функциональные основы
её деятельности и способствующие увеличению
её численности. Проведены анализ и классификация
функций, осуществляемых федеральными
органами исполнительной власти. Всего
в рамках работы Правительственной комиссии
по проведению административной реформы
было проанализировано 5634 функции, из
них признано избыточными - 1468, дублирующими
- 263, требующими изменения - 868. Приняты
и готовятся нормативные правовые акты
по отмене ряда избыточных и дублирующих
функций.
В-четвёртых, происходят децентрализация
и расширение функций местных органов
управления. Это объективно вызывает рост
численности занятых в данной сфере на
региональном и местном уровнях.
Наконец, в-пятых, создание и
функционирование демократической политической
системы предполагают значительную занятость
в органах, её обеспечивающих.
Последние три обстоятельства
объясняют наличие определённых объективных
предпосылок к росту численности занятых
в сфере государственного управления
и местном самоуправлении при переходе
к рыночной экономике и более демократическому
устройству общества. Всё это, однако,
не исключает и внутренне запрограммированную
в любой бюрократии тенденцию к неуклонной
экспансии вне связи её с объективным
расширением полномочий и обязанностей.
Специальное статистическое
обследование государственных и муниципальных
органов было начато только в 1994г., поэтому
сопоставимых данных за более ранний период
нет. Но, судя по косвенным данным, относящимся
к органам управления и включающим одновременно
органы милиции, полная численность занятых
здесь сократилась в 1992 г. по сравнению
с 1991 г. Это стало закономерным следствием
распада СССР и быстрого демонтажа советских
государственных институтов (министерств
и ведомств). Однако уже в 1993 г. она вновь
начала быстро расти в результате создания
новых и расширяющихся действовавших
министерств и федеральных служб.
В 1995 г. численность занятых
в органах управления возросла примерно
на 6% (самый значительный прирост за весь
период наблюдения). В целом в 1994-2000 гг.
численность занятых в органах исполнительной
власти увеличилась на 15,1%, а общий прирост
(по всем ветвям власти) составил 15,8%.
По регионам прирост занятости
в сфере государственного управления
распределялся неравномерно, а межрегиональная
вариация увеличивалась. На начало 2000
г. плотность госслужащих в расчёте на
1000 человек постоянного населения варьировалась
от 4 (в Ингушетии) до 58 (в Эвенкийском автономном
округе) при средней по стране 8 человек.[14]
Теперь сосредоточимся только
на работниках органов исполнительной
власти, то есть на тех, кого обычно и зовут
«бюрократами». Почти 90% всех государственных
и муниципальных служащих заняты именно
в учреждениях исполнительной власти.
За 6 лет (1994-1999 гг.) их численность возросла
с 894 тыс. до 1029,5 тыс. человек, то есть на
15% (см. табл.1). На начало 2001 года в расчёте
на 1000 человек приходилось 7 человек, занятых
в органах исполнительной власти всех
уровней.[15]
Оценивая общий масштаб занятости
в этой сфере, необходимо иметь в виду,
что в любой управленческой организации
трудятся не только «бюрократы». Поэтому
их реальная численность (с точки зрения
выполнения собственно чиновничьих функций)
оказывается меньше. На начало 2001 г. персонал
по охране и обслуживанию зданий составлял
свыше 120 тыс. человек, или 10% от всего списочного
состава работников государственных и
муниципальных органов.
Подавляющая часть чиновников
трудилась в регионах. В 1994-2000 гг. тенденции
изменения численности чиновников в центре
и на местах были противоположны. Численность
чиновников в центральном аппарате федеральных
ведомств («федеральные чиновники на федеральном
уровне») за рассматриваемый период снизилась
на 10% и составила менее 30 тыс. человек.
Их доля сократилась с 3,8 до 2,9%, доля федеральных
чиновников в регионах тоже уменьшилась.
В регионах наблюдалась противоположная
ситуация: суммарная численность чиновников
в регионах возросла на 8%, а численность
работников исполнительной власти субъектов
Федерации и местного самоуправления
повысилась более чем на 20% (с 515 тыс. до
625 тыс. человек)! Именно за счёт региональных
и местных чиновников и растёт общая численность
этой группы.
В 2000-2005 годах тенденция к постоянному
росту численности занятых на государственной
службе сохранилась. Это связано с административной
реформой, изменением в структуре федеральных
органов исполнительной власти, введением
института полномочных представителей
президента в федеральных округах. Каждый
полпред имеет свой достаточно обширный
аппарат, в который входят: заместители
полпреда, общественные приёмные (региональные
и территориальные), начальники управлений
и отделов, руководители общественных
приёмных, главы различных многочисленных
комиссий и главные федеральные инспектора.
На данный момент по сравнению
с советским временем чиновников в нашей
стране стало больше в 14 раз: 2,5 миллиона
на одну только Россию против 400 тысяч
человек на весь Советский Союз. Об этом
сообщила руководитель сектора изучения
элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская
на презентации доклада "Бюрократия
и власть в новой России: позиция населения
и оценки экспертов". Это исследование
касалось госслужащих низшего и среднего
звена в сфере управления.
В итоге хотелось бы представить
более полные сведения об отношении граждан
к власти, которые представлены в социологическом
исследовании, «Бюрократия и власть в
новой России: позиция населения и оценки
экспертов» проведенном Институтом социологии
(ИС) РАН совместно с российским представительством
фонда Фридриха Эберта (Friedrich Ebert Stiftung).
Исследователи интервьюировали 1,5 тысячи
респондентов из 11 социальных групп (которые
сыграли в исследовании роль «населения»)
и 300 чиновников среднего и низшего звена
(ответившие за «бюрократию»). Погрешность,
как утверждают эксперты, колеблется в
пределах 1-3%.[16]
Становится все более очевидным
факт, что отечественная бюрократия за
15 лет российских реформ заметно изменилась,
усилила свое влияние на жизнь страны,
овладела многообразием инструментов
по защите и продвижению своих интересов
в новых экономических и политических
условиях.
Начнём с оценки уровня коррупции. Как
это ни печально, но народ сегодня уверен,
что главная беда России - это засилье
бюрократов и их сращивание с крупным
капиталом. Люди считают, что из-за них
расцвела коррупция, они мешают развитию
малого и среднего бизнеса и предают общенациональные
интересы. А вот чиновники собой довольны
и считают, что их главное достоинство
- профессионализм. И если понятия "государство"
и "государственные служащие" вызывают
у наших сограждан скорее позитивное чувство,
то "власть" и "чиновничество"
- резко негативное. Любопытно, что самой
бюрократии термин "чиновник" тоже
не нравится. Все они хотят быть государственными
служащими. Хуже всего народ относится
к высшему чиновничеству - слою, который
Владимир Путин назвал в своем Послании
"надменной кастой".Результаты исследования
показали, что наиболее коррумпированными
институтами россияне считают власть
на местах (на нее указали 40,9% опрошенных)
и правоохранительные органы (33,8%). Кроме
того, среди пораженных коррупцией институтов
были названы судебная система (22%), крупный
бизнес (18,5%), федеральное правительство
(17,2%), медицина и образование (17,7%), военкоматы
(14,8%).[17](график 1)
График1:
При этом
наименее коррумпированными, по мнению
россиян, являются политические партии
(41%), парламент (32%) и средства массовой
информации (27%).[17](график 2)
График 2:
Любопытно, что
каждому третьему опрошенному лично не
приходилось давать деньги и подарки людям,
от которых зависело решение его проблем.
Еще примерно треть участников опроса
признали, что им приходилось это делать,
но "в единичных случаях".
Согласно результатам исследования,
к наиболее типичным ситуациям, когда
россиянам приходилось вручать "подарки",
можно отнести общение с работниками медицины
и образования (30,5%), общение с сотрудниками
ГАИ (19%), чиновниками (15,4%) и с сотрудниками
милиции (10,1%).[16]
По мнению россиян, наиболее
эффективно с коррупцией борются ФСБ (21,6%)
и президент (19%). Одновременно респонденты
придерживаются невысокого мнения о роли
гражданского общества в борьбе с коррупцией.
Роль правозащитных и других общественных
организаций в борьбе с коррупцией отметили
лишь 7,9% опрошенных, а роль СМИ - около
8,5%.[16]
Более половины россиян (54%)
выступают за радикальное сокращение
чиновничества. А 65% госслужащих уверены,
что такие реформы ничего не дадут. Граждане
при этом выступают за усиление общественного
контроля за деятельностью чиновников
– 60%, за более тщательный отбор на государственные
должности – 44% и за введение запрета на
госслужбу для тех, кто был уличен в коррупции,
население поддерживает предложение ужесточить
наказания за особо тяжкие коррупционные
деяния «вплоть до смертной казни». 46,2%
россиян считают, что этот шаг снизит уровень
коррупции. Доля скептиков, полагающих,
что такая мера никак не повлияет на уровень
коррупции, почти вдвое меньше - 25,3%. В свою
очередь, сами чиновники убеждены, что
для более эффективной работы надо и производить
тщательный отбор кандидатов (52%), и повысить
заработную плату (за это предложение
высказались 40% опрошенных бюрократов).
В целом, как показал опрос, в обществе
преобладает мнение, что "коррупцию
в принципе невозможно победить". Так
считает более половины опрошенных россиян
- 53,8%.[16]
Также выяснилось, что две трети населения
страны оценили деятельность государственных
чиновников как неэффективную. У чиновников
на это оказался диаметрально противоположный
взгляд. Две трети чиновников на просьбу
дать оценку своему труду ответили, что
без них невозможна нормальная работа
государства.
Также, опросили респондентов на тему
деловых и нравственных качеств российского
и западноевропейского чиновника. Если
для заграничного бюрократа простые россияне
выбрали из списка качеств «компетентность»
и «неподкупность», то отечественному
не посчитали нужным приписать ни одного
положительного качества. Российский
чиновник, по версии населения, оказался
«равнодушным» (63,7%), «продажным» (58,5%),
«безразличным к интересам своей страны»
(41,1%), «некомпетентным» (31,1%), «необразованным
и грубым» (26%).[9] Сами чиновники нашли для
себя в предложенном списке куда более
приятные качества. Отечественный бюрократ
назвал себя «трудолюбивым» и «профессиональным».
На вопрос, почему работа чиновников воспринимается
как неэффективная, население заявило,
что у бюрократа просто «отсутствует страх
наказания». Чиновники же сослались на
«несовершенство законодательства» и
«низкую зарплату». При этом ни один из
300 опрошенных госслужащих не определил
свое материальное состояние как плохое.
Напротив, 34% бюрократов открыто признались,
что заинтересованы в первую очередь в
«сохранении и постоянном увеличении
своего богатства, невзирая на низкий
уровень жизни населения».
Эксперты были шокированы и еще одним
фактом. С утверждением, что российские
чиновники стали «отдельной кастой, объединенной
общими интересами и особым образом жизни»,
согласились 76,2% опрошенного населения.
Что же до чиновников, то они этот тезис
отрицать не стали. Больше 40% госслужащих
объявили экспертам, что действительно
стали особым сословием. Также воспринимает
сегодня класс чиновников и подрастающее
поколение. 24% работающего населения (в
том числе 48% опрошенных студентов) хотят
поступить на госслужбу, потому что «работа
в госаппарате дает материальные привилегии,
льготы, стабильность и карьеру».[16]
На вопрос,
в чьих руках находится власть в России,
ответы разделились. Так, 32% опрошенных
россиян считают, что власть в стране принадлежит
олигархам. Среди более осведомленных
госслужащих такого мнения придерживаются
только 16%. Еще 32% чиновников считают, что
реальная власть принадлежит президенту,
хотя среди населения таковых всего 19%.
Российский народ как носителя власти
не воспринимают обе категории респондентов:
всего 1,9% чиновников и 0,8% процентов опрошенных
россиян считают, что народ влияет на функционирование
власти.[17]
По мнению 42% чиновников
и 46% обычных граждан, никак не повлияла
на эффективность государственного аппарата
отмена выборности губернаторов. При этом
38% чиновников и 31% граждан полагают, что
эта реформа ситуацию в будущем улучшит,
а 19% бюрократов и 21% россиян думают, что
ухудшит. Что касается нового порядка
выборов в Думу по пропорциональной системе,
то в том, что он ничего не изменит, не сомневаются
53% чиновников и 57% не имеющих отношения
к госслужбе опрошенных. Лишь на Общественную
палату и те и другие возлагают определенные
надежды. Ее создание положительно повлияет
на госаппарат, по мнению 43% госслужащих
и 46% обычных граждан. В целом же, по мнению
россиян, вертикаль власти Путина недостаточно
эффективна – так думают 70% опрошенных.[16]