Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 17:47, курсовая работа
Краткое описание
Подходя к изучению теории рациональной бюрократии Макса Вебера, важно отметить, что она является одной из важнейших концепций управления в современном обществе. Научное определение термина «бюрократия» (от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. κράτος — господство, власть) — то направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчиненным); также под бюрократией разумеют класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из этих агентов центральной правительственной власти. Слово бюрократия было введено в 1745 году Ж.К. де Гурне.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….......3 Глава 1 Теория рационализации Макса Вебера…………………………………...6 Глава 2 Концепция рациональной бюрократии §1 Рациональная бюрократия Макса Вебера…………………………………….10 §2 Идея легального господства в рациональной бюрократии Макса Вебера……………………….....................................................................................15 Глава 3 Рациональная бюрократия в современном обществе §1Применимость рациональной бюрократии в РФ……………………………...23 §2 Виды рациональной бюрократии в современных организациях…………...24 §3 Критический анализ теории рациональной бюрократии……………………..27 Заключение………………………………………………………………………….41 Список использованной литературы……………………………………………...43
Большинство граждан не сомневаются,
что именно бюрократия препятствует экономическому
подъему России. 49% опрошенных назвали
главным препятствием для развития страны
коррумпированность элиты (среди чиновников
считают так 35%), а еще 23% отмечают низкий
профессионализм управленцев. Правда,
в числе проблем, которые волнуют жителей
России, коррумпированная бюрократия
всего лишь на пятом месте после алкоголизма
и наркомании, низкого уровня жизни, снижения
морали и нравственности, сокращения доступа
к бесплатному образованию и здравоохранению.
«Результаты исследования производят
удручающее впечатление: с одной стороны,
граждане признают, что бюрократы работают
не на Россию, а на себя, но с другой – не
видят этой системе альтернативы», – отметил
в разговоре с «Газетой.Ru» независимый
депутат Госдумы Владимир Рыжков. По его
мнению, опрос показал, что за последние
пять лет отношение к бюрократии у россиян
ухудшилось на порядок по сравнению с
эпохой СССР и начала 90-х, что заметно бьет
по репутации действующего президента,
который тщательно отстраивал новую систему
государственной власти.[18] «Можно сказать,
что чиновничество разлагает общественное
сознание, создавая у молодежи ощущение,
что коррупция – это правильный способ
заработать на жизнь», – прокомментировала
последние данные руководитель Центра
изучения элиты ИС РАН Ольга Крыштановская,
заметившая, что сегодня в стране возник
«феномен создания класса чиновничества,
защищающего собственные классовые интересы».
Подводя итог данным исследованиям,
то рассматривая сложившееся состояние
государственной службы на 2002-2005 года,
то оно порождает следующие негативные
тенденции ее развития к нынешнему времени.[13]
Ухудшается профессиональный состав государственных
служащих в связи с низкой средней заработной
платой и ее существенной дифференциацией
по государственным органам. Усиливается
дефицит государственных служащих в возрасте
до 45 лет, имеющих опыт работы в современных
экономических условиях. Одновременно
происходит снижение престижа государственной
службы как вида профессиональной деятельности.
Сохраняется преобладание государственных
служащих с непрофильным образованием.
Мужчины преобладают на должностях руководителей,
а женщины — на должностях специалистов.
Нехватка квалифицированных кадров сочетается
с наличием незаполненных вакансий, что
в первую очередь связано с низкой оплатой
труда государственных служащих. Поступление
граждан на государственную службу и должностной
(служебный) рост государственных служащих
в большей степени зависят от личного
отношения к ним руководителя государственного
органа, нежели от их профессионального
уровня и деловых качеств. Частая смена
руководителей государственных органов
нередко приводит к очередному изменению
структуры этих органов и неоправданному
увольнению государственных служащих.
Во многих случаях качество
подготавливаемых документов является
неудовлетворительным. Деятельность государственных
органов недостаточно регламентирована
и слабо контролируется
со стороны гражданского общества. Утратили
силу прежние нормы морали и идеологического
воздействия, регулировавшие поведение
работников органов государственной власти
и управления и ставшие барьеры на пути
злоупотреблений коррупции и произвола
в этих органах. Пока еще не выработаны
новые правила служебного поведения (профессиональной
этики) государственных служащих и законодательные
механизмы их реализации.
Таким образом, в данной главе
указаны недостатки и эффективность рациональной
бюрократии. Многие проблемы не решены:
не устранены недостатки в области подготовки
кадров для гос.службы и профессионального
развития гос.служащих. Имеющиеся образовательные
учреждения в целом не обеспечивают необходимый
уровень профподготовки государственных
служащих. В целом рациональная бюрократия
распространена в современном общество,
хотя в разных странах эта модель имеет
свои различия и недостатки.
Заключение
В данной курсовой работе были
решены все поставленные задачи: изучены
теоретические истоки рациональной бюрократии
Макса Вебера, рассмотрено понятия бюрократия
как вида господства, рассмотрена бюрократия
на примере РФ.
Для рациональной бюрократии
Макса Вебера, которая разработана в «Хозяйстве
и обществе», характерно преобладание
формально-правового начала, формирование
типа чиновника, который руководствуется
в своей деятельности системой формальных
правил, а не предписаниями традиции и
волей монарха.
Бюрократия в современном обществе
выступает как особая социальная группа
со своими собственными взглядами и ценностными
ориентирами. Анализ работы Макса Вебера
подтверждает то, что бюрократия нередко
действует из своих собственных групповых
интересов, а не интересов той организации,
которая использует бюрократический управленческий
аппарат.
Проблема ограничения власти
бюрократии являлась для Вебера одной
из центральных. Социолог рассматривал
различные институциональные механизмы,
которые могли бы послужить противовесом
бюрократическому управлению. Система
представительного правления являлась
органом для установления контроля за
деятельностью административного аппарата.
Таким образом, благодаря Максу
Веберу рациональная бюрократия получила
широкое распространение и использование,
хотя эта теория была не полностью адаптирована
для современного общества, поэтому в
разных странах эта концепция получила
свои изменения.
Разработанная Вебером теория
успешно используется для анализа структур
государственного управления в России
на различных этапах эволюции.
Основное внимание в данной
работе было уделено теории идеально-рациональной
бюрократии Макса Вебера, т.к. в науке о
теории организации все ученые сходятся
во мнении, что это наиболее подходящая
и удобная концепция, тщательное описывающая
все эффективные и деструктивные функции
и степень важности данного вида управления.
Исследование М.Вебера изменило мнение
о рациональной бюрократии, показало направления
развития организационных управленческих
структур.
Список использованной
литературы:
1. Осипов Г.В. История социологии
в Западной Европе и США.Учебник
для вузов. - М.: 1999.
2. Арон Р. Этапы развития
социологической мысли. - М.: "Прогресс",1992.
3. Вебер М. Избранные произведения.-
М.: "Прогресс",1990.
4. Вебер М. Основные социологические понятия.
- М.: "Прогресс",1990.
5. Вебер М. Избранные произведения.
Образ общества. С.71.
6. // Американская социология:
перспективы, проблемы, методы. М., 1972. С.100-102..
7. Арон Р. Этапы развития
социологической мысли. - М.: "Прогресс",1992.
8. Бендикс Р. Образ общества
у Макса Вебера.- М.: 1994.
7. Ключевский В.О. Курс
русской истории: В 8 т. М., 1958. Т.3.
8. Вебер М. Основные социологические понятия
// Избранные произведения: Пер. с нем. /
Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова;
Предисл. П.П.Гайденко. — М.: Прогресс, 2000.
— С.97-105. — (Социологич. мысль Запада).9.
Фролов С. С. Социология организаций: Учебник.
- М.: Гардарики, 2001
10.Томас Р.Дж. Беннис У. Как становятся
лидерами: Менеджмент нового поколения:
Роль эпохи, ценностей и событий в становлении
лидеров /пер. с англ. Кулебы В.В., Москва,
2006
11. Вебер М. Хозяйство и
общество, ч.1, гл.3.// Социологические
исследования. 1988, N 5
12. Гидденс, Э. Социология / Пер.
с англ.; науч. ред. В. А. Ядов; общ. ред.
Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. — М.:
Эдиториал УРСС, 1999
13. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы
бюрократии у Макса Вебера. // Вопросы философии.
1991. № 3
14.Вебер М. Основные социологические
понятия // Избранные произведения:
Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл.
Ю.Н.Давыдова; Предисл. П.П.Гайденко. —
М.: Прогресс, 2000. — С.97-105. — (Социологич.
мысль Запада)
15. Статистический бюллетень №
4 (78), июль 2001 г. Состав работников, замещавших
государственную и муниципальную должности
по полу, возрасту, стажу работы, уровню
образования на 1 января 2001года. Статистический
бюллетень. Госкомстат РФ. 2001
16. Социологическое исследование
ИС РАН совместно с росс. представительством
фонда Ф.Эберта «Бюрократия и
власть в новой России: позиции
населения и оценки экспертов».
– М.: 2005 (http://www.isras.ru/analytical_report_bureaucracy.html)
17. Ключевский В.О. Курс русской
истории: В 8 т. М., 1958. Т.3.